Классификация восприятий

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Восприятия классифицируются в зависимости от модальности рецепто- ров. Различаются зрительные, слуховые и осязательные восприятия. Су- ществуют сложные виды восприятий: восприятие пространства и времени. В зависимости от участия воли, целенаправленности восприятие делится на непроизвольное (непреднамеренное, не связанное с волевым напряжением и заранее поставленной целью) и преднамеренное (целенаправленное), про- извольное.
Иконка файла материала Классификация восприятий.doc
Классификация восприятий    Восприятия классифицируются в зависимости от модальности рецепто­ ров. Различаются зрительные, слуховые и осязательные восприятия. Су­ ществуют сложные виды восприятий: восприятие пространства и времени. В  зависимости от участия воли, целенаправленности восприятие делится на  непроизвольное (непреднамеренное, не связанное с волевым напряжением и  заранее поставленной целью) и преднамеренное (целенаправленное), про­ извольное.    Восприятия могут классифицироваться и в зависимости от специфики  объекта отражения (восприятие величины и формы предмета, объемности и  удаленности; восприятие человека человеком, восприятие речи и т.п.).    Восприятие обычно включается в какую­либо деятельность, но оно мо­ жет выступать и в качестве самостоятельной деятельности.    Планомерное, специальное, организованное восприятие для разрешения  какого­либо вопроса называется наблюдением.                  Общие закономерности восприятия    Различные виды восприятия имеют свои специфические закономерности.  Но кроме этих внутривидовых закономерностей существуют общие законо­ мерности восприятия: 1) осмысленность и обобщенность; 2) целостность;  3) структурность; 4) избирательная направленность; 5) апперцепция; 6)  константность.    1. Осмысленность и обобщенность восприятия. Воспринимая предметы и  явления, мы осознаем, понимаем то, что воспринимается. Восприятие свя­ зано с мыслительной деятельностью, с отнесением данного предмета к оп­ ределенной категории, понятию, с обозначением его в слове (не случайно  дети, встречаясь с незнакомым предметом, всегда спрашивают его назва­ ние).    Зависимость восприятия от опыта и задач деятельности называется ус­ тановкой. В объекте на передний план выступают те его стороны, которые  соответствуют данной задаче.    В восприятии осуществляется не суммирование данных ощущений, а ин­ терпретация этих данных с точки зрения имеющихся знаний. Отдельное от­ ражается в восприятии как проявление общего.    Наиболее простой формой осмысливания предметов и явлений является  узнавание. Здесь восприятие тесно связано с памятью. Узнать предмет ­  это значит воспринять данный предмет и соотнести его с ранее сформиро­ вавшимся образом. Узнавание может быть обобщенным, когда предмет отно­ сится к какой­либо общей категории (например, это стол, это дерево и  т.д.), и дифференцированным (специфическим), когда воспринимаемый  объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом.  Это более высокий уровень узнавания. Для такого рода узнавания необхо­ димо выделение специфических для данного предмета признаков, его при­ мет.    Узнавание характеризуется определенностью, точностью и быстротой.  При узнавании человек не выделяет всех признаков предмета, а использу­ ет его характерные опознавательные признаки. Для узнавания материаль­ ных объектов существеное значение имеют их контуры, характерное для  данного предмета сочетание линий (так, пароход мы издали узнаем по на­ личию трубы и не думаем, что это лодка). Узнавание затрудняется, когда  имеется мало характерных внешних признаков предмета.    2. Целостность восприятия. В предметах и явлениях реальной действи­ тельности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной ус­ тойчивой взаимосвязи. В восприятии как в психическом образе предмета  также отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или яв­ ления. Это выражается в целостности восприятия. Даже в тех случаях,  когда мы воспринимаем лишь некоторые признаки знакомого объекта, мы  мысленно дополняем недостающие признаки и части этого объекта. Отдель­ ные, разрозненные части объекта мы стремимся объединить в единое зна­ комое нам целостное образование.3. Структурность восприятия. Мы узнаем различью объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии осуществляется вычле­ нение взаимоотношений, частей, сторон предмета (дом мы воспринимаем и  интерпретируем как дом вне зависимости от частных признаков данного  конкретного дома). Осознанность восприятия неразрывно связана с отра­ жением отношений между элементами воспринимаемого объекта.    В тех случаях, когда выделение частей объекта затруднено, затрудня­ ется и восприятие предмета в целом.    4. Избирательная направленность восприятия. Из бесчисленного коли­ чества окружающих нас предметов и явлений мы выделяем в данный момент  лишь некоторые из них. Это зависит от того, на что направлена деятель­ ность человека, от его потребностей и интересов. Например, при осмотре  места происшествия следователь выделяет прежде всего следы преступни­ ка, вещественные доказательства преступления.    Избирательность восприятия ­ преимущественное выделение объекта из  фона. Если объект и фон равнозначны для данной деятельности, то они  могут переходить друг в друга: фон становится объектом, а объект фо­ ном.    Выделение объекта из фона осуществляется по его контуру. Чем резче,  контрастнее контур предмета, тем легче его выделение. И наоборот, если  контуры объекта размыты, вписаны в линии фона, то объект трудно разли­ чить (это лежит в основе маскировки).    5. Апперцепция (от лат. "ad" ­ к; "perceptio" ­ восприятие). Аппер­ цепцией называется зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов  и установок личности.    Глядя на горящий костер издали, мы не ощущаем его тепла, но в восп­ риятие костра включено это его качество. В нашем опыте костер и тепло  вошли в прочную связь. Глядя на замороженное окно, мы также добавляем  к нашему зрительному восприятию наши температурные ощущения, почерпну­ тые из прошлого опыта.    В зависимости от прошлого опыта, знаний, профессиональной направ­ ленности человек не только избирательно выделяет те или иные предметы,  но и избирательно воспринимает различные их стороны.    6. Константность восприятия. Одни и те же предметы воспринимаются  нами в различных изменяющихся условиях: при различной освещенности, с  разных точек зрения, с разного расстояния. Однако объективные качества  предмета воспринимаются нами в неизменном виде.    Константность восприятия ­ независимость отражения объективных ка­ честв предметов (величины, формы, цвета) от временных условий. Изобра­ жение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близко­ го расстояния и с далекого расстояния будет разным. Однако это интерп­ ретируется нами как удаленность или приближенность предмета, а не как  изменение его величины. При восприятии прямоугольного предмета (папки,  листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке глаза могут отобра­ зиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях  мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму.    Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет воспри­ ниматься как белый лист, так же, как кусок антрацита будет восприни­ маться с присущим ему цветовым качеством вне зависимости от условий  освещения.    Константность восприятия не наследственное качество, оно формирует­ ся в опыте, в процессе обучения. В некоторых непривычных условиях она  может быть нарушена. Возникает аконстантность. Так, если мы смотрим  вниз с большой высоты, то привычные для нас предметы могут восприни­ маться несколько искаженно (например, люди, автомобили кажутся нам не­ естественно уменьшенными).    Пилоты сверхзвуковых самолетов на первых порах очень быстрое при­ ближение предмета интерпретируют как его увеличение в размерах.    Благодаря константности восприятия мы узнаем предметы в разных ус­ ловиях и успешно ориентируемся среди них.