Кузнецова.Н.Е – классный руководитель. КГУ « школа-лицей №5»
Классный час
Тема: «Выбор профессии .Мой путь в будущее».
Задачи:
Продолжить подготовку обучающихся к осознанному выбору профессии и путях продолжения образования.
Выявить, в какой профессии подростки хотят себя реализовать и сформировать реальное представление о возможностях приложения своих профессиональных намерений.
Предоставить информацию обучающимся о возможностях профессионального образования в современных условиях.
Познакомить обучающихся с особенностями выбора профессии на современном этапе.
Объяснить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии.
Оформление: презентация.
Оборудование: мультемидийная установка.
Форма : интерактивная беседа.
Участники: обучающиеся 10а класса, родители, администрация школы-лицея№5
Ход классного часа
Вступительное слово классного руководителя.
Звучит музыка.
Кем вы работаете? – это чуть ли не первый вопрос, который задают при знакомстве любому человеку.
Кем работают твои мама и папа? – интересуются даже дети. И это не случайно, ведь профессия – это одна из важнейших характеристик человека.
Выбор профессии – жизненно важный вопрос. Он сравнивается со вторым рождением. Обдумать вопрос о будущей профессии – это полезно. Это значит поставить себе много вопросов и найти правильный ответ.
Тема нашего мероприятия: «Мое будущее – в моей профессии» (слайд)
Начать наш разговор я хочу словами философа Сенеки: «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».
Ребята, не далек тот час, когда вы вступите в новую пору своей жизни. Сейчас главным для вас является учеба – база вашей дальнейшей жизни. Пришла пора серьезно задуматься о выборе своей профессии. И здесь главное не совершить ошибку. Помочь вам могут ваши родители, старшие братья и сестры, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.
Вопрос для учащихся: Какие факторы (условия) влияют на выбор профессии?
(называют факторы)
Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии?
Учеными выделено 8 факторов выбора профессии (слайд).
Позиция
старших членов семьи.
Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя
жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.
Позиция
товарищей, подруг.
Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на
выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое
соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты
живешь.
Позиция
учителей, школьных педагогов.
Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный
педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже
от тебя.
Личные
профессиональные планы.
Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах
освоения профессии.
Способности.
О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и
по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
Уровень
притязаний на общественное признание.
Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих
притязаний.
Информированность.
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной
профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
Склонности.
Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть
свободного времени. Это – интересы, подкрепленные определенными способностями.
Задание в группах: проранжируйте эти факторы по степени значимости для вас (на столах лежат листы, на которых напечатаны эти факторы).
Сейчас посмотрим, что у вас получилось. Какие факторы играют первостепенное значение? (на доске вывешивают листы).
Вопрос для учащихся: Почему вы выбрали эти факторы?
Вывод: (На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. Этот фактор очень важен он говорит об авторитете родителей, но в данном случае выбирая профессию для себя важны ваши склонности и способности. Выбирая профессию необходимо четко осознавать сможете ли вы работать в этой профессии).
Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье – это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой». Просто, правда? Но только на первый взгляд.
Вы наверняка встречали людей, которым утром не хочется идти на работу. И далеко не всегда это лодыри и бездельники. Они честно делают то, что от них требуется. Но это для них понедельник – самый тяжелый день. Это они радуются даже болезни: можно побыть дома и не ходить на работу. Это они нет-нет, да и скажут со вздохом: «Эх, скорей бы на пенсию».
Вопрос для учащихся: Вы выбираете профессию на всю жизнь, и чтобы потом многие годы каждое утро хотелось идти на работу, уже сейчас нужно... Продолжите фразу. (слайд)
(на столах лежат листочки продолжите фразу).
Ответ учителя, обобщение сказанному: Вы продолжили фразу: «...задуматься о будущем». Или: «...выбрать работу по душе». Или еще так: «...найти свое место в жизни». Смысл этих фраз раскрывать каждому из вас для себя все равно придется. И вот тут очень важно – как раскрывать. Просто думать о будущем. Выбрать работу по душе? Найти свое место в жизни? Так как же думать, выбирать, искать? Давайте попробуем разобраться с вами, и, может быть, вопросы эти станут хоть немного понятнее. Вопросы, но не ответы. Ответы не подскажет ни одна книга – их придется искать самим.
Выбор профессии – задача со многими неизвестными. Необходимо познакомится с миром профессий, и только тогда вам станет ясным только первое неизвестное – круг работ, которые вам нравятся, и одна из них, – которая нравится особенно.
В мире существует около 50 тысяч профессий. Чтобы эту массу профессий привести в какой-то порядок, ученые придумывают различные классификации. Одна из них разработана академиком Е. Климовым.
В зависимости от того, с кем работает человек, профессии делят на 5 групп: (слайд)
Человек – природа.
Человек – техника.
Человек – человек.
Человек – знаковая система.
Человек – художественный образ.
Вопрос для учащихся: Приведите примеры этих профессий?
Первый тип: человек – природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, гидролог, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда.
Второй тип: человек – техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства.
Третий тип: человек – человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности – воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.
Четвертый тип: человек – знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
Пятый тип: человек – художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры.
Начиная такое важное дело, как выбор своего пути, надо постараться объективно оценить свои способности, возможности, для этого, нужно определить условия выбора профессии:
Выбор профессии стоит на 3 «китах»
ХОЧУ! МОГУ! НАДО!
Определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности, мечты о профессии (хочу).
Оценить, каковы ваши профессионально-важные качества: способности, состояние здоровья, характер, темперамент. Или проще сказать – это наше могу.
Здесь неоценимую помощь вам оказывает школьный психолог (выступление психолога). Лисицина Татьяна Владимировна.
Выступление психолога (слайд).
Узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, иначе говоря, каково сегодня «надо».
Просмотр видеоматериала
Вопросы учащихся:
Сейчас для нас важна профессиональная ориентация. Одно из ваших направлений работы – это профориентация. Какова цель вашей работы?
Какие направления профориентационной работы есть у вас?
Какие специалисты работают в ЦЗН?
Какие профессии востребованы сегодня на рынке труда ?
Для воплощения вашей мечты. Правильного выбора профессии каждому из вас потребуются все перечисленные нами ранее факторы. И сегодня к нашему мероприятию каждый из вас выполнил творческое домашнее задание. Реклама будущих профессий.
Выступление учащихся (слад).
Первую рекламу своей профессии нам представит Оразаева Маржан
Вопросы учащихся : 1. Почему ты выбрала эту профессию?
Настя: семейная традиция. Я хотела бы вас познакомить с моей мамой Сейткановой Мереке
Выступление Сейткановой М: Я работаю врачом –лаборантом Это очень престижная профессия. Она не имеет возрастные ограничения так как мы несем ответственность за жизнь людей. В нашей семье это не первое поколение и мы хотим, чтобы наша дочь продолжила нашу семейную традицию.
Вопросы учащихся: Если можно было бы пересмотреть свой жизненный путь, какую профессию Вы бы выбрали?
Следующую рекламу своей профессии нам представит Матагулов Еркебулан .
Вопросы учащихся:
Почему ты выбрал эту профессию?
Какой вариант карьеры ты выбираешь?
Выбирая эту профессию, что стало для тебя основным стимулом: высокая зарплата или возможность, что-то изменить внести инновации?
Когда человек выбирает профессию его основная цель быть успешным в этой жизни – добиться успеха.
«Слагаемые успеха». Учащимся предлагается ответить на вопрос: «Что необходимо, чтобы правильно выбрать специальность и стать успешным в выбранной профессии?»
Подводится краткий итог. Формула успеха
Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбирать своё дело в жизни. Задача эта нелёгкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор. У вас еще есть время для принятия окончательного решения. Хочется надеяться, что материал на данном электронном носителе поможет вам в этом. Данный диск это результат наше совместной работы.
Начиная с вами беседу меньше всего хотелось, чтобы вы восприняли эту беседу как учебник. Скорее это задачник, причем самые главные задачи придется вам не только решать, но и составлять самим. И какой бы ответ ни получился в итоге, кем бы вы ни захотели стать и кем бы ни стали, искренне желаю, чтобы вам всегда хотелось утром идти на работу. И конечно, чтобы вечером хотелось идти домой. Задание 1. Пословицы о труде, работе, профессии
Пословицы разбиваются на две части. На одной доске – первая часть пословицы, на второй – другая часть пословицы. Дети должны соединить пословицы.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Что потрудился, то и поел.
Труд человека кормит, а лень портит.
Там и хлеб не родится, где кто в поле не трудится.
Зажиточно жить — надо труд любить.
Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.
Лучше честным трудом добытая черствая корка, чем сдобный пирог, да краденый.
Тот ничего не боится, кто честно трудится.
Без успеха в учебе нет успеха в труде.
В народе тот не забудется, кто честно трудится.
Для кого труд — радость, для того жизнь — счастье.
Землю солнце красит, а человека — труд.
Кто живет своим трудом, тем работа — второй дом.
Старание и труд свое возьмут.
Задание 2. Игра «Закончи предложение»
Учащимся предлагаются начала предложений (карточки берут у учителя наугад), которые они должны завершить.
Люди работают ради…
Настоящий труд – это…
При выборе профессий люди часто не учитывают …
В любом профессиональном труде самое важное …
Счастье – это …
Задание 3. Высказывания известных людей
Учитель зачитывает высказывание известных ученых, философов, политиков о профессиях и труде.
Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим.
(Илья Ильф и Евгений Петров.)
Работа избавляет нас от трёх великих зол: скуки, порока и нужды.
(Вольтер.)
Жить — значит работать. Труд есть жизнь человека.
(Вольтер)
Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.
(Гельвеций К.)
Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги.
(Чехов А. П.)
Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры.
(Л. С. Макаренко)
Ничто в жизни не достается без большого труда.
(Гораций)
Наш мир создан не словом, а деянием, трудом.
(М. Горький)
Всякий труд, выполняемый честно, полезен, а следовательно, достоин уважения.
(Стендаль)
Дорога к славе прокладывается трудом.
(Публилий Сир)
Человек совершенствуется при помощи труда.
(Т. Карле иль)
Ничто не облагораживает человека больше труда. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство.
(Л. Н. Толстой)
Жить — значит работать. Труд есть жизнь человека.
(Ф. Вольтер)
Истинное сокровище для людей — умение трудиться.
(Эзоп)
Нет ничего постыднее, как быть бесполезным для общества и для самого себя и обладать умом для того, чтобы ничего не делать.
(Б. Паскаль)
Стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни.
(Л. Н. Толстой)
Учитель: Подведем итоги наших рассуждений и цитат великих людей:
1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".
2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.
3. Все профессии полезны и стыдиться их не надо.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП «О ПРОФЕССИЯХ»
Учитель: А сейчас давайте мы с вами вспомним, какие профессии вам знакомы. В этом нам помогут игровые задания.
Задание 4. Викторина «В мире профессий»
■ Перед кем все люди снимают шапки?
(Перед парикмахером.)
■ Кто горит на работе?
(Пожарные.)
■ Кто работает со вкусом?
(Дегустаторы. Название этой профессии дословно переводится с латинского как «отведыватель».)
■ Какой водитель смотрит на землю свысока (парит в облаках)?
(Пилот, лётчик, космонавт.)
■ Кто работает играючи?
(Актёры, музыканты-исполнители.)
■ Человек, работающий с напряжением, – это ... Кто?
(Электрик.)
■ Врач, который видит пациентов насквозь, – это... Кто?
(Рентгенолог.)
■ Кто может взять в тиски?
(Столяр.)
■ Кто собирает дом по кирпичику?
(Каменщик.)
■ Кто выносит сор из избы?
(Уборщица, техничка.)
■ Кто из учёных ворон считает?
(Орнитолог, специалист, изучающий птиц и их распространение.)
■ Как называют профессионала, набивающего цену молотком?
(Аукционист – ведущий аукциона.)
■ Самый сладкий мастер – это... Кто?
(Кондитер.)
■ «Зверский» доктор – это… Кто?
(Ветеринар.)
■ Клёвый профессионал – это… Кто?
(Рыбак.)
■ Кто не сеет, не пашет, а за урожай отвечает?
(Агроном.)
■ «Убийца травы» – кто это такой?
(Газонокосильщик, косарь.)
■ Самый «сердечный» врач – это… Кто?
(Кардиолог.)
■ Звёздный бухгалтер – это... Кто?
(Астроном.)
■ Мастер с мастерком – это... Кто?
(Каменщик, штукатур.)
■ Преобразователь ткани в одежду – это... Кто?
(Портной.)
■ Носильщик в ресторане – это… Кто?
(Официант.)
■ Реаниматор машины – это… Кто?
(Автомеханик.)
■ Главнокомандующий на съёмочной площадке – это… Кто?
(Кинорежиссёр.)
■ Профессионал по трудоустройству денег – это… Кто?
(Банкир, заставляющий деньги работать.)
■ Как называют дирижёра банкета?
(Тамада, ведущий.)
■ Назовите единственного специалиста, который умеет разбирать каракули врачей.
(Аптекарь.)
Задание 5. Анаграммы с профессиями
Переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий.
Слово |
Пояснение |
Правильный вариант ответа |
Рвач |
Медицинский работник |
Врач |
Терка |
Театральная профессия |
Актер |
Марля |
«Разноцветный рабочий» |
Маляр |
Фиакр |
Волшебная цирковая профессия |
Факир |
Водосток |
Животноводческая профессия |
Скотовод |
Авдотка |
Юридическая профессия |
Адвокат |
Травинка |
Продавец старины |
Антиквар |
Сопло |
Дипломатический представитель |
Посол |
Задание 6. «Алфавит профессий»
На каждую букву алфавита надо придумать и написать на доске название профессии.
ВИДЕО «10 лучших профессий будущего»
(https://www.youtube.com/watch?v=zVx9czLnOjM)
«МОИ СПОСОБНОСТИ»
Учитель: Теперь мы познакомимся с классификацией профессий и каждый из Вас попробует соотнести свои склонности, способности, опыт с требованиями профессии. Е.А.Климов классифицировал все профессии по типам. И вот какие типы профессий получаются:
1. Человек – Природа. Здесь главный, ведущий предмет труда – живая природа. К такому типу относятся, например, профессии: агроном, зоотехник, лаборант химикобактериологического анализа, почвовед.
2. Человек – Техника. В этом типе профессий главный ведущий предмет труда– технические объекты (машины, механизмы). Примеры профессий: водитель, токарь, диспетчер, инженер, ткач, швея.
3. Человек – Знаковая система. В этом типе профессий главный, ведущий предмет труда – условные знаки, цифры, коды, различные языки. Примеры профессий: наборщик, кассир, делопроизводитель, бухгалтер, программист.
4. Человек – Человек. Здесь главный предмет труда – люди. Такие профессии, как медсестра, продавец, бортпроводник, учитель, секретарь-машинистка требуют от людей умения устанавливать и поддерживать контакты.
5. Человек – Художественный образ. В этом типе ведущий предмет труда – художественный образ, способы его построения. К этому типу относятся профессии: парикмахер, чеканщик, резчик по камню, фотограф, артист. Условия
Учитель: Определить принадлежность к какому-то типу профессий можно с помощью специальных тестов о профориентации и самоанализа.
ФОРМУЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Учитель: При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.
А. Хочу – своё желание.
Б. Могу – свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.
В. Надо – потребности рынка труда.
Учитель: Теперь Вы совместно с родителями на основании полученной сегодня информации можете заполнить свою формулу выбора профессии, на которую в последствии будете ориентироваться. (Учитель раздает учащимся памятки «Формула выбора профессии»)
Беседа . Право№1Конституция Республики Казахстан и международный правовой акт
Огромное значение Конституции в жизни всякого общества, ее принципиально особое место во всей правовой системе вызывают необходимость всестороннего исследования Конституции в качестве самостоятельного объекта научного познания.
Впервые понятие "конституция" (от лат. constitutio - установление) стал употребляться в Древнем Риме. Конституциями называли акты, издаваемые императором. В средние века конституциями называли нормативные акты о правах и вольностях различных сословий. Первой Конституцией в нынешнем смысле этого слова, как Основной Закон государства стала Конституция США, принятая в 1787 года.
С тех пор, Конституции в государственно-правовом смысле, как Основные Законы государств, появились в Западной Европе в результате буржуазных революций и были призваны закрепить экономическое и политическое господство буржуазии. В это же время возникает концепция конституционализма как правления, ограниченного Конституцией. Концепция конституционализма, выведенная из идей естественного права, явилась буржуазно-демократическим противопоставлением феодальной тирании. Теоретики того времени учили, что Конституция не только ограничивает пределы государственной власти, но и устанавливает процедуры осуществления властных функций.
Под Конституцией в юридической науке понимается нормативный акт - Основной Закон, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношения между государством и личностью, организацию и деятельность системы государственных органов.
Конституция представляет собой отражение в области права результатов соотношения политических сил, участвующих в осуществлении государственной власти на определенном историческом этапе. В этом заключается ее сущность. Поэтому Конституция - это не только правовой, но и политический акт.
Значение Конституции определяется ее функциями. Функции Конституции - ее государственно-общественное предназначение и способы его реализации. Основными функциями Конституции являются:
- Юридическая функция. Конституция является основным законом, главным источником права, нормы которой обладают высшей юридической силой и лежат в основе других отраслей права;
- Политическая функция. Конституция регулирует порядок функционирования политической системы общества;
- Идеологическая функция. Конституция, признавая и устанавливая идеологическое многообразие, является средством идеологического воздействия;
- Экономическая функция. Конституция определяет формы собственности в государстве, порядок их функционирования.
Использованные материалы:1. https://www.sites.google.com/site/obrazovatelnaasredaurl/moa-professia---moee-budusee
2. https://uchitelya.com/pedagogika/33803-scenariy-proforientacionnogo-meropriyatiya-moya-professiya-moya-doroga-v-buduschee.html
3. https://uchitelya.com/pedagogika/33803-scenariy-proforientacionnogo-meropriyatiya-moya-professiya-moya-doroga-v-buduschee.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.