Классика и современность.

  • Документация
  • doc
  • 19.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Классика и современность.
Иконка файла материала klassika_i_sovremennost.doc

 

 

Тема урока: Классика и современность.

Тип урока: комбинированный.

Цель: Познакомить детей с произведениями музыкантов, работающих в стиле New Age.

Научить сопоставлять музыку классическую и классику в современной аранжировке. Учащиеся должны освоить понятие стиля New Age, значение термина аранжировка.

Задачи:

обучающая: через сравнение с произведениями классической музыки обучать анализировать музыку нового стиля.

развивающая: развивать музыкальное восприятие образцов современной музыки.

воспитательная: духовное восприятие музыки прогрессивного стиля через произведения классической музыки.

.

Ход урока.

 1. Повторение ранее знакомого материала с использованием элемента театрализации.                                                                                                                               Учитель. Сегодня на уроке мы поговорим о музыке классической и современной. Что означает слово классика?

Дети: образцовый, идеальный, самый лучший.

Учитель. Да, современный музыкант, воспитанный  на классической музыке, может создать прекрасную музыку с хорошим смыслом. Интересно, могли ли представить композиторы предыдущих веков, что их музыку не только будут слушать в последующие столетия, но некоторые произведения будут звучать в современной интерпретации.

Думаю, что и нам в современном мире тоже захотелось бы встретиться с теми знаменитыми композиторами, не правда ли? /дети соглашаются/.

Учитель. Сейчас послушайте музыкальное произведение и скажите, какому композитору оно принадлежит?

Звучит «Первый концерт для фортепиано с оркестром», П.И.Чайковский. (Приложение1.1)

Дети отвечают.

                       Входит ученик и выступает в роли Чайковского.                                                                       Показ слайда №1 (Приложение 2) с изображением портрета П.Чайковского.

Ученик. Музыканты в чёрных фраках

              Взяли скрипки и альты.

              Дирижёр привычным взмахом

              Воскресил мои мечты.

              Баритон виолончели

              Души резал на клочки,

              И качались как качели

              Изумлённые смычки.

Учитель. Музыка Чайковского,
Она нам души звуком лечит.
Закружит вальсом нас слегка,
Покой, блаженство обеспечит.
Живет пускай искусство это,
Передаваясь с века в век,
Огромное наследие оставил гений,
Чтоб был счастливым человек
.

                   Звучит «Шутка», И.С.Баха. (Приложение 1.2)

Учитель. Вы наверное догадались, кто сейчас к нам зайдёт? /учащиеся отвечают/.

Входит ученик в образе И.С.Баха.

Показ слайда №2 (Приложение 2) с изображением портрета И.С.Баха.

Ученик: Ветер-озорник стучит в окно,

В комнате тепло и тихо.

Звуки музыки наполнили её,

Музыки прекрасной и великой!

 

Учитель: Кажется, что Бах играет здесь

Музыку свою неповторимую...

И сидим, дыханье затаив,

Слушая мелодию красивую.

    Скучно роялю в скупом одиночестве,

    Струны покрылись быльём и забвением.

    Вальсы Шопена, сонаты Бетховена,

    Ноты, аккорды давно позабытые…

                       Звучит  «Лунная соната», Л.Бетховен(Приложение 1.3)

Учитель. Встречу с каким композитором мы ждём?

Дети отвечают.

В класс входит ученик в образе Бетховена.                

 Показ слайда №3 (Приложение 2)  с изображением портрета Л. Бетховена.

Ученик. Заворожила музыка сонаты

               И звёздно – лунный за окном пейзаж.

               И тёплый, тихий летний вечер,

               И тусклый свет сквозь радужный витраж.

Учитель. Бетховен! Людвиг Ван Бетховен!
Талант! И гений волшебства!
Чудесную музыку ты людям подарил!
Чтоб та в душе всегда цвела.

                         Звучит «Симфония №40» В.А.Моцарта (Приложение 1.4) /дети отвечают/.

      В класс входит ученик, переодетый в костюм  и в парике, выступает в роли Моцарта.

     Показ слайда №4 (Приложение 2) с изображением портрета В.А.Моцарта.

Ученик. Музыка.

Что в этом слове? – очень много.

Она скрывает за собой

Все мысли, чувства и уроки,

Что жизнь дала лишь нам с тобой.

   Она скрывает те желанья,

   Что в жизни нам не передать,

   Скрывает также и страданья,

   Их люди не хотят понять.

Ты выучи её язык

И всё понятно станет сразу.

Или прислушайся на миг

И выучи одну лишь фразу.

   Ведь ты поймёшь, ты так пытался

   Поговорить с ней, но не мог.

   Мир музыки тебе открылся,

   Ведь музыка – это твой Бог.

Учитель. Вечна и красива музыка классиков, как зарубежных, так и русских композиторов.

       Теперь я предлагаю вам обратить внимание на интерактивную доску. Проведём  интеллектуальную игру « Знатоки классической музыки».  Чья команда справляется быстрее с заданием - получает жетоны в виде нот, что влияет на получение оценки в конце урока.

С правой стороны изображены портреты композиторов Бетховена, Моцарта, Баха, Чайковского.

С левой – вразброс даны названия произведений.

Класс делим на четыре команды. Ваша задача: соотнести названия произведений с соответствующим композитором.

В конце игры «композиторы» - учащиеся подводят итоги.

                                                       

2. Знакомство с темой «Классика и современность».

 Учитель. Современные музыканты тоже обращаются к классикам. Сегодня мы познакомимся с двумя известными композиторами, исполнителями классической и современной музыки.

Это Ванесса Мэй и Янни Хрисомаллис.  Не случайно говорю о них одновременно, так как Ванесса входит в состав оркестра, которым руководит Янни.

В. Мэй - китаянка по матери и тайка - по отцу училась в Пекине в русской музыкальной школе. Свои первые концерты стала давать в раннем возрасте, экспериментировала со многими музыкальными стилями, никогда не ограничивалась только классической или только популярной музыкой. Ей всегда хотелось внести что – то новое.

                         Показ презентации  о Ванессе Мэй. (Приложение 3)

Сегодня новое для вас слово – АРАНЖИРОВКА (от франц. cлова arranger – приводить в порядок).

Аранжировка – переложение музыкального произведения на другом инструменте или другим составом инструментов и голосов. В эстрадной музыке это гармонизация и инструментовка новой или хорошо известной мелодии.

Произведения, которые мы с вами послушаем, хорошо знакомы вам в оригинале.

                «Токката и фуга», И.С.Баха в новой интерпретации Ванессы Мэй.

Слушание и просмотр на DVD. (Приложение 4)

Учитель. Какие изменения вы услышали в этой аранжировке?

                Что особенного вы отметили в сравнении с оригиналом?

                                        /происходит дискуссия между учащимися/

Дети. На протяжении всего произведения сохранилась главная тема, её полифоническое построение, хорошо прослушивается её проведение в разных регистрах.

 Солирует скрипка как и в оригинале. Только здесь мы слышим звучание электроскрипки. Также выдержан темп и ритм.

Учитель. Какие ещё инструменты вы услышали в новом варианте?

Дети. Ударная группа инструментов дополняет ритмичность произведению.

Звучание  электроскрипки придаёт особый колорит звучанию.

Учитель. В своих произведениях Ванесса Мэй демонстрирует специфическое понимание инструмента, манеру игры, умение синтезировать акустические звуки с электрическими. Это эксперимент стилей, который можно назвать техноакустикой.

          Следующий композитор и дирижёр эстрадно – симфонического оркестра -  Янни Хрисомаллис.

Показ презентации о Янни Хрисомаллисе.(Приложение 5).

Стал известен во всём мире благодаря потрясающим мелодиям синтезированного фортепиано и различных инструментов. Это музыкант, работающий в стиле New Age, новое направление времени, которое переводится как «новый век», «новая эра». Это движение, достигшее публичной известности на западе в 1970 – 1980 годах, выступающее за возрождение духовности, пересмотр устоявшихся взглядов. 

                   Предлагаю послушать знакомое ранее вам в классическом варианте  произведение А. Вивальди из цикла «Времена года» «Лето». Оно прозвучит в аранжировке Янни Хрисомаллиса под названием «Шторм».

(Приложение 6).

Учитель. Что вы можете сказать о произведении?

                                           / дискуссия между детьми/

Дети. В этой арананжировке ясно прослушивается основная мелодия, её смысл остался прежним. Психологический настрой полностью изменился под влиянием добавленных в ходе аранжировки других музыкальных инструментов. Особое настроение, чувство полёта придаёт звучание арфы и трубы.

     Учитель. Я могу добавить, что особый интерес вызывает слаженный дуэт электроскрипок в исполнении Ванессы Мэй и Самвела Варвиняна. Их исполнение в сочетании с другими инструментами придаёт вдохновение и экспрессию. А также нужно отметить эмоциональность исполнения всех участников оркестра.

3. Составление перечней музыкальных произведений. Работа в группах. Учитель. А сейчас я вам хочу сообщить, что в нашей школе пройдёт мероприятие «В мире  классической инструментальной музыки».  Задача такая: для оформления афиши нужно составить перечень музыкальных номеров для концерта, состоящего из двух отделений. Наш класс мы разделим на две группы. Первая составит перечень знакомых вам классических произведений (зарубежных и русских) композиторов. Вторая группа напишет  классические произведения в современной аранжировке.

                        /самостоятельная работа учащихся в группах/.

           Проверка на соответствие названий произведений и фамилий композиторов.

Учитель. Неважно, в каком веке была написана та или иная музыка, если она прекрасна, то её приятно послушать и исполнить. Прежде чем приступить к разучиванию новой песни, я предлагаю вам распеться.

4. Распевание. При подборе распеваний учтены упражнения, соответствующие возрастным особенностям детей и диапазона песни.

5. Слушание и анализирование песни «Ангел – хранитель» И. Крутого (Приложение 8).

 Учитель. Какие впечатления у вас о прослушанном произведении?

Дети. Красивая, светлая мелодия песни, где музыка выступает ангелом – хранителем. Лиричный нежно – взволнованный характер музыки создаётся певучим звучанием мелодии, неторопливым темпом исполнения. Диапазон песни достаточно широкий.   Мажорный лад  отображает радость, доброту и чувство возвышенности.

6. Разучивание песни.  В куплете происходит дифференцированно: отдельная партия для мальчиков (более низкое звучание нот) и соответственно партия для девочек в высоком регистре. В припеве наблюдается секвенция, при её повторе партия мальчиков сменяется партией для девочек.

При разучивании песни учителю обратить внимание на:

-точность исполнения мелодии;

-выдерживать половинные длительности;

-правильно брать дыхание и только во время пауз;

-ритм;

-фразировка;

-дикция.

7. Итог урока. Учитель. Сегодня вы познакомились с новым для вас направлением в музыке – New Age, с его яркими представителями-аранжировщиками, которые живут и творят прекрасное в настоящее время. В их музыке вы узнали основополагающие произведения классиков, которые были вам знакомы ещё раньше. Музыка этих замечательных людей делает нашу жизнь более насыщенной и интересной.

«Жизнь как пьеса. Не то важно – длинна ли она, а хорошо ли сыграна».

       А теперь, покидая стены нашего кабинета, мне бы хотелось, чтобы вы выразили своё отношение к тому, о чём мы с вами говорили. На ваших партах есть ноты – смайлики. Красный цвет означает, что вы узнали много нового и интересного, синий – информацию приняли к сведению, серый – было скучно и неинтересно. Разместите их на соответствующих по цвету нотных станах.

8. Домашнее задание. Оформить афишу для мероприятия «В мире классической музыки».