Классный час «Жизнь без конфликта»
Цель: довести до учащихся сведения о способах разрешения конфликтов.
Оформление: цитаты на плакатах.
· Не порти жизнь себе и остальным
· Будьте друг к другу терпимы
· Спокойствие, только спокойствие
Ход мероприятия.
Учитель: У нас сегодня необычная тема. Каждый человек в жизни сталкивается с конфликтами. Как правильно выйти из него, как не начинать конфликта, как сделать конфликт положительным?
Думаете, это не возможно. Ну что же, посмотрим… Итак, конфликт.
Конфликт (лат.) – столкновение противоположно направленных (внутри личностных, межличностных, межгрупповых) интересов. Давайте все-таки подумаем, какие плюсы и минусы может иметь конфликт.
(Класс делится на две группы. Каждой группе достается по листу бумаги, на одном листе стоит плюс, на другом минус.)
Значит, записываете соответственно положительные и отрицательные стороны конфликта. 5-7 минут вам хватит. Начали.
(Ребята работают, при необходимости можно немного времени добавить)
Учитель: Давайте зачитаем сначала плюсы конфликта.
Ученик:
· В конфликте выясняется истина
· Открываются вещи, которые мы раньше не замечали
· Конфликт-это признак деятельности коллектива
· Выявляется позиция (мнение) каждого человека
· В ситуации конфликта человек раскрывается
· Происходит утверждение личности
· Может быть, достигнут положительный результат
· Выявляется направление перспективы развития
· Человек в конфликте может самосовершенствоваться
Учитель: Совсем неплохо. Давайте послушаем другую группу.
Ученик:
· Падает настроение, отчего падает и трудоспособность
· Конфликт может отрицательно сказаться на здоровье
· Возникает желание не работать (учиться) в данном коллективе, что приводит и к внутреннему разладу
· Мысли направлены не на дело, а на конфликт
· Появляется раздражительность, отчего возникают проблемы в общении с другими людьми
· Плохое настроение может передаваться на семью
Учитель: И эта группа абсолютно правильно все сказала. Давайте же все-таки согласимся, что конфликт несет и хорошее. Но все же лучше обходиться без него или уметь безболезненно из него выйти.
Что мы испытываем, когда сталкиваемся с конфликтом? Сейчас каждый может подойти к доске и записать свой вариант ответа.
Ребята по очереди подходят к доске и пишут.
Ответы могут быть приблизительно такие:
· Гнев
· Ощущение крушения надежд
· Конфуз
· Страх
· Обида
· Угнетенное состояние
· Раздражение
· Нервное состояние и т.д.
Учитель: Делаем вывод. Все, что вы назвали, - чувства, и эти чувства называют эмоциями.
Эмоции - это ощущения, которые испытывает человек, сталкиваясь с той или иной ситуацией. Каждый человек когда-нибудь испытал гнев – это нормально, но умению контролировать его и управлять им – надо учиться. Если это удается, то вы сможете избегать конфликтов. Конфликт имеет свои стадии.
Первая – дискомфорт. Вы общаетесь с человеком как прежде, но что-то вас беспокоит. Вы не можете дать себе точный ответ, что именно. Но конфликт уже не так далеко. Это чувство предвестник того, что что-то случится. Инцидент- принцип последней капли. Какое-то сказанное слово, какой-то, может быть, мелкий неверный шаг… и все… за ним уже конфликт.
Типичные конфликты можно предотвратить |
1. Прежде всего, контролируйте свой гнев. 2. Определите, в чем причина 3. Относитесь к другому человеку с уважением 4. Слушайте, думая, чтобы понять точку зрения другого человека и учесть ее 5. Придумайте возможные решения и выберите из них те, которые будут приятными, достаточно хорошими и для вашего партнера. 6. Постарайтесь реализовать свои решения и проследить, как они работают |
Ученик: Я предлагаю дополнить следующие выражения. Они как раз по нашей теме.
(Раздает всем листы, и ребята в течение 5 минут заполняют анкету).
Вопросы: |
Я чувствую себя уязвленным, когда_______________ Я могу преодолеть свою боль, если_______________ Я бываю расстроенным, когда_______________ Я легче переношу своё расстройство, если__________ Я подавлен, когда____________________ Я могу преодолеть свое расстройство следующим способом________ Я испуган, когда_______________ Я бываю, рассержен, когда______________ Я могу руководить этим чувством (как? когда?)______________ |
Ученик: Спасибо за откровенные ответы. По ним мы сможем определить ваше состояние и дать какие-то советы.
Учитель: А пока продолжим. Вернемся к инциденту. Часто инцидент выступает как тон. Тон бывает различным, нужно уметь контролировать и его.
К примеру:
· Безразличный
· Неуважительный
· Приказной
· Назидательный
· Ехидный
· Хамский
Ставим себе установку, зная, что назревает конфликт: следить за своим тоном. Пусть он всегда будет размеренным и уважительным. Еще одна стадия, которую нужно знать, это – кризис.
Помните главное. Кризис должен выйти на позитив.
Некоторые советы |
Не знаешь, что делать, - не делай Не ошибается тот, кто ничего не делает. Умей признать ошибку. Любая ситуация нас чему-то учит Бери лучшее из любого случая Если чувствуешь, что заходишь в тупик, создай искусственную изоляцию. И воспринимай ее – как удовольствие Искусственная изоляция помогает нам свою позицию пересмотреть или остаться при своем мнении. |
Ученик: мне кажется, самое главное – в любой ситуации сохранять спокойствие и разумно рассуждать о происшедшем
Учитель: Конечно.
Но что значит сохранять спокойствие? |
1. относиться к другим с уважением 2. Выслушать точку зрения другого человека до конца 3. Контролировать себя! Не позволяйте гневу или страху насилия победить вас 4. Говорить тихо, не переходить на личность и оскорбления 5. Дать другому человеку шанс отступить 6. Сдерживать импульсивное действие, например, лучше уйти, извинившись при этом 7. Идти на компромисс 8. По возможности использовать юмор |
Учитель:
Я предлагаю провести ролевую игру. Некоторые способы входа из конфликта вы получили. Давайте, применим их на практике.
( Класс делится на три группы. Каждая группа должна придумать конфликтную ситуацию, которая часто встречается в жизни, для другой группы. Ребята работают в течение 5 минут. В это время звучит музыка.)
Учитель: Теперь меняемся листочками и готовимся разыграть ситуацию конфликта и выход из него.
(Ребята разыгрывают ситуации)
Учитель: Давайте подведем итог.
Разрешение конфликта возможно, если люди способны: |
· Управлять чувством гнева; · Относиться друг к другу с уважением; · Слушать точку зрения другого человека; · Разрешать проблемы, выбирая решения, которые являются приятными и справедливыми для обеих сторон · |
Вспомните, пожалуйста, какие бывают конфликты.
Ученик: Конфликт с собой, конфликт с другими, конфликт личности и группы
Учитель: Правильно. Я подарю каждому из вас таблицу, в которую вы всегда сможете заглянуть. Как возникает конфликт и как найти выход из него.
Конфликт с собой Причины возникновения: |
· Противоречия между привычными приемами работы и новой ситуацией · Трудности принятия решения · Неудовлетворенность статусом · Неумение общаться · Протест на принудительную ситуацию и т.д. |
Способы разрешения конфликта с собой |
· Своевременность смены стратегии деятельности · Способы переработки напряженности · Способность уловить подходящий момент для реализации планов · Умение дожидаться результатов приятного решения · Привычка в трудные минуты поощрять себя · Умение продуктивно переживать чувство изолированности |
Конфликт с другими Стратегии поведения в конфликте: избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество, соревнование (конкуренция) Причины возникновения: |
· Давление · Различие целей · Противоречие в интересах · Психологическая несовместимость · Непродуктивные стили · Поверхность в оценке |
Способность разрешения конфликта: |
· Выяснить, уточнить, дать возможность выговориться · Оценивать позицию, а не партнера · Присоединиться · Удачный момент для оглашения своего решения |
Конфликт личности и группы Причины возникновения: |
· Поведение, отличительное от групповых норм · «Выдавливание» из группы · Конфликтная личность · Высокий интеллект как помеха комфортности · Неудачный стиль руководства · Неоцененный или недостаточный вклад отдельного человека в работу группы · Несправедливое наказание внешняя идентификация · Борьба за власть и неумение делегировать полномочия |
Способы разрешения конфликта: |
· Сплочение группы · Успешно преодоленный кризис · Усиление совместимости в группе · Уточнение общих целей · Внешняя мишень · Воздействие личным примером · Юмор · Предоставление новой информации · Снижение авторитета конфликтной личности · Изменение структуры коллектива |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.