Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 16.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Для достижения данного уровня результатов особое значе¬ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.
Иконка файла материала Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся.doc
Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных   нормах,   устройстве   общества,   о   социально   одобряемых   и   неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.  Например,   в   беседе   о   здоровом   образе   жизни   ребёнок   не   только   воспринимает информацию   от   педагога,   но   и   невольно   сравнивает   её   с   образом   самого   педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни. Второй   уровень   результатов  —   получение   школьником   опыта   переживания   и позитивного   отношения   к   базовым   ценностям   общества   (человек,   семья,   Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает)   первое   практическое   подтверждение   приобретённых   социальных   знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов —  получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом   социуме,   за   пределами   дружественной   среды   школы,   для   других,   зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек   действительно   становится   (а   не   просто   узнаёт   о   том,   как   стать)   социальным деятелем,   гражданином,   свободным   человеком.   Именно   в   опыте   самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­ торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Достижение   трёх   уровней   результатов   внеурочной   деятельности   увеличивает вероятность появления  эффектов  воспитания и социализации детей. У учеников могут быть   сформированы   коммуникативная,   гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом, гендерном и других аспектах.   социальная,   этическая, Например,   неоправданно   предполагать,   что   для   становления   гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков, занятий по изучению прав человека и т. п. Даже самый лучший урок  может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не всё). А   вот   если   школьник   приобретёт   опыт   гражданских   отношений   и   поведения   в   дру­ жественной   среде   (например,   в   самоуправлении   в   классе)   и   уж   тем   более   в   открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность станов­ ления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.  При   организации   внеурочной   деятельности   младших/   школьников   необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию,   стремятся   понять   новую   для   них   школьную   реальность.   Педагог   долженподдержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.   Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллекти­ ва,   резко   активизируется   межличностное   взаимодействие   младших   школьников   друг   с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.   Последовательное   восхождение   от   результатов   первого   к   результатам   второго уровня на протяжении  трёх лет обучения в школе создаёт у младшего  школьника  к 4 классу   реальную   возможность   выхода   в   пространство   общественного   действия   (т.   е. достижение  третьего уровня результатов).  Такой выход для ученика начальной школы должен   быть   обязательно   оформлен   как   выход   в   дружественную   среду.   Свойственные современной   социальной   ситуации   конфликтность   и   неопределённость   должны   быть   в известной степени ограниченны.