В многообразных явлениях мышления различаются: мыслительная дея-
тельность, мыслительные действия, мыслительные операции, формы мышле-
ния, виды мышления, индивидуально-типологические особенности мышления,
мышление как процесс решения творческих, нестандартных задач.
Мыслительная деятельность - система мыслительных действий, направ-
ленная на решение какой-либо проблемы. Отдельные мыслительные действия
связаны с решением промежуточных задач, составных частей общей пробле-
мы.
Классификация явлений мышления
В многообразных явлениях мышления различаются: мыслительная дея
тельность, мыслительные действия, мыслительные операции, формы мышле
ния, виды мышления, индивидуальнотипологические особенности мышления,
мышление как процесс решения творческих, нестандартных задач.
Мыслительная деятельность система мыслительных действий, направ
ленная на решение какойлибо проблемы. Отдельные мыслительные действия
связаны с решением промежуточных задач, составных частей общей пробле
мы.
Мыслительные действия совокупность мыслительных операций, направ
ленных на выявление непосредственно не данных, скрытых свойств и отно
шений объектов реального мира. Каждый мыслительный акт основан на сис
теме операций.
К мыслительным операциям относятся сравнение, обобщение, абстраги
рование, классификация и конкретизация.
Все мыслительные операции связаны с анализом и синтезом. Анализ и
синтез это две неразрывные стороны всего процесса познания (в том
числе и чувственного этапа).
Продукт мыслительных действий определенные познавательные резуль
таты, которые выражаются в трех формах мышления.
Формами мышления являются: 1) суждение; 2) умозаключение; 3) поня
тие. Закономерности взаимоотношений между этими формами мышления изу
чает логика. Изучая формы мышления, логика отвлекается от конкретного
содержания мыслей, заключенных в этих формах, она устанавливает общие
законы и принципы достижения инстинности тех знаний, которые выводятся
из других достоверных знаний. Психология же изучает закономерности
творческого мышления, приводящего к новым познавательным результатам,
к открытию новых знаний.
По преимущественному содержанию мыслительная деятельность подразде
ляется на: 1) практическую; 2) художественную и 3) научную.
Структурной единицей практического мышления является действие, а
коммуникативной единицей сигнал.
В художественном мышлении структурной единицей является образ, а
коммуникативной единицей символ. В научном мышлении соответственно
понятие и знак.
Мыслительная деятельность может осуществляться посредством различ
ных операционных процедур.
Алгоритмическое мышление осуществляется в соответствии с установ
ленной последовательностью элементарных операций, необходимых для ре
шения задач данного класса.
Эвристическое мышление творческое решение нестандартных задач.
Дискурсивное мышление (рассудочное) мышление, носящее рассудочный
характер, основанное на системе умозаключений, имеющее последователь
ный ряд логических звеньев, каждое из которых определяется предыдущим
и обусловливает последующее звено. Дискурсивное мышление приводит к
выводному знанию.
В историческом развитии мышления и в развитии мышления ребенка раз
личаются три сменяющие друг друга стадии виды мышления: 1) наглядно
действенное (сенсомоторное); 2) нагляднообразное; 3) абстрактнотео
ретическое.
Совершаясь по общим законам мышление различных людей отличается ин
дивидуальными особенностями: степенью самостоятельности, критичности,
последовательности, гибкости, глубины и быстроты, различным соотноше
нием анализа и синтеза аналитическое или синтетическое мышление ин
дивида.