Мы – будущие избиратели
Конспект классного часа по избирательному праву
(1-4 классы)
Цель: Создать условия для развития правовой культуры будущих избирателей, активной гражданской позиции.
Формирование первоначального представления у младших школьников понятия «право выбора».
Задачи:
1. Знакомство понятиями «выборы», избирательная система России.
2. Закрепление понятийного аппарата избирательного права: выборы, избиратель, кандидат, избирательный участок, избирательный бюллетень.
3. Дать учащимся первичное представление о необходимости участия в политической жизни общества.
4. Развитие творческого потенциала учащихся.
Оборудование: раздаточный материал, компьютерная презентация урока.
Ход классного часа:
Слайд 1.
Звучит песня Родина-Россия. (дети сидят полукругов в центре класса, встают по одному и читают стихи)
|
Ученик 1:
Что такое Родина наша?
Солнце, лес, дыхание пашен,
Сад в цвету, где не молкнут пчёлы,
И твой дом, и огни твоей школы.
Слайд 2-10
Ученик 2:
|
Слайд 10-15
Ученик 3:
Наша Родина - день этот новый,
Смелость, твёрдое честное слово,
Который славой овеян.
Слайд 16-18
Учитель: Ребята, а что для вас обозначает слово Родина? Что значит – любить свою Родину? Слайд 31
Ученики: Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться её победам, горевать, когда ей тяжело. А главное – беречь Родину, защищать её от врагов.
Учитель: Для каждого человека дорого должно быть всё на своей Родине: её народ, земля. И, конечно же, надо думать и о завтрашнем её дне. Ведь будущее нашей Родины в ваших руках. В противном случае, всего этого может и не быть.
Звучит отрывок из песня из к/ф «Доживем до понедельника» «Мы выбираем, нас выбирают».
Учитель: В жизни каждого человека, возникают такие ситуации, когда приходится выбирать и в этом случае важно – не ошибиться. Случались ли в вашей жизни такое. Когда вы стояли перед выбором чего-либо или кого-либо?
Ученики: В игре, кода выбираете «водящего» или того, кто будет водящим, играя в прятки, что кушать, во что одеться, с кем играть, куда пойти в свободное время от уроков, чем заниматься.
Группа детей стоят в кружке и считаются: «На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой?
Учитель: Может ли считающий повлиять на выбор того, на ком останавливается считалочка?
Ученик: Не может.
Учитель: Человек не может жить один, вне коллектива. Все время он выбирает с кем дружить, с кем сидеть за одной партой? Кого выбрать? За что выбрать? То есть человеку сопутствуют постоянные выборы.
Я предлагаю сделать сейчас и вас выбор. У вас на парте есть сигнальные зеленые и красные кружочки. Поднимите зеленый кружочек, если вы хотите остаться на занятии и узнать новое и важное для себя, пообщаться с одноклассниками. Если же хотите уйти, поднимите красный кружочки.
(Идет выбор детей)
Учитель: Взрослая жизнь, к которой вы уже готовитесь, тоже не возможна без выбора. От этого в некоторых случаях зависит вся дальнейшая судьба человека, судьба семьи, организации, даже страны. Вашим родителям тоже приходится решать судьбу района, страны. А вы должны к этому готовиться заранее. А вы знаете, когда это происходят в нашей стране?
Ученики: На выборах.
Слайд 32.
Учитель: Ребята, а вы не догадались, о чем сегодня пойдет речь?
Ученики: О выборах в нашей стране. Как проходят в нашей стране выборы?
Тема: Мы – будущие избиратели.
Слайд 33.
А, что мы называем выборами?
Ученики: Выбор – избирать голосованием. Так говорится в толковом словаре.
Слайд 34.
Учитель: Кого мы с вами выбираем в нашей стране? Сделайте и вы свой выбор (на листке их данного перечня нужно выбрать, за кого голосую с нашей стране)
· дикторов телевидения
· министров
· начальника отделения милиции
· депутатов государственной думы
· депутатов городской думы
· членов суда РФ
· президента РФ
· глав исполнительной власти на местах (Приложение 1.)
Ученики: Президента РФ, депутатов государственной думы, депутатов городской думы, глав исполнительной власти на местах.
Учитель: В основном законе нашей стране – Конституции Российской Федерации (показывает) говорится, что каждый гражданин РФ имеет право выбирать и быть избранным, право на образование, на медицинскую помощь, на труд, на защиту Отечества.
Слайд 35,36.
Как же проходят выборы в нашей стране?
С чего они начинаются?
Слайд 37.
Учитель: Выборы начинаются с назначения выборов.
Слайд 38.
1.Назначение выборов.
Учитель: Например: Выборы президента РФ назначаются Советом Федерации РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах президента является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах президента Российской Федерации, и в котором шесть лет тому назад был избран президент Российской Федерации.
Кто является президентом РФ?
Ученик: Владимир Владимирович Путин.
Слайд 39.
Учитель: Кто является Главой муниципального образования Руднянский район Смоленской области.
Ученик: Юрий Иванович Ивашкин.
Слайд 40.
2. Регистрация избирателей.
Учитель: Кто такие избиратели?
Ученик: Избиратель — гражданин, который может избирать и живет рядом с тем местом, где проходят выборы.
Учитель: Избиратель – гражданин Российской Федерации, который имеет право избирать.
Цель регистрации избирателей состоит в том, чтобы установить личность гражданина, имеющего право голоса раньше выборов таким образом, чтобы только этот человек мог подавать избирательный бюллетень. А вы не знаете, что такое избирательный бюллетень?
Слайд 41.
Ученик: Избирательный бюллетень — документ для голосования с фамилиями кандидатов. Именно при анализе знаков в этом документе избирательная комиссия способна вынести вердикт о предпочтении того или иного кандидата.
На столах лежат образцы бюллетеней. Давайте познакомимся с ними! (Приложение 2.)
Слайд 42,43.
Сценка 1
На избирательный участок заходит маленькая девочка с паспортом. Председатель комиссии спрашивает её:
- Девочка, ты зачем сюда пришла?
- Как зачем? Я пришла голосовать за своего папу!
- А зачем ты будешь голосовать за своего папу?
- А он сказал, что если станет депутатом, то будет приносить домой много денег, а мы с мамой переедем жить в Москву.
- Сколько тебе лет?
- 14.
Учитель: Выскажите свое мнение по тому, что увидели. Посмотрим продолжение.
Ученик: Голосовать можно с 18 лет.
Продолжение… (- А папа не говорил тебе, со скольких лет можно голосовать?
- Нет.
- Мала ты ещё для голосования. Подрасти немного тогда и приходи. Поняла?
- Поняла… вздыхает девочка и уходит.)
Учитель: В федеральном законе указывается на два условия, при которых гражданин РФ, достигший 18 лет, не имеет права избирать и быть избранным. Сделайте выбор:
Найдите два таких условия:
· признание недееспособным
· долгое пребывание за границей
· наличие супруга, не имеющего российского гражданства
· нахождение в местах лишения свободы по приговору суда
· двойное гражданство
· прохождение срочной службы в армии
· статус священнослужителя (Приложение 3.)
Ученики: Условия, при которых гражданин РФ, достигший 18 лет, не имеет права избирать и быть избранным – признание недееспособным, нахождение в местах лишения свободы по приговору суда.
3. Организация избирательных участков.
Учитель: Выборы проходят на избирательных участках. А вы знаете, что это такое? Где ваши родители голосуют?
Ученик: Избирательный участок - территориальная единица, создаваемая для проведения голосования и подсчета голосов.
Слайд 44.
4. Выдвижение кандидатов.
Учитель:
Учитель: Кто такие кандидаты?
Ученики: Кандидат – зарегистрированный гражданин на выборную должность.
Во время до выборов кандидаты должны донеси до избирателя свою программу, проходит предвыборная агитация: дискуссии, "круглые столы", пресс-конференции, интервью, выступления, политическая реклама, показ телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате и в иных не запрещенных законом формах.
Перед вами лежат примерные программы ребят, которые хотят стать президентом класса. Сделайте выбор: за кого вы бы проголосовали?
Слайд 45.
5. Голосование
Учитель: Голосование проходит в один или два тура и осуществляется путем подачи бюллетеня или путем использования специальной машины для голосования.
Слайд 46.
Кто имеет право голосовать? Какое у нас голосование?
· всеобщее,
· равное,
· добровольное,
Сценка 2.
На избирательный участок заходит группа молодых девушек, идут к регистрационному столу, регистрируются.
- Девушки, за кого вы будете голосовать?
- А за кого нужно? – спрашивает одна из девушек.
- А вы не подскажите, за кого нам проголосовать? – говорит ее подруга.
Учитель: Выскажите свое мнение.
Ученик: О своем выборе не обязательно рассказывать. Решает за кого голосовать только тот человек, который голосует.
Подходит бабушка:
- Милые девушки, вы должны сами решить за кого будете голосовать.
· тайное,
Сценка 3.
На избирательный участок заходит молодая женщина, вынимает из сумочки два паспорта и выкладывает на стол:
- Я хочу проголосовать за себя и за своего мужа!
- А почему он сам не пришёл голосовать?
- Он очень сильно занят домашними делами. Да и какая разница! Паспорт же его у меня, да ещё я на всякий случай доверенность от него взяла. Вот посмотрите. Вот… подпись… дата. Всё как положено…
Учитель: Выскажите свое мнение.
Ученик: Мнение каждого важно.
Продолжение…
(Председатель:
- Гражданка! Вы можете проголосовать только за себя. А ваш супруг должен прийти сюда сам и проголосовать. Если он не сможет, тогда мы поедем к нему на дом.
- Это самоуправство! Я буду жаловаться!
- Поймите правильно. Каждый избиратель должен проголосовать за себя лично – в нашей стране прямое избирательное право. Вот вам ваш бюллетень, а мужу своему скажите – пусть сам придёт сюда.
- Да, да я поняла – так и ему скажу. Женщина голосует и уходит.)
Учитель: Какой избирательный принцип описан в этом эпизоде и что он означает?
· прямое.
Слайд 47.
Учитель: Препятствия свободному осуществлению прав избирать и быть избранным путем:
· насилия
· обмана
· угроз
· подлогов
· распространения заведомо ложных сведений о кандидатах и иных действий, порочащих их честь и достоинство, и др.
Слайд 48.
6. Результаты выборов
Учитель: После окончания выборов, закрытия избирательных участков, члены избирательной комиссии подсчитывают, какой кандидат набрал сколько голосов. Данные их участковых избирательных комиссий передаются в территориальные избирательные комиссии, а оттуда в Центральную избирательную комиссию. И там окончательно подводятся результаты выборов.
Слайд 49.
Учитель: Подведем итог нашего занятия. В какой последовательности проходит избирательный процесс. Расставьте карточки в нужном порядке
· выдвижение кандидатов
· определение результатов голосования
· организация избирательных участков
· назначение выборов
· голосование
· регистрация избирателей
Слайд 50.
Ученики:
1. назначение выборов
2. регистрация избирателей
3. организация избирательных участков
4. выдвижение кандидатов
5. голосование
6. результаты голосования
Учитель: Какой документ дает нам право голосовать?
Ученики: Конституция РФ.
Учитель: Кто имеет право голосовать на выборах?
Ученики: Граждане РФ, достигшие 18 лет.
Учитель: Зачем нужно голосовать каждому?
Ученики: Голос каждого очень важен для определения судьбы нашей страны, города и т.д.
(звучит песня «Мы – новое поколение!»)
Помните! Выбор остается за вами!
Слайд 51.
Приложение 1.
o дикторов телевидения
o министров
o начальника отделения милиции
o депутатов государственной думы
o депутатов городской думы
o генерального прокурора РФ
o членов конституционного суда РФ
o президента РФ
o глав исполнительной власти на местах
Приложение 2.
Приложение 3.
o признание недееспособным
o долгое пребывание за границей
o наличие супруга, не имеющего российского гражданства
o нахождение в местах лишения свободы по приговору суда
o двойное гражданство
o прохождение срочной службы в армии
o статус священнослужителя
Приложение 4.
(напечатано на красных карточках)
Если бы я был президентом класса, то я бы своим примером показывал бы хорошее поведение и отличную учебу.
Я бы помогал учителю организовывать различные мероприятия, которые помогали бы детям на перемене отдохнуть и с пользой провести время.
Я бы помогал своим одноклассникам в учебе.
Помогал бы детям усвоить силу дружбы.
(напечатано на желтых карточках)
Если бы я был президентом класса, то учил бы их добру.
Я сделал бы уроки короче, а перемены длиннее.
Организовывал бы экскурсии и поездки по интересным местам, приучал бы детей к спору.
Мы все вместе чаще бы развлекались и играли.
(напечатано на оранжевых карточках)
Я бы, став президентом, попросил папу, чтобы он купил всем по компьютеру. Раздал бы им по три диска с играми. Все сидели бы около компьютеров дома и преступность в стране сразу же сошла на нет.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.