Классификация психодиагностических методик

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Психодиагностика характеризуются широким спектром методи¬ческих подходов. Многообразие этих подходов обусловливает существование различных систем классификации психодиагности¬ческих тестов. С позиций формального анализа классификацию целесообраз¬но строить на сравнительно самостоятельных элементах психоди¬агностического эксперимента, отражающих его внешнюю сторону. К ним относятся воздействие на испытуемого в ходе эксперимента (стимулы), ответы (отклики) испытуемого на это воздействие и операции с информацией, рожденной реакциями испытуемого на стимулы.
Иконка файла материала Классификация психодиагностических методик.doc
Классификация психодиагностических методик Психодиагностика характеризуются широким спектром методических подходов.  Многообразие этих подходов обусловливает существование различных систем  классификации психодиагностических тестов. С позиций формального анализа классификацию целесообразно строить на  сравнительно самостоятельных элементах психодиагностического эксперимента,  отражающих его внешнюю сторону. К ним относятся воздействие на испытуемого в ходе  эксперимента (стимулы), ответы (отклики) испытуемого на это воздействие и операции с  информацией, рожденной реакциями испытуемого на стимулы. Соответственно,  основанием для классификации психодиагностических методик могут служить различные  сочетания форм тестовых заданий со способами реагирования испытуемых, дополненные  характеристиками процедур обработки экспериментальных данных. В таблице 1 представлены формы тестовых заданий психодиагностических методик.  В этой таблице все виды стимулов разделены на вербальные и невербальные. В свою  очередь, среди вербальных вычленяются стандартизированные и индивидуально­ ориентированные стимулы, а невербальные включают в себя статические и динамические  стимулы. Вербальные стимулы — это  вопросы, утверждения и задания, выраженные  словами. Стандартизированные стимулы являются одинаковыми для всех испытуемых, в то время как индивидуально ориентированные подбираются персонально для каждого  испытуемого. Невербальные стимулы — это картинки, фигуры, значки, пятна и т.п. Кроме  того, невербальные стимулы могут обращаться к сфере не только зрительного восприятия,  а и других чувств (слух, осязание, обоняние, вкус). Параметры статических невербальных  стимулов постоянны во Времени, а у динамических объектов могут изменяться форма,  цвет, высота тона звука и т.д. Характеристика форм тестовых заданий дополняется описанием порядка  предъявления стимулов в процессе психодиагностического эксперимента. Этот порядок  может быть фиксированным и Переменным. Разновидностью переменного порядка  является случайное предъявление стимулов, которое применяется, например, для  организации рандомизированного исследования. Другая разновидность связана с  использованием в ряде психодиагностических методик обратной связи с испытуемым,  когда содержание и форма текущего стимульного материала зависят от реакций испы­ туемого на предыдущие стимулы. Таблица 1 Виды тестовых заданий       Виды стимулов Порядок предъявления стимулов Вербальные Стандарт изированн ые Индивидуаль но ориентирова нные Невербальные Статичес кие Динамиче ские Фиксир ованны й Переменный Случа йный С обратной связью Способы ответов испытуемого на тестовые стимулы разделяются на закрытые,  открытые и динамическое реагирование через органы управления (табл.2). При закрытомспособе все ответы в совокупности образуют полную группу, или, иными словами, все  возможные виды ответов заранее известны. Эти ответы могут осуществляться в форме  выбора из "меню ответов" (в зависимости от объема меню различают методики с  альтернативным и множественным выбором), с помощью оценивания какого­либо признака  по заданной шкале, путем восстановления частей предложений, фигур и т.д., а также  посредством переструктурирования данных. Открытые способы предполагают ответы  испытуемого на предъявляемые стимулы в свободной форме. При этом могут быть рег­ ламентированы лишь самые общие требования к форме ответа (вербальная или  невербальная, ориентировочные объем и время). Открытые способы включают в себя  ответы в виде дополнения заданного стимула и ответы, в которых полностью допускается  свободное конструирование. При динамическом реагировании через органы управления  используются перцептивные и моторные способности испытуемого. Таблица 2 Виды ответов на тестовые задания Выб ор Оценивание  по заданной  шкале Закрытые Восстановле ние частей Открытые Переструк турировани е Дополн ение Свободное  конструиров ание Динамическ ое  реагировани е Ниже приводятся характеристики возможных форм сочетаний тестовых заданий с  видами ответов испытуемых, которые иллюстрируются ссылками на известные  психодиагностические методики, а также дается оценка соотношения качественного и  количественного компонентов для каждого выделенного класса психодиагностических  методик.