Родился в Цюрихе 12 января 1746 года. Отец был хирургом и принадлежал к дворянской фамилии. В пять лет Песталоцци лишился отца. Желая найти семейное счастье у мирного сельского очага, Песталоцци в 1769 году женился и поселился в деревне. Он считал земледелие, домашнее хозяйство, промышленную дея¬тельность единственными средствами для развития. Воспитательной дея¬тельностью Песталоцци занялся под влиянием идей Ж.-Ж.Руссо. В его планы входило обучение крестьянских детей рациональ¬ным приемам сельскохозяйственного труда.
Классики педагогики западных стран.
Иоганн Генрих Песталоцци
(17461827 гг.)
Родился в Цюрихе 12 января 1746 года. Отец был хирургом и принадлежал к
дворянской фамилии. В пять лет Песталоцци лишился отца. Желая найти семейное
счастье у мирного сельского очага, Песталоцци в 1769 году женился и поселился в
деревне. Он считал земледелие, домашнее хозяйство, промышленную деятельность
единственными средствами для развития. Воспитательной деятельностью Песталоцци
занялся под влиянием идей Ж.Ж.Руссо. В его планы входило обучение крестьянских
детей рациональным приемам сельскохозяйственного труда. В 1775 году была открыта.
Нейгофская школа. Воспитанники работали в поле и прядильноткацких мастерских.
Они также приобретали минимальное общее образование: чтение, письмо, счет, пение. В
сущности, это была попытка соединения обучения с производственной деятельностью. В
1780 году школа в Нейгофе разорилась и была закрыта (идея содержания приюта за счет
производительного детского труда потерпела крах).
Отойдя на время от практической деятельности, Песталоцци пишет
педагогический роман «Лингард и Гертруда», который принес ему громкую славу. «Еще
при колыбели ребенка надо стараться оторвать воспитание из рук слепой причудливой
природы и передать его в руки лучшей, разумной силы, которая опытом тысячелетий
училась размышлять о сущности и принадлежности, действующих в ней законов…» В
труде определяются методы воспитания. Метод должен быть естественным. «Сама
жизнь во всем объеме, как она действовала на детей, как она поражала их, как они поль
зовались ею вот источник их учения, а это есть метода Гертруды».
В 1782 г. Песталоцци начал издавать газету «Швейцарский листок», в котором
помещались его рассказы. В 1798 году открывается приют в городе Станце, и Песталоцци
вновь приступает к практической педагогической деятельности. Тут организуется и
исследуется воспитательный труд, развивающее обучение. Идет исследовательская работа
по этим вопросам.
У Песталоцци сформулирована идея элементарного умственного, нрав
ственного и физического воспитания. Но и этот приют просуществовал недолго. В 1799
году Песталоцци переезжает в Люцерн, а затем в Берн. В 1800 году открывает учебное
заведение в Бургдорфе. Изучали: отечественный и французский языки, геометрию,
арифметику, музыку, отечественную историю. Было шесть классов. Каждый день по семь
часовых уроков, а день начинался в семь часов утра. Наиболее известное его сочинение
«Лебединая песня»
Иоганн Фридрих Гербарт
(17461841 гг.)
Родился в Ольденбурге, был профессором философии в Кенигсберге и Реттингене.
Первый педагогический труд И. Гербарта был посвящен творчеству И.Г.
Песталоцци Важнейшие
педагогические сочинения Гербарта: «Первые лекции по
педагогике», «Общая педагогика» и другие работы отличались рациональностью. Гербарт
видел в педагогике, в первую очередь, методологический инструментарий. Вследствие
этого он стремился к выявлению «тезисов основоположений», а также основных условий
эффективности учебновоспитательного процесса. Гербарт отвергал крайности как,эмпирической так и философской педагогики. Он настаивал на суверенности
педагогической науки. Педагогика по Гербарту опирается на практическую философию:
этика и психология. С помощью этики намечаются педагогические цели, а с помощью
психологии способы их осуществления. Во главу угла процесса воспитания ставилось
волеизъявление личности. Этот нравственный процесс в идеале должен соответствовать
пяти главным критериям:
# внутренняя свобода
# совершенствование
# благожелательность
# законность
# справедливость.
Центральный тезис рассуждений Гербарта – формирование нравственного
человека. Это ядро идеи о развитии всех способностей человека. По Гербарту,
воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой
многосторонних интересов. Пути достижения этой гармонии (задачи воспитания):
Управление, которое поддерживает порядок и уничтожает природную, первобытную
необузданность, через это питомец входит в сферу разумной человеческой свободы.
Меры: занять воспитанника настолько, чтобы не оставалось свободного времени,
надзор, приказания, запрещения, авторитет.
Обучение должно не просто давать некий объем знаний, но в основном способствовать
усовершенствованию всего субъекта. Обучение преднамеренное, систематическое
образование и развитие представлений, составляющих душевную жизнь для
всестороннего совершенства.
Нравственное воспитание (дисциплина) всякое непосредственное влияние на
характер воспитанника с целью облагораживания его нрава и привести его к
нравственности. Дисциплина имеет дело с характером, который образуется из
сочетания различных наклонностей и выражается в ВОЛЕ переход желания в дело.
Нравственно развивать характер значит предоставлять право самому питомцу
принимать доброе и отвергать злое, таким образом, через деятельность возвышаться до
самосознающей личности.
Обучение Гербарт попытался разделить на преподавание и учение. Он искал некую
"естественную последовательность" учебного процесса в виде формальных ступеней.
Были определены четыре ступени:
# Ясность (активность учителя преподнесение учебного материала)
# Ассоциации (возникновение ассоциаций у учащихся активность учащихся)
# Система (приведение знаний в систему активность учителя)
# Метод (применение знаний на практике активность учащихся).
Для осуществления своих педагогических взглядов Гербарт в 1810 году основал в
Кенигсберге особую педагогическую семинарию. Учреждение имело статус закрытого
учебного заведения с постоянными учителями. Тут воспитывалось не более 30 мальчиков,
которые с 8 10 лет начинали переводить «Одиссею» и постепенно изучались элементы
грамматики. Затем ученикам предлагались исторические рассказы или упражнения в
наглядной геометрии. К отстающим ученикам применялись аналитические беседы.
Ученики много заучивали. Изучали: арифметику, геометрию, тригонометрию, логарифмы,
статистику, механику, астрономию. Учителя могли заниматься управлением и обучением
учащихся с различными способностями. Цель воспитания: воспитать добродетельногочеловека, у которого гармония воли сочетается с этическими идеалами и выработкой
многосторонних интересов.
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег
(17901866 гг.)
Родился в городе Зиген в Вестфалии в семье судебного служащего. Учился
сначала в обычной народной школе, а потом в латинской школе, которые практически не
дали ему нужного образования и оставили самые тяжелые воспоминания: формализм и схо
ластика обучения, ничтожный круг сообщаемых знаний, подавление интереса к
самостоятельности. Эти детские и юношеские впечатления явились первым толчком к
пробуждению у него интереса к проблемам народной школы.
С недостаточной подготовкой, но с большим стремлением к знаниям в 1808 году
Ф.А.В.Дистервег поступил в Гернборнский университет, в котором некогда учился и
Я.А.Коменский. Через год он перешел в Тюбингенский университет. Окончил его в 1811
году, защитив докторскую диссертацию. Нужно заметить, что занятия в университете по
своей организации и методам преподавания мало отличались от школьных и поэтому у
Ф.А.В.Дистервега выработалось стойкое негативное отношение к постановке образования в
Германии. После окончания университета началась практическая деятельность Дистервега.
Некоторое время он был домашним учителем, работал учителем гимназии. Будучи
учителем во Франкфурте на Майне, он знакомится с рядом педагогов песталоццианцев,
общение с которыми определило направление всей его жизни забота о народной школе
как школе развития у детей самостоятельного мышления, активности, а также стремление
найти пути подготовки учителей для такой школы.
Дистервега можно считать основоположником педагогического образования в
Германии. Большинство его сочинений были адресованы учительству. Почти три десятиле
тия он был директором учительских семинаров в Мерее, в Рейнской области (1820
1832гг.), в Берлине (1832 1847 гг.), где он одновременно преподавал педагогику,
математику, немецкий язык. За эти годы им подготовлено более 20 учебников и
руководств по математике, астрономии, естествознанию, географии, родному языку и др. В
1827 году Дистервег основал и до последних дней жизни редактировал педагогический
журнал «Рейнские листки для воспитания с особым вниманием к народной школе». С
1851 года он издавал также «Педагогические ежегодники».
Дистервег выступал за обновление школьного образования, пропагандировал эти
идеи через педагогическую печать, стоял у истоков создания профессиональных
объединений учительства, выступив в 30х начале 40х годов инициатором создания ряда
учительских союзов. В 1848 году был избран председателем Всегерманского учительского
союза. Летом 1848 года в числе депутатов прусского национального собрания Дистервег
поставил свою подпись под нашумевшим «Письмом 23х», авторы которого требовали
организации единой народной школы для всех детей нации. В 1848 году он был отстранен
от должности, а в 1850 году уволен в отставку. Но и после этого продолжалась его
активная общественнопедагогическая деятельность: в качестве редактора педагогических
изданий, в качестве организатора профессионального движения учителей.
В 1858 году он был избран берлинским учительством в прусскую палату
депутатов,
и начал свою парламентскую деятельность, защищая материальные и
социальные права народных учителей, выступая против введенных в 1854 году
правительством«Регуляторов», которые регламентировали деятельность народной школы. Согласно этому
документу главное место в учебном плане занимала религия в её догматической форме.
Общее образование ограничивалось обучением чтению, письму и начаткам арифметики,
Элементы реальных знаний, которые только, только стали проникать в народную школу,
были изъяты из программ.