МБОУ «Катандинская СОШ»
Республика Алтай
КЛАССНЫЙ ЧАС
«ПОГОВОРИМ О МАМЕ»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА
Составитель: учитель начальных классов
Фефелова З.А., В.К.
Катанда, 2022.
Классный час «Поговорим о маме»
Аннотация. Классный час по духовно-нравственному воспитанию приурочен ко Дню матери, направлен на осмысление роли матери в жизни человека, воспитание нравственных качеств детей. Содержание отобрано согласно теме классного часа. На классном часе применяются различные методы и приемы. Используется дидактический материал. Включается групповая работа по составлению правил заботливых детей. Используется презентация, включающая текстовый и наглядный материал.
Возрастная группа: ученики 4 класса.
Название классного часа: «Поговорим о маме…».
Оформление класса, оборудование и др.: стенгазета, дидактический материал, презентация, клип песни «Здравствуйте, мамы», карточки для групповой работы.
Цель: развивать нравственные и духовные ценности учащихся на примере любви, уважения и почитания матери.
Задачи.
Ход классного часа.
1. Орг. момент.
- Приветствуем всех, кто время нашёл.
И сегодня в класс к нам пришёл!
Необычный день у нас и гостями полон класс.
-Что гостям сказать нам надо? (Видеть вас мы очень рады)
- Посмотрите, ребята , друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.
2. Актуализация знаний . Презентация с притчей о маме. (Учитель читает текст притчи в сопровождении слайдов)
- Позвольте начать сегодняшний разговор с небольшой притчи, которая поможет вам определить тему занятия.
За день до рождения Ребенок спросил у Бога:
- Я очень боюсь! Я совершенно не знаю, что я
должен делать в этом мире?
Бог ответил:
- Я подарю тебе Ангела, он всегда будет рядом
с тобой.
Он будет охранять тебя от всех бед.
— А как зовут моего ангела?
— Неважно как его зовут, у него много имён. Ты будешь называть его «Мама».
3. Сообщение темы и цели занятия.
-Как вы думаете, кому посвящен классный час, о ком мы будем говорить?
Слайд 1. Слайд2.
(Да, наша тема – «Поговорим о маме..» )
- Мы собрались сегодня , чтобы поговорить о самом дорогом и близком человеке – о маме. Я думаю, что сегодняшняя беседа заставит многих из вас задуматься, другими глазами посмотреть на себя и свое поведение по отношению к близким.
Игра «Комплимент» Скажите комплимент своей маме. Продолжите фразу
Моя мама самая……
Мама… Это слово маленький человечек произносит обычно первым в своей жизни. Мамина улыбка, ее глаза, голос мы помним всю жизнь. Произнесите сейчас это слово вслух, послушайте его мелодичность. Что вы чувствуете, когда произносите его? ( чувствую радость, тепло, представляю свою маму, ее улыбку, ее добрые и нежные руки.)
- Вспомните, как вы чаще всего обращаетесь к ней? (мама)
- Как еще можно обратиться к маме? (мамочка, мамулечка, мамуля)
- От этого слова всегда веет теплом. Ваша мама всегда с вами: она в каждой вашей улыбке, в каждой вашей слезинке. Она как ангел, всегда стоит за вашим плечом, закрывая вас своим теплом от беды и несчастья.
- Вспомните, пожалуйста, случаи из вашей жизни, когда мамин взгляд, ее слово, прикосновение помогли вам. (выслушать ответы детей)
- На дворе ноябрь. И вдруг мы говорим о маме. Обычно эта тема появляется весной.
- Но, как вы считаете, почему именно сегодня мы опять обращаемся к этой теме? (День матери)
- Какова роль мамы в вашей семье?
4. Объяснение нового материала . История праздника. Слайд 3
- В России День матери стали отмечать сравнительно недавно с 1998г. Указом президента Росси Ельцина Б.Н. он отмечается в последнее воскресенье ноября.
День матери — праздник материнства, добра и теплоты. Это один из самых трогательных праздников, потому что каждый из нас с детства несет в душе единственный образ мамы. Праздник сравнительно молодой. Он еще не имеет традиций, но надеемся, что со временем значение этого праздника возрастет.
- Как вы думаете, что значит быть мамой? (не только родить ребенка, а вскормить его, вырастить и воспитать достойным, умным, порядочным человеком, заботиться о нем и быть ему опорой и поддержкой).
- Посмотрите, как ответственно быть мамой. Поэтому государство уделяет большое внимание роли матери в семье. Слайд 4.
5. Составление синквейна Слайд 5 (работа в группах)
---Расскажите о своих мамах , какие они?
Составьте синквейн. ( правила + листочки)
Синквейн
Моя мама
2 прилагательных ______ ______
3 глагола ______ ______ ______
Предложение ______ ________ ________ _______.
Символ ___________________
Проверка синквейнов.
У каждого из вас есть своя мама, мамочка. Когда вы были совсем маленькими и не умели говорить, мама понимала вас без слов. Угадывала, что вы хотите, что у вас болит. Мама учила вас ходить, говорить… Мама прочитала вам первую книжку.
Мама ведет вас по жизни, помогает во всем, все самое лучшее отдает вам. И даже когда вы вырастите, мама все равно будет переживать за вас, тревожиться все ли хорошо у ее ребенка.
6. Пословицы о матерях. Игра «Собери пословицу?» Работа в группах. Дети составляют пословицы из слов.
Слайд 6
В народе живёт много хороших, добрых слов о матери. Они передаются из поколения к поколению. Это отмечается в устном народном творчестве, в пословицах и поговорках.
- Давайте прочитаем пословицы о матерях и узнаем, что говорят они о материнской любви.
- При солнышке тепло, при матери добро.
- Нет милее дружка, чем родима матушка.
- Сердце матери лучше солнца греет.
- Мама в доме – что солнышко на небе.
- Что объединяет все эти пословицы? (любовь, уважение к маме, к ее чувствам и забота о нас)
7. Сейчас я предлагаю вам игру «МАМИНА ЗАБОТА». Слайд 7
Ф. М - Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте: «Ма-моч-ка!» Только дружно. Готовы? Тогда начали.
Девочка: Кто пришел ко мне с утра?
Все: Мамочка!
Мальчик: Кто сказал « Вставать пора!»
Все: Мамочка!
Девочка: Кашу кто успел сварить?
Все: Мамочка!
Мальчик: Чаю мне в стакан налить?
Все: Мамочка!
Девочка: Кто цветов в саду нарвал?
Все: Мамочка!
Мальчик: Кто меня поцеловал?
Все: Мамочка!
Девочка: Кто ребячий любит смех?
Все: Мамочка!
Мальчик: Кто на свете лучше всех?
Все: Мамочка!
Молодцы, ребята! Конечно, это может быть только она – мамочка!
8. Цветок помощи. Самостоятельная работа
- Мы живем на удивительной планете заботливых мам.
- Наши мамы имеют ещё одну профессию – хозяйка дома. Дом держится на маме. Ранним утром поднимаются наши мамы. Надо и домашние дела переделать, и на работу не опоздать. Их руки постоянно трудятся для того, чтобы вам было хорошо
Можем ли мы помочь маме в ее домашних делах? Как?
--Ребята, я предлагаю вам создать цветок помощи маме. Выберите и приклейте на лепестки цветка виды помощи, которые вы будете оказывать маме.
Виды помощи: полить цветы, подмести пол, вымыть посуду, сходить в магазин, вытереть пыль, поиграть с сестрой, полить грядки, принести дров, расчистить снег.
Проверка.
Вывод: старайтесь делать то, что советуют вам лепестки.
9. Ситуации «Загляните в мамины глаза» Слайд 8
Глаза миллионов матерей мокры от слёз. И мы должны сделать всё, чтобы глаза мам всегда светились радостью и счастьем. Открывая двери своего дома, мы внимательно смотрим в глаза мамы. Ведь говорят, что глаза – зеркало души.
- Вы часто заглядываете в глаза своей маме?
- Какие чаще всего бывают глаза у ваших мам – грустные или радостные?
- Давайте вдумаемся, а не можем ли мы сократить минуты грусти, душевных огорчений наших мам? Как?
Знакома ли вам такая ситуация? (чтение ситуаций детьми)
Я расскажу вам один случай про Витю и мамины слезы. Витя заявил маме, что придет домой ровно в 7 часов. Но его неожиданно пригласил друг посмотреть телевизор. Передача была интересная и Витя забыл о своем обещании Вот уже 8 часов , а его нет у мамы слезы на глазах. Где же мальчик? А в это время он смотрел телевизор и весело смеялся.
Как вы думаете, что нужно было сделать Вите в этой ситуации?.
Никогда не забывайте о том, что обещали маме. А если нарушили данное слово, имейте мужество признаться в этом и попросить прощения. От наших плохих поступков материнское сердце болеет. Запишем на листочках свой плохой поступок или плохое качество, порвем листок и выбросим его.
Или другая ситуация.
Вы просите маму купить вам что-нибудь, потому что у всех есть, а у вас нет. Мама объясняет, что не может вам купить это. У нее нет денег. Но вы продолжаете требовать, обижаетесь на неё, обвиняете в том, что она вас не любит, можете даже уйти и не разговаривать с ней.
- Хорошо ли вы поступаете?
Вывод: Так что же должны сделать мы, чтобы в маминых глазах чаще светилась радость?
(беседа с учащимися)
10. Создание правил заботливого и .любящего сына (дочери) - листочки. Групповая работа. Слайд 9
Ребята, а давайте попробуем создать хотя бы коротенькие правила, которые помогут нам почитать наших родителей, наших мам. Предлагаю поработать в группе. Закончите предложения.
Правила заботливого и любящего сына (дочери)
Беречь ………………………………………
Заботиться …………………………………
Не вступать ………………………………..
Не выражать ………………………………
Не допускать ………………………………
Не делать …………………………………..
Не оставлять…………………………………
Зачитывается текст созданных детьми правил и раздаются памятки каждому ученику
11 . Подведение итогов.
- Какому дню мы посвятили наш классный час?
Я хочу пожелать всем присутствующим мамам счастья и любви, понимания и терпения. Пусть будут здоровы ваши дети, пусть на глазах у вас выступают только слезы радости.
- А вам ребята хочу пожелать беречь своих мамочек, любить, заботиться о них, не причиняйте им боли словами, поступками. Почаще спрашивайте маму, чем ей помочь, помогайте по дому, приносите хорошие вести из школы, говорите маме много нежных и добрых слов, не стесняйтесь целовать маму, а если случится, что виноваты, подойдите к маме, посмотрите прямо в глаза и скажите “Прости!”
Музыкальный клип песни «Здравствуй, мама!»
12. Рефлексия .
Если сегодня что-то тронуло вашу душу, возьмите «сердечко», напишите на нем добрые слова для мамы, пожелания, которые вы унесёте сегодня с нашей встречи.
Сложите большое мамино сердце из своих маленьких сердец.
- Давайте посмотрим, какие добрые слова мы сегодня скажем мамам. (Дети читают)
8б. Разработанный проект фрагмента занятия рекомендуется к практическому использованию в контексте сценария, представленного на федеральном уровне
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.