Классный час № 6
по теме: "Здравствуй мир! ""Здравствуй друг!"
дата:13.10.2011
ЦЕЛЬ:
Актуализация представлений детей о доброте.
Задачи:
1. Изучить важные человеческие качества «доброта» и «доброжелательность»
2. Привить любовь к родительскому дому.
3 Воспитать умение выражать своё доброе отношение друг к другу, близким и родным, старшему поколению.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:
1. Предисловие.
2. Страница первая - «Доброта и доброжелательность»
3. Страница вторая - «Родительский дом».
4. Страница третья – «Любите близких и родных»
5. Страница четвертая – «Добротой себя измерь!»
6. Заключение.
Пояснительная записка.
Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовать разнообразную деятельность детей. На этот раз я выбрала классный час на тему: «Здравствуй, добрый человек!»
Проект классного часа был составлен мною для учащихся 3 класса.
Целью классного часа является актуализация представлений детей о доброте. Данная цель реализуется через решение задач:
1. Изучить важные человеческие качества «доброта» и «доброжелательность».
2. Привить любовь к родительскому дому.
3. Воспитать умение выражать свое доброе отношение друг к другу, близким и родным, старшему поколению.
Классный руководитель перед проведением классного часа решает ряд задач:
- определить тему и форму;
- выбрать место и время проведения;
- составить план подготовки и проведения классного часа;
- вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников;
- распределить задания между творческими группами и отдельными участниками;
- учитывать возрастные особенности детей, особенности класса, уровень развития
Составляя проект классного часа, я основывалась на такой литературе:
Подборка журналов «Воспитание школьников»
Сборники песен для детей.
Пословицы и поговорки о добре и доброте.
Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию” 1- 4 кл. автор О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина
“Внеклассные мероприятия в начальной школе” Я.Ю.Мартынов
Предисловие.
(исполняется песня «Здравствуй, мир!)
Здравствуй, дом
Здравствуй, даль,
Здравствуй радость и печаль!
Здравствуй, быль!
Здравствуй, новь,
Здравствуй, светлая любовь!
Здравствуй, мир!
Здравствуй, друг!
Здравствуй, песен щедрый круг!
Здравствуй, миг,
Здравствуй, век!
Здравствуй, добрый человек!
Ведущий: Первое слово, которым встречают друг друга люди, - «Здравствуйте!»
Поклонившись, мы друг другу сказали, хоть были совсем незнакомы: «Здравствуйте!»
Что особенного тем мы друг другу сказали?
Просто «Здравствуйте!», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
(В. Солоухин)
Кл. руководитель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим на страницах нашего календаря о важных человеческих качествах, как доброта и доброжелательность, о материнской любви к близким и родным, побываем в родительском доме.
Страница первая.
«Доброта и доброжелательность».
Кл. руководитель: - Давайте подумаем. Понятия «доброта» и «доброжела- тельность» равные в своем значении, или здесь есть разница?
- Вспомните, каково определение понятия «доброта», какие признаки лежат в его основе?
(ответы уч-ся)
ученик: Доброта – это чуткость, отзывчивость, деликатность по отношению к другому человеку.
ученик: «Чуткость» - отзывчивый, сочувственный.
ученик: «Отзывчивость». Отзывчивый, легко отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь.
ученик: «Деликатность». Деликатный – вежливый, мягкий в обращении.
Кл. руководитель: А как можно охарактеризовать понятие «доброжелательность»?
ученик: Это слово как бы составлено из двух «желание» и «добро»,
то есть желание другим добра.
ученик: У поэта Яшина в одном из стихотворений есть такие строки:
«Но не от тяги к суесловью
И сложились не вчера
Это братское, с любовью
Пожелание здоровья.
Пожелание добра
И живется вроде лучше,
И на сердце веселей,
Коль другим благополучья
Пожелаешь на земле.
ученик: человек доброжелательный не может быть злым, грубым, жестоким. Он приветлив, внимателен и заботлив с окружающими его людьми.
Кл. руководитель: Что необходимо, чтобы быть доброжелательным, а не казаться им?..
ученик: уважение к людям, контроль над своим поведением, искренность, сердечность, простота.
Кл. руководитель: Давайте с этой точки зрения попробуем проверить себя. Ответьте на пять «сколько» и сами проанализируйте свои ответы (ребята отвечают письменно на пять вопросов, а затем делаем вывод).
1. Сколько раз и с кем ты сегодня поздоровался?
2. Сколько раз и кому уступил дорогу?
3. Сколько раз и по отношению к кому ты удержался от грубости (или не удержался)?
4. Сколько раз ты назвал по кличке своего одноклассника (или одноклассницу)?
5. Сколько раз ты проявил внимание к другому человеку (выслушал, помог, показал дорогу)?
АНАЛИЗ: Поздороваться важно дома со своими близкими, в школе с одноклассниками и со всеми взрослыми, а не только с учителями.
Уступить дорогу можно (и нужно) девочке перед дверью в школе, раздевалке, взрослому, а не только учителю.
Грубить недопустимо никому.
Кл. руководитель: Значит, доброжелательность проявляется не только в словах, но и в поступках и всегда окрашивает поведение воспитанного человека.
Дайте определение этому понятию сами.
ученик: Доброжелательность – это умение человека выразить свое доброе отношение к другому.
Кл. руководитель: Есть ли отличия между «добротой» и «доброжелательностью»?
ученик: «Доброта» более глубокое понятие, оно включает в себя «доброжелательность».
ученик: Мы редко говорим «доброжелательный человек», чаще «проявляет себя доброжелательно», «ведет себя доброжелательно», то есть, имеем в виду внешнее выражение отношения человека к людям.
ученик: Желая доброго другому, человек не всегда может сам нести в себе доброту, уметь отказаться от каких-то благ ради другого человека.
ученик: Быть добрым – нелегко. Доброта налагает на человека определенную ответственность!
ученик: Нравственная воспитанность человека тогда станет полной, когда доброта будет его главным и естественным свойством, когда она станет условием его жизни.
ученик: В. Гюго сказал: «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце»
Ведущий: Закончить нашу страницу хочется словами Алима Кешокова:
Хочу я, чтоб добро к тебе пришло
Как свет весенний, как тепло костра:
Пусть для тебя источником добра
Не станет то, что для другого – зло.
Кл. руководитель: Вдумайтесь в эти слова.
Звучит песня «Родительский дом» (исп. Л.Лещенко)
Страница вторая.
«Родительский дом»
Кл. руководитель: Представьте, что у каждого из вас в руках волшебная палочка, способная творить чудеса. Каждый из вас входит в свой дом, дотрагивается до вещей и людей, изменяя их
По своему усмотрению. У вас на это 3-5 минут.
(Ребята остаются наедине со своими чувствами и мыслями, письменно отмечают свои преобразования в доме)
Кл. руководитель: Наше маленькое путешествие в родительский дом закончилось. Расскажите, как вы воспользовались волшебной палочкой.
(Дать желающим высказаться, тактично прореагировать на их слова, похвалить за хорошее).
-А теперь волшебной палочкой прикоснемся к себе. Что с её помощью вы хотели бы изменить в себе таком, каким вы бываете дома?
(Здесь спрашивать не только желающих, но и тех, с кем считаете важным поговорить. Но делать это тактично, доброжелательно по отношению к ребенку).
Кл. руководитель: Вот видите. Ребята, с чем приходится сталкиваться: с вашей ленью, грубостью, несдержанностью, капризами, претензиями. Как нелегко это видеть вашим родителям. И как обидно им порой бывает! Как же этого избежать? Как сделать так, чтобы в дом вы несли тепло, сердечную благодарность, искреннюю привязанность, участие и понимание?
Тесно переплетается со второй третья страница.
Страница третья.
«Любите близких и родных».
Ведущий: Нельзя позволить себе быть «Иванами, не помнящими родства»
Наша Родина прекрасна, история её остается великой, а народ достоин преклонения. В.А.Сухомлинский говорил, что любовь в Родине начинается с любви к матери.
Мать от детей ничего не требует, любовь её бескорыстна. Дети бесконечно дороги и отцу и матери, бабушке и дедушке. Пусть же жизненным правилом детей будет боязнь причинить огорчение своим родителям.
ученик: Греческий философ Фалес (IY век до н.э.) послал нам мудрое предостережение: «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями».
Несколько советов детям:
*Будьте ласковыми, добрыми, внимательными сыновьями и дочерьми.
*Проявляйте любовь, благодарность к тем, кто дал вам жизнь, поставил на ноги, чьи дни и ночи были заполнены заботой о вас.
*Став взрослыми, не бойтесь показывать уважение к родителям. Им дороги любовь, участие, доброе слово.
*Вникайте в заботы семьи. Посильно помогайте по дому.
*Не отвечайте родителям грубостью, дерзостью, молчанием.
*В сочувствии, добросердечном внимании и уважении нуждаются ваши бабушки и дедушки, цените их. Ведь бабушка – добрый дух дома, дедушка – старший член семьи.
Учащиеся демонстрируют инсценировку «Задача не на сложение, а на уважение».
По улице шли двое прохожих. Одному было шестьдесят два года, другому – десять лет.
У первого было в руках пять предметов: один портфель, три книжки и один большой сверток. Одна из книг упала.
- У Вас упала книжка!- закричал мальчик, догоняя прохожего.
- Разве? – удивился тот.
- Конечно, - объяснил мальчик. У Вас же было три книги, плюс один портфель, плюс один пакет – итого пять вещей, а теперь осталось четыре.
- Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книжку, - Однако есть правила, которые ты ещё не усвоил.
Кл. руководитель: Какие же правила не усвоил мальчик? Как он должен был поступить. (Исправьте ситуацию)
Ведущий: Эти случаи из жизни
Можно дальше продолжать,
Но давайте дружно скажем:
ВСЕ: Старость нужно уважать!
Страница четвёртая.
«Добротой себя измерь».
Демонстрируются картинки (или слайды) - ситуации:
Мальчик, стремительно бегущий и толкнувший сверстника, который упал.
( «Я тебя толкнул, прости, я нечаянно».)
Женщина звонит по телефону.
(«Коля, у тебя нет моего Вити? Я так волнуюсь, уже поздно, а его нет».)
Девочка с тарелкой, на которой лежит пять апельсинов.
( Мама велела разделить апельсины с сестренкой. Как же их делить?)
Мальчик сидит у телевизора, в доме беспорядок, мама у двери с тяжелыми сумками.
(«Что, сынок, очень интересная передача?»)
Маленький брат протягивает сестре конфету.
(«Хочешь?»)
Кл. руководитель: Если вы были снисходительны и уступчивы в первом случае, если поторопились утешить во втором, вспомнили, что, кроме сестренки, неплохо было бы оставить апельсины маме, папе, бабушке, постарались загладить свою вину и помочь маме, недосмотрев передачу. Поделились конфетой с сестренкой, значит вы народ добрый и с вами легко окружающим. Если же в ваших ответах что-то не так, задумайтесь над этим.
Ведущий: Неполным был бы наш разговор, если бы мы не поговорили о братьях наших меньших: животных и птицах, об экологической обстановке. Но это темы отдельных классных часов. Мы сегодня говорим о доброте, о доброжелательном отношении к близким. Давайте не забывать, что также по-доброму надо относиться и к животным, и к птицам, и ко всей нашей планете.
ученик: НАША ПЛАНЕТА
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
(Я.Аким)
Заключение.
Кл. руководитель: Перелистав страницы нашего календаря, мы можем попрощаться и сказать:
«Добрый вечер! Доброй ночи!
А что это значит?
Значит, день был по-доброму начат,
Значит, день был по-доброму прожит,
Он умножит счастливые дни».
Всеми участниками классного часа исполняется песня «Дорогою добра».
Используемая литература.
Подборка журналов «Воспитание школьников»
Сборники песен для детей.
Пословицы и поговорки о добре и доброте.
Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию” 1- 4 кл. автор О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина
“Внеклассные мероприятия в начальной школе” Я.Ю.Мартынова
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.