Восприятия классифицируются в зависимости от модальности рецепто-
ров. Различаются зрительные, слуховые и осязательные восприятия. Су-
ществуют сложные виды восприятий: восприятие пространства и времени. В
зависимости от участия воли, целенаправленности восприятие делится на
непроизвольное (непреднамеренное, не связанное с волевым напряжением и
заранее поставленной целью) и преднамеренное (целенаправленное), про-
извольное.
Классификация восприятий
Восприятия классифицируются в зависимости от модальности рецепто
ров. Различаются зрительные, слуховые и осязательные восприятия. Су
ществуют сложные виды восприятий: восприятие пространства и времени. В
зависимости от участия воли, целенаправленности восприятие делится на
непроизвольное (непреднамеренное, не связанное с волевым напряжением и
заранее поставленной целью) и преднамеренное (целенаправленное), про
извольное.
Восприятия могут классифицироваться и в зависимости от специфики
объекта отражения (восприятие величины и формы предмета, объемности и
удаленности; восприятие человека человеком, восприятие речи и т.п.).
Восприятие обычно включается в какуюлибо деятельность, но оно мо
жет выступать и в качестве самостоятельной деятельности.
Планомерное, специальное, организованное восприятие для разрешения
какоголибо вопроса называется наблюдением.
Общие закономерности восприятия
Различные виды восприятия имеют свои специфические закономерности.
Но кроме этих внутривидовых закономерностей существуют общие законо
мерности восприятия: 1) осмысленность и обобщенность; 2) целостность;
3) структурность; 4) избирательная направленность; 5) апперцепция; 6)
константность.
1. Осмысленность и обобщенность восприятия. Воспринимая предметы и
явления, мы осознаем, понимаем то, что воспринимается. Восприятие свя
зано с мыслительной деятельностью, с отнесением данного предмета к оп
ределенной категории, понятию, с обозначением его в слове (не случайно
дети, встречаясь с незнакомым предметом, всегда спрашивают его назва
ние).
Зависимость восприятия от опыта и задач деятельности называется ус
тановкой. В объекте на передний план выступают те его стороны, которые
соответствуют данной задаче.
В восприятии осуществляется не суммирование данных ощущений, а ин
терпретация этих данных с точки зрения имеющихся знаний. Отдельное от
ражается в восприятии как проявление общего.
Наиболее простой формой осмысливания предметов и явлений является
узнавание. Здесь восприятие тесно связано с памятью. Узнать предмет
это значит воспринять данный предмет и соотнести его с ранее сформиро
вавшимся образом. Узнавание может быть обобщенным, когда предмет отно
сится к какойлибо общей категории (например, это стол, это дерево и
т.д.), и дифференцированным (специфическим), когда воспринимаемый
объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом.
Это более высокий уровень узнавания. Для такого рода узнавания необхо
димо выделение специфических для данного предмета признаков, его при
мет.
Узнавание характеризуется определенностью, точностью и быстротой.
При узнавании человек не выделяет всех признаков предмета, а использу
ет его характерные опознавательные признаки. Для узнавания материаль
ных объектов существеное значение имеют их контуры, характерное для
данного предмета сочетание линий (так, пароход мы издали узнаем по на
личию трубы и не думаем, что это лодка). Узнавание затрудняется, когда
имеется мало характерных внешних признаков предмета.
2. Целостность восприятия. В предметах и явлениях реальной действи
тельности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной ус
тойчивой взаимосвязи. В восприятии как в психическом образе предмета
также отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или яв
ления. Это выражается в целостности восприятия. Даже в тех случаях,
когда мы воспринимаем лишь некоторые признаки знакомого объекта, мы
мысленно дополняем недостающие признаки и части этого объекта. Отдель
ные, разрозненные части объекта мы стремимся объединить в единое зна
комое нам целостное образование.3. Структурность восприятия. Мы узнаем различью объекты благодаря
устойчивой структуре их признаков. В восприятии осуществляется вычле
нение взаимоотношений, частей, сторон предмета (дом мы воспринимаем и
интерпретируем как дом вне зависимости от частных признаков данного
конкретного дома). Осознанность восприятия неразрывно связана с отра
жением отношений между элементами воспринимаемого объекта.
В тех случаях, когда выделение частей объекта затруднено, затрудня
ется и восприятие предмета в целом.
4. Избирательная направленность восприятия. Из бесчисленного коли
чества окружающих нас предметов и явлений мы выделяем в данный момент
лишь некоторые из них. Это зависит от того, на что направлена деятель
ность человека, от его потребностей и интересов. Например, при осмотре
места происшествия следователь выделяет прежде всего следы преступни
ка, вещественные доказательства преступления.
Избирательность восприятия преимущественное выделение объекта из
фона. Если объект и фон равнозначны для данной деятельности, то они
могут переходить друг в друга: фон становится объектом, а объект фо
ном.
Выделение объекта из фона осуществляется по его контуру. Чем резче,
контрастнее контур предмета, тем легче его выделение. И наоборот, если
контуры объекта размыты, вписаны в линии фона, то объект трудно разли
чить (это лежит в основе маскировки).
5. Апперцепция (от лат. "ad" к; "perceptio" восприятие). Аппер
цепцией называется зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов
и установок личности.
Глядя на горящий костер издали, мы не ощущаем его тепла, но в восп
риятие костра включено это его качество. В нашем опыте костер и тепло
вошли в прочную связь. Глядя на замороженное окно, мы также добавляем
к нашему зрительному восприятию наши температурные ощущения, почерпну
тые из прошлого опыта.
В зависимости от прошлого опыта, знаний, профессиональной направ
ленности человек не только избирательно выделяет те или иные предметы,
но и избирательно воспринимает различные их стороны.
6. Константность восприятия. Одни и те же предметы воспринимаются
нами в различных изменяющихся условиях: при различной освещенности, с
разных точек зрения, с разного расстояния. Однако объективные качества
предмета воспринимаются нами в неизменном виде.
Константность восприятия независимость отражения объективных ка
честв предметов (величины, формы, цвета) от временных условий. Изобра
жение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близко
го расстояния и с далекого расстояния будет разным. Однако это интерп
ретируется нами как удаленность или приближенность предмета, а не как
изменение его величины. При восприятии прямоугольного предмета (папки,
листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке глаза могут отобра
зиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях
мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму.
Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет воспри
ниматься как белый лист, так же, как кусок антрацита будет восприни
маться с присущим ему цветовым качеством вне зависимости от условий
освещения.
Константность восприятия не наследственное качество, оно формирует
ся в опыте, в процессе обучения. В некоторых непривычных условиях она
может быть нарушена. Возникает аконстантность. Так, если мы смотрим
вниз с большой высоты, то привычные для нас предметы могут восприни
маться несколько искаженно (например, люди, автомобили кажутся нам не
естественно уменьшенными).
Пилоты сверхзвуковых самолетов на первых порах очень быстрое при
ближение предмета интерпретируют как его увеличение в размерах.
Благодаря константности восприятия мы узнаем предметы в разных ус
ловиях и успешно ориентируемся среди них.