Психодиагностика характеризуются широким спектром методи¬ческих подходов. Многообразие этих подходов обусловливает существование различных систем классификации психодиагности¬ческих тестов.
С позиций формального анализа классификацию целесообраз¬но строить на сравнительно самостоятельных элементах психоди¬агностического эксперимента, отражающих его внешнюю сторону. К ним относятся воздействие на испытуемого в ходе эксперимента (стимулы), ответы (отклики) испытуемого на это воздействие и операции с информацией, рожденной реакциями испытуемого на стимулы.
Классификация психодиагностических методик
Психодиагностика характеризуются широким спектром методических подходов.
Многообразие этих подходов обусловливает существование различных систем
классификации психодиагностических тестов.
С позиций формального анализа классификацию целесообразно строить на
сравнительно самостоятельных элементах психодиагностического эксперимента,
отражающих его внешнюю сторону. К ним относятся воздействие на испытуемого в ходе
эксперимента (стимулы), ответы (отклики) испытуемого на это воздействие и операции с
информацией, рожденной реакциями испытуемого на стимулы. Соответственно,
основанием для классификации психодиагностических методик могут служить различные
сочетания форм тестовых заданий со способами реагирования испытуемых, дополненные
характеристиками процедур обработки экспериментальных данных.
В таблице 1 представлены формы тестовых заданий психодиагностических методик.
В этой таблице все виды стимулов разделены на вербальные и невербальные. В свою
очередь, среди вербальных вычленяются стандартизированные и индивидуально
ориентированные стимулы, а невербальные включают в себя статические и динамические
стимулы. Вербальные стимулы — это вопросы, утверждения и задания, выраженные
словами. Стандартизированные стимулы являются одинаковыми для всех испытуемых, в то
время как индивидуально ориентированные подбираются персонально для каждого
испытуемого. Невербальные стимулы — это картинки, фигуры, значки, пятна и т.п. Кроме
того, невербальные стимулы могут обращаться к сфере не только зрительного восприятия,
а и других чувств (слух, осязание, обоняние, вкус). Параметры статических невербальных
стимулов постоянны во Времени, а у динамических объектов могут изменяться форма,
цвет, высота тона звука и т.д.
Характеристика форм тестовых заданий дополняется описанием порядка
предъявления стимулов в процессе психодиагностического эксперимента. Этот порядок
может быть фиксированным и Переменным. Разновидностью переменного порядка
является случайное предъявление стимулов, которое применяется, например, для
организации рандомизированного исследования. Другая разновидность связана с
использованием в ряде психодиагностических методик обратной связи с испытуемым,
когда содержание и форма текущего стимульного материала зависят от реакций испы
туемого на предыдущие стимулы.
Таблица 1
Виды тестовых заданий
Виды стимулов
Порядок предъявления
стимулов
Вербальные
Стандарт
изированн
ые
Индивидуаль
но
ориентирова
нные
Невербальные
Статичес
кие
Динамиче
ские
Фиксир
ованны
й
Переменный
Случа
йный
С обратной
связью
Способы ответов испытуемого на тестовые стимулы разделяются на закрытые,
открытые и динамическое реагирование через органы управления (табл.2). При закрытомспособе все ответы в совокупности образуют полную группу, или, иными словами, все
возможные виды ответов заранее известны. Эти ответы могут осуществляться в форме
выбора из "меню ответов" (в зависимости от объема меню различают методики с
альтернативным и множественным выбором), с помощью оценивания какоголибо признака
по заданной шкале, путем восстановления частей предложений, фигур и т.д., а также
посредством переструктурирования данных. Открытые способы предполагают ответы
испытуемого на предъявляемые стимулы в свободной форме. При этом могут быть рег
ламентированы лишь самые общие требования к форме ответа (вербальная или
невербальная, ориентировочные объем и время). Открытые способы включают в себя
ответы в виде дополнения заданного стимула и ответы, в которых полностью допускается
свободное конструирование. При динамическом реагировании через органы управления
используются перцептивные и моторные способности испытуемого.
Таблица 2
Виды ответов на тестовые задания
Выб
ор
Оценивание
по заданной
шкале
Закрытые
Восстановле
ние частей
Открытые
Переструк
турировани
е
Дополн
ение
Свободное
конструиров
ание
Динамическ
ое
реагировани
е
Ниже приводятся характеристики возможных форм сочетаний тестовых заданий с
видами ответов испытуемых, которые иллюстрируются ссылками на известные
психодиагностические методики, а также дается оценка соотношения качественного и
количественного компонентов для каждого выделенного класса психодиагностических
методик.