Классификация явлений мышления

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В многообразных явлениях мышления различаются: мыслительная дея- тельность, мыслительные действия, мыслительные операции, формы мышле- ния, виды мышления, индивидуально-типологические особенности мышления, мышление как процесс решения творческих, нестандартных задач. Мыслительная деятельность - система мыслительных действий, направ- ленная на решение какой-либо проблемы. Отдельные мыслительные действия связаны с решением промежуточных задач, составных частей общей пробле- мы.
Иконка файла материала Классификация явлений мышления.doc
Классификация явлений мышления    В многообразных явлениях мышления различаются: мыслительная дея­ тельность, мыслительные действия, мыслительные операции, формы мышле­ ния, виды мышления, индивидуально­типологические особенности мышления,  мышление как процесс решения творческих, нестандартных задач.    Мыслительная деятельность ­ система мыслительных действий, направ­ ленная на решение какой­либо проблемы. Отдельные мыслительные действия  связаны с решением промежуточных задач, составных частей общей пробле­ мы.    Мыслительные действия ­ совокупность мыслительных операций, направ­ ленных на выявление непосредственно не данных, скрытых свойств и отно­ шений объектов реального мира. Каждый мыслительный акт основан на сис­ теме операций.    К мыслительным операциям относятся сравнение, обобщение, абстраги­ рование, классификация и конкретизация.    Все мыслительные операции связаны с анализом и синтезом. Анализ и  синтез ­ это две неразрывные стороны всего процесса познания (в том  числе и чувственного этапа).    Продукт мыслительных действий ­ определенные познавательные резуль­ таты, которые выражаются в трех формах мышления.    Формами мышления являются: 1) суждение; 2) умозаключение; 3) поня­ тие. Закономерности взаимоотношений между этими формами мышления изу­ чает логика. Изучая формы мышления, логика отвлекается от конкретного  содержания мыслей, заключенных в этих формах, она устанавливает общие  законы и принципы достижения инстинности тех знаний, которые выводятся  из других достоверных знаний. Психология же изучает закономерности  творческого мышления, приводящего к новым познавательным результатам,  к открытию новых знаний.    По преимущественному содержанию мыслительная деятельность подразде­ ляется на: 1) практическую; 2) художественную и 3) научную.    Структурной единицей практического мышления является действие, а  коммуникативной единицей ­ сигнал.    В художественном мышлении структурной единицей является образ, а  коммуникативной единицей ­ символ. В научном мышлении соответственно ­  понятие и знак.    Мыслительная деятельность может осуществляться посредством различ­ ных операционных процедур.    Алгоритмическое мышление осуществляется в соответствии с установ­ ленной последовательностью элементарных операций, необходимых для ре­ шения задач данного класса.    Эвристическое мышление ­ творческое решение нестандартных задач.    Дискурсивное мышление (рассудочное) ­ мышление, носящее рассудочный  характер, основанное на системе умозаключений, имеющее последователь­ ный ряд логических звеньев, каждое из которых определяется предыдущим  и обусловливает последующее звено. Дискурсивное мышление приводит к  выводному знанию.    В историческом развитии мышления и в развитии мышления ребенка раз­ личаются три сменяющие друг друга стадии ­ виды мышления: 1) наглядно­ действенное (сенсомоторное); 2) наглядно­образное; 3) абстрактно­тео­ ретическое.    Совершаясь по общим законам мышление различных людей отличается ин­ дивидуальными особенностями: степенью самостоятельности, критичности,  последовательности, гибкости, глубины и быстроты, различным соотноше­ нием анализа и синтеза ­ аналитическое или синтетическое мышление ин­ дивида.