Классный час « Умеем ли мы общаться?» ( 7 класс)
Цель: повысить уровень коммуникативной компетенции учащихся.
Задачи:
Ход классного часа
– Как вы считаете, общение важно для нас? Почему?
– Можно ли научиться общаться лучше?
Коммуникабельность – это одно из требований современного общества.
Разыгрывается ситуация:
Двое ребят пытаются начать диалог, один из них стоит в «закрытой позе» и не
проявляет интереса к собеседнику, второй пытается войти с ним в полноценный
контакт.
Обсуждение:
– Сложно было общаться с человеком, не проявляющим интереса?
Почему? Что мешало установить контакт?
Из всех людей единицы изначально умеют общаться легко, непринужденно,
эффективно, без конфликтов. Подавляющее большинство людей этому учатся
и лучше всего делать это непосредственно в процессе общения.
В основе эффективного общения лежит несколько общих правил:
1. Проявляйте искренний интерес к другим людям. «Человек,
который не проявляет интереса к своим собратьям, людям, переживает
наибольшие трудности в жизни и причиняет наибольшие несправедливости
другим».
2. Попытайтесь понять достоинства другого человека и искренне
признать, похвалить эти достоинства. Дайте людям почувствовать
их значимость и уникальность.
3. Вместо того чтобы осуждать людей, постарайтесь понять, почему они
поступают так, а не иначе. Это более эффективно, чем критиковать или
осуждать, так как критика ставит человека в позицию обороняющегося
и побуждает его искать для себя оправдания, а не заставляет
задуматься.
4. Будьте доброжелательным, приветливым, улыбайтесь.
5. Обращайтесь к человеку по имени, помните, что для человека
звук его имени является самым важным и приятным звуком в человеческой
речи.
6. Говорите о том, что интересно вашему собеседнику.
7. Будьте хорошим слушателем, этим побуждая человека рассказывать
о себе.
8. Проявляйте уважение и терпимость к мнениям другого.
Не употребляйте выражений типа: «Ты ничего не понимаешь!», «Твои
взгляды безнадежно устарели!», «Думать так – глупо!». Отзываясь
неодобрительно о мнениях, вкусах, привычках другого человека,
вы обижаете его самого, его личность. К тому же, чаще всего
мы меряем по себе, поэтому помните, что вы – не эталон для
всех, не предмет для подражания, у другого человека другие взгляды
на жизнь, он даже так и называется – ДРУГОЙ.
9. Больше слушайте, чем говорите.
10. Попытайтесь искренне стать на место другого человека, увидеть
вещи с его точки зрения.
Как указать человеку на ошибку, не обидев его?
– узнайте, что он сам думает о своем поступке,
– начните с похвалы, отметьте, что ему удается, а затем скажите
об ошибке, но не обобщая («У тебя всегда так!»)
и не переходя на личность человека («У тебя ничего
не вышло, потому что ты лентяй!»),
– никогда не критикуйте человека при посторонних – это унижает его
достоинство; лучше – один на один.
– Кроме словесного общения, как еще можно донести информацию до собеседника? (C помощью жестов)
– А сейчас несколько добровольцев потренируют свои актерские способности, а все остальные – умение понимать состояние и настроение человека по его внешнему виду.
Упражнение – разминка. Воспитатель раскладывает на столе маленькие записки, на которых написаны различные состояния, каждый из ребят по очереди подходит к столу и вытягивает по одной бумажке, читает доставшееся ему состояние и демонстрирует перед классом, но только с помощью своего поведения, мимики, жестов – всем, кроме слов и письма. Класс отгадывает (необязательно дословно, но приблизительный смысл).
Список состояний:
– хочу спать;
– я устал;
– я уверен в себе;
– как вы мне все надоели;
– пожалей меня;
– у меня хорошее настроение;
– обратите на меня внимание;
– а у меня по контрольной «5»;
– ой, боюсь, боюсь;
– у меня есть тайна;
– мне это нравится;
– мне скучно;
– я вам всем покажу!;
– я стесняюсь;
– ну почему все так плохо;
– ребята, давайте жить дружно.
– я влюбилась!
– мне стыдно!
– я голодный!
– мне холодно;
– мне жарко.
Обсуждение:
Какие трудности у вас возникли в результате такого общения? Как
было бы проще объяснить свое состояние? (живое общение).
Живое общение с собеседником часто бывает спонтанным, непредсказуемым, быстро
меняющимся: нельзя составить план, из которого знаешь, что спросит
он и что должен ответить ты. Иногда все складывается совсем
не так, как ты думал. Требуется хорошо развитая гибкость –
умение изменять свое поведение в зависимости от ситуации
и реакции собеседника, находить новые способы контакта. Человек обретает
эту способность, проходя через множество различных ситуаций и общаясь
со многими людьми, вынося практический опыт. Следующее упражнение
тренирует умение гибко изменять свое поведение в ситуации.
Упражнение «Карусель». Воспитатель предлагает разделиться на две группы поровну. Одна группа пусть образует внутренний круг, а другая – внешний, лицом к лицу. Сейчас педагог будет называть задание, которое вы проделаете с тем, кто напротив вас, а затем – он сделает то же с вами. После выполнения каждого задания весь внешний круг сдвигается на одного человека вправо, – и у каждого появляется новый партнер для следующего задания.
Задания:
– поздоровайтесь необычным способом (но приятным для
собеседника): например, потритесь носами, подайте руки тыльными сторонами, …;
– представьтесь необычным именем (фантастическим, выдуманным, иностранным, …);
– скажите собеседнику комплимент;
– задайте человеку один интересующий вас вопрос;
– перед вами незнакомый человек, познакомьтесь, узнайте, чем
он занимается, чем интересуется;
– в поезде вы оказались в купе со знаменитым артистом
(певцом, спортсменом, актером), вы – его давний поклонник, познакомьтесь
с ним, перекиньтесь несколькими фразами;
– рядом с вами – расплакавшийся ребенок, успокойте его;
– вы встретились с человеком, который вам нравится, поговорите
с ним о чем-нибудь приятном.
Обсуждение
– Что же такое гибкость? Легко ли было изменять свое поведение? Что мешало?
Вывод:
– Прошла очередная наша с вами встреча. Итак, чему она была посвящена? Была ли наша встреча полезна для вас? Чем? ( ответы детей)
Общение – наш путь к успеху, так давайте будем успешными людьми.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.