Классики педагогики западных стран.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Родился в Цюрихе 12 января 1746 года. Отец был хирургом и принадлежал к дворянской фамилии. В пять лет Песталоцци лишился отца. Желая найти семейное счастье у мирного сельского очага, Песталоцци в 1769 году женился и поселился в деревне. Он считал земледелие, домашнее хозяйство, промышленную дея¬тельность единственными средствами для развития. Воспитательной дея¬тельностью Песталоцци занялся под влиянием идей Ж.-Ж.Руссо. В его планы входило обучение крестьянских детей рациональ¬ным приемам сельскохозяйственного труда.
Иконка файла материала Классики педагогики западных стран.doc
Классики педагогики западных стран. Иоганн Генрих Песталоцци (1746­1827 гг.) Родился в Цюрихе 12 января 1746 года. Отец был хирургом и принадлежал к дворянской фамилии.  В пять лет   Песталоцци лишился  отца. Желая найти семейное счастье   у   мирного   сельского   очага,   Песталоцци   в   1769   году   женился   и   поселился   в деревне.   Он   считал   земледелие,   домашнее   хозяйство,   промышленную   деятельность единственными   средствами   для   развития.   Воспитательной   деятельностью   Песталоцци занялся под   влиянием идей Ж.­Ж.Руссо. В его планы входило обучение крестьянских детей рациональным приемам сельскохозяйственного труда. В 1775 году была открыта. Нейгофская школа. Воспитанники   работали в поле и прядильно­ткацких мастерских. Они также приобретали минимальное общее образование: чтение, письмо, счет, пение. В сущности, это была попытка соединения обучения с производственной деятельностью. В 1780 году школа в Нейгофе разорилась и была закрыта (идея содержания приюта за счет производительного детского труда потерпела крах). Отойдя   на   время   от   практической   деятельности,   Песталоцци   пишет педагогический роман «Лингард и Гертруда», который принес ему громкую славу. «Еще при колыбели ребенка надо стараться оторвать воспитание из рук слепой причудливой природы и передать его в руки лучшей, разумной силы, которая опытом тысячелетий училась размышлять о сущности и принадлежности, действующих в ней законов…» В труде   определяются   методы   воспитания.     Метод   должен   быть   естественным.   «Сама жизнь во всем объеме, как она действовала на детей, как она поражала их, как они поль­ зовались ею ­ вот источник их учения, а это есть метода Гертруды». В   1782   г.   Песталоцци   начал   издавать   газету  «Швейцарский   листок»,  в   котором помещались его рассказы. В 1798 году открывается приют в городе Станце,  и Песталоцци вновь   приступает   к   практической   педагогической   деятельности.   Тут   организуется   и исследуется воспитательный труд, развивающее обучение. Идет исследовательская работа по этим вопросам. У   Песталоцци   сформулирована  идея   элементарного   умственного,   нрав­ ственного и физического воспитания. Но и этот приют просуществовал недолго. В 1799 году Песталоцци переезжает в Люцерн, а затем в Берн. В 1800 году открывает учебное заведение   в   Бургдорфе.   Изучали:   отечественный   и   французский   языки,   геометрию, арифметику, музыку, отечественную историю. Было шесть классов. Каждый день по семь часовых уроков, а день начинался в семь часов утра. Наиболее известное его сочинение «Лебединая песня» Иоганн Фридрих Гербарт (1746­1841 гг.) Родился в Ольденбурге, был профессором философии в Кенигсберге и Реттингене. Первый   педагогический   труд   И.   Гербарта   был   посвящен   творчеству   И.Г. Песталоцци   Важнейшие     педагогические   сочинения   Гербарта:  «Первые   лекции   по педагогике», «Общая педагогика» и другие работы отличались рациональностью. Гербарт видел в   педагогике,  в первую очередь, методологический  инструментарий. Вследствие этого он стремился к выявлению «тезисов основоположений», а также основных условий эффективности   учебно­воспитательного   процесса.   Гербарт   отвергал   крайности   как,эмпирической   так   и   философской   педагогики.   Он   настаивал   на   суверенности педагогической науки. Педагогика по Гербарту опирается на практическую философию: этика  и психология.  С помощью этики намечаются  педагогические  цели,  а с помощью психологии ­ способы их осуществления. Во главу угла процесса воспитания ставилось волеизъявление личности. Этот нравственный процесс в идеале должен соответствовать пяти главным критериям: # внутренняя свобода # совершенствование # благожелательность # законность # справедливость. Центральный   тезис   рассуждений   Гербарта   –   формирование   нравственного человека.   Это   ­   ядро   идеи   о   развитии   всех   способностей   человека.   По   Гербарту, воспитание   должно   создавать   гармонию   между   волеизъявлением   и   выработкой многосторонних интересов. Пути достижения этой гармонии (задачи воспитания):  Управление,  которое поддерживает порядок и уничтожает природную, первобытную необузданность, через это питомец входит в сферу разумной человеческой свободы. Меры:   занять   воспитанника   настолько,   чтобы   не   оставалось   свободного   времени, надзор, приказания, запрещения, авторитет.  Обучение должно не просто давать некий объем знаний, но в основном способствовать усовершенствованию   всего   субъекта.   Обучение   ­   преднамеренное,   систематическое образование   и   развитие   представлений,   составляющих   душевную   жизнь   для всестороннего совершенства.  Нравственное   воспитание   (дисциплина)  всякое   непосредственное   влияние   на характер   воспитанника   с   целью   облагораживания   его   нрава   и   привести   его   к нравственности.   Дисциплина   имеет   дело   с   характером,   который   образуется   из сочетания различных наклонностей и выражается в ВОЛЕ ­ переход желания в дело. Нравственно   развивать   характер   ­     значит   предоставлять   право   самому   питомцу принимать доброе и отвергать злое, таким образом, через деятельность возвышаться до самосознающей личности. Обучение Гербарт попытался разделить на преподавание и учение. Он искал некую "естественную последовательность" учебного процесса в виде формальных ступеней. Были определены четыре ступени: # Ясность (активность учителя ­ преподнесение учебного материала) # Ассоциации (возникновение ассоциаций у учащихся ­ активность учащихся) # Система (приведение знаний в систему ­ активность учителя) # Метод (применение знаний на практике ­ активность учащихся). Для   осуществления   своих   педагогических   взглядов   Гербарт   в   1810   году   основал   в Кенигсберге   особую   педагогическую   семинарию.   Учреждение   имело   статус   закрытого учебного заведения с постоянными учителями. Тут воспитывалось не более 30 мальчиков, которые с 8 ­10 лет начинали переводить «Одиссею» и постепенно изучались элементы грамматики.   Затем   ученикам   предлагались   исторические   рассказы   или   упражнения   в наглядной   геометрии.   К   отстающим   ученикам   применялись   аналитические   беседы. Ученики много заучивали. Изучали: арифметику, геометрию, тригонометрию, логарифмы, статистику, механику, астрономию. Учителя могли заниматься управлением и обучением учащихся   с   различными   способностями.   Цель   воспитания:   воспитать   добродетельногочеловека,   у   которого   гармония   воли   сочетается   с   этическими   идеалами   и   выработкой многосторонних интересов. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег                      (1790­1866 гг.) Родился   в   городе   Зиген   в   Вестфалии   в   семье   судебного   служащего.     Учился сначала в обычной народной школе, а потом в латинской школе, которые практически не дали ему нужного образования и оставили самые тяжелые воспоминания: формализм и схо­ ластика   обучения,   ничтожный   круг   сообщаемых   знаний,   подавление   интереса   к самостоятельности.   Эти   детские   и   юношеские   впечатления   явились   первым   толчком   к пробуждению у него интереса к проблемам народной школы. С   недостаточной   подготовкой,   но   с   большим   стремлением   к   знаниям   в   1808   году Ф.А.В.Дистервег     поступил   в   Гернборнский   университет,   в   котором   некогда   учился   и Я.А.Коменский. Через год он перешел в Тюбингенский университет. Окончил его в 1811 году, защитив докторскую диссертацию. Нужно заметить, что занятия в университете по своей организации и методам преподавания мало отличались от школьных и поэтому у Ф.А.В.Дистервега выработалось стойкое негативное отношение к постановке образования в Германии. После окончания университета началась практическая деятельность Дистервега. Некоторое   время   он   был   домашним   учителем,   работал   учителем   гимназии.   Будучи учителем во Франкфурте на Майне, он знакомится с рядом педагогов ­ песталоццианцев, общение с которыми определило направление всей его жизни ­ забота о народной школе как школе развития у детей самостоятельного мышления, активности, а  также стремление найти пути подготовки учителей для такой школы. Дистервега   можно   считать   основоположником   педагогического   образования   в Германии. Большинство его сочинений были адресованы учительству. Почти три десятиле­ тия  он  был  директором  учительских  семинаров  ­  в  Мерее,  в  Рейнской   области  (1820­ 1832гг.),   в   Берлине   (1832   ­   1847   гг.),   где   он   одновременно   преподавал   педагогику, математику,   немецкий   язык.   За   эти   годы   им   подготовлено   более   20   учебников   и руководств по математике, астрономии, естествознанию, географии, родному языку и др. В 1827 году Дистервег основал и до последних дней жизни редактировал педагогический журнал  «Рейнские листки для воспитания с особым вниманием к народной школе».  С 1851 года он издавал также «Педагогические ежегодники». Дистервег выступал за обновление школьного образования, пропагандировал эти идеи   через   педагогическую   печать,   стоял   у   истоков   создания   профессиональных объединений учительства, выступив в 30­х ­ начале 40­х годов инициатором создания ряда учительских союзов. В 1848 году был избран председателем Всегерманского учительского союза. Летом 1848 года в числе  депутатов прусского национального собрания Дистервег поставил   свою   подпись   под   нашумевшим   «Письмом   23­х»,   авторы   которого   требовали организации единой народной школы для всех детей нации. В 1848 году он был отстранен от должности, а в 1850 году ­ уволен в отставку. Но и после этого продолжалась его активная общественно­педагогическая деятельность:  в качестве редактора педагогических изданий, в качестве организатора профессионального движения учителей. В   1858   году   он   был   избран   берлинским   учительством   в   прусскую   палату депутатов,     и   начал   свою   парламентскую   деятельность,   защищая   материальные   и социальные   права   народных   учителей,   выступая   против   введенных   в   1854   году правительством«Регуляторов», которые регламентировали деятельность народной школы. Согласно этому документу главное место в учебном плане занимала религия в её догматической форме. Общее образование ограничивалось обучением чтению, письму и начаткам арифметики, Элементы реальных знаний, которые только, только стали проникать в народную школу, были изъяты из программ.