Новоивановская общеобразовательная школа І-ІІ ступеней Амвросиевского района
Донецкой Народной Республики
Классный руководитель
Федорова И.П.
2016 год
Классный час « Быть патриотом и гражданином»
Цель:
· формировать у учащихся гражданские качества личности,
· прививать чувство любви и уважения к своему Отечеству.
Задачи:
· сформировать рабочие группы для участия в классном часе,
· привлечь к участию родителей, учителей, сотрудников школы,
· провести предварительную подготовку к классному часу (составить вопросы, найти материал, создать презентации, подготовить оформление класса),
· Организовать сотрудничество с сельской и школьной библиотеками.
Форма проведения классного часа: круглый стол.
Оборудование: компьютер, проектор, выставка литературы о родном крае; фотографии и материалы о земляках – участниках войны и об освободителях села Новоивановки; презентации «Мое село», «Растем патриотами», «Дети войны»; фотографии из семейных альбомов учащихся; раздаточный материал для итоговой визуализации понятия «патриотизм» и рефлексии.
Предварительная работа:
1. Подумать над вопросами:
Что входит в понятие патриотизма и гражданственности?
Какие примеры вы можете привести?
2. Подобрать материал по теме.
3. Обработать материал по разделам:
4.1.
Энциклопедия
3.1. Давняя история
3.2. Военное лихолетье
3.3. Дети войны
3.4. Послевоенные годы
4.6. Трудовые династии
3.5. Знаменитые земляки
3.6. Семейный альбом
3.7. Быть патриотом
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:
Все участники круглого стола объединялись в группы и микрогруппы по мере подготовки к мероприятию, во время круглого стола они представляют продукты своей деятельности.
Группа учителей, родителей и сотрудников осуществляет моральную и консультативную поддержку. Каждая группа за своим столом.
ВСТУПЛЕНИЕ
Слайды (Степь, Донецк, село, школа, презентация «Мое село»)
Звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина»
Классный руководитель:
Здравствуйте, я рада приветствовать вас на нашей встрече? Сейчас вы услышали красивую мелодию и великолепный текст. О чем песня? Какие ассоциации вызвали слайды? Что вы увидели?
(Родина,
Отчизна, наша земля, наше село, мой дом, мы, наша школа, наши родители)
Вопросы патриотизма и гражданственности сегодня актуальны как никогда.
Становление современной молодежи пришлось на годы реформ, период социально-экономической, идеологической и культурной ломки. Изменились идеалы и ценности. На первое место и в жизненных целях, и в понимании счастья вышли проблемы индивидуалистического и материального характера. Стало
меняться отношение к Родине.
Возникли серьезные духовно-нравственные проблемы в современном обществе.
Смысл образования и воспитания состоит в том, чтобы воспитывать не только хорошо информированных людей, но и нравственных, ответственных, добропорядочных граждан. Сегодня мы поговорим о патриотизме.
Понятия «патриотизм», «гражданственность» я бы представила таким образом:
Слайд-схема
Классный руководитель: Что такое гражданственность? Кого можно назвать гражданином своей страны? Как вы думаете, ребята?
Слово учащимся.
Группа «МЫ - ЭРУДИТЫ»
В юридическом смысле “гражданин”- это человек, который обладает правами, свободами, имеет определенные обязанности в обществе.
Эти права и
обязанности определяются в первую очередь Основным
законом нашего государства - Конституцией:
ü право на жизнь,
ü свободу,
ü личную неприкосновенность,
ü свободный труд,
ü право на отдых,
ü свободу слова,
ü свободу совести и т.д.
Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой, национальной
принадлежности, пола, образования, языка, вероисповедания.
К основным обязанностям гражданина относится:
Классный руководитель: Для общества всегда было важно не столько юридическое определение “ гражданин”, сколько его духовно- нравственный смысл. Понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны.
Что такое патриотизм?
Группа «МЫ - ЭРУДИТЫ»
Патриотизм - это одно из высших чувств, которое проявляется в детском
возрасте, развивается и обогащается в социальной, духовно- нравственной сфере
жизни. Оно неразрывно связано с активной деятельностью, действиями,
поступками, осуществляемыми на благо Отечества.
Патриотизм - осознание своей исторической, культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине. И потому, особое место в патриотическом воспитании должна занимать работа по развитию чувства гордости за славные исторические события нашего государства, утверждению и преумножению традиций и созидательных дел предшествующих поколений.
Патриотизм заключается в том, что люди гордятся своей принадлежностью к Родине и её истокам, корням, а в годы суровых испытаний, не задумываясь, отдают свои силы, способности, а иногда и жизнь за Родину.
Классный руководитель: Что же входит в понятие гражданственности и
патриотизма?
В историческом опыте народно–патриотического воспитания много
поучительного: крепкие семьи, уважение и почитание родителей, любовь к земле, привычка и потребность трудиться на ней, осознание причастности к предкам.
Родители: Основой всей крестьянской жизни была семья, воспитание детей. К традициям, сложившимся на основе внутрисемейных отношений, относятся ответственность супругов друг перед другом, ответственность за детей , престарелых родителей, за духовное и нравственное состояние семьи .
Каждый человек - продукт воспитания своей семьи. А каждая семья имеет свои ценности. На первом месте - ценность человеческой жизни, уважение предков и истории, преданность семье, Родине, любовь, способность защитить себя, детей, Родину.
Песня «Деревня» (поют учителя)
Толерантность в национальном вопросе
Классный руководитель: Патриотизм следует отличать от национализма, шовинизма и расизма, в основе которых лежат идеи национального превосходства и исключительности, противопоставления одной нации другой.
Группа «МЫ - ИССЛЕДОВАТЕЛИ"
(наклеивают
домики с фамилиями под названием села)
По национальному составу наше село очень разнообразно: здесь веками бок о бок мирно живут и трудятся, строят дома, растят детей, вместе радуются и вместе горюют из-за общих бед люди многих национальностей.
Мы записали фамилии семей, проживающих в нашем селе – это наши семьи, семьи наших соседей, родственников, друзей. Давайте создадим символическую карту села при помощи домиков с фамилиями.
В Новоивановке живут представители самых разных национальностей. Это видно по фамилиям, имеющим разные национальные корни: Якины, Гурины, Хохловы, Молчановы, Синьковы, Федоровы, Саламатины, Ефимовы, Пиньковы, Петровы, Сидоровы, Рыжики, Соколовы, Логиновы и т.д. –русские,
Ефременко, Денисенко, Вовченко, Карпенко, Федоришин, Заика, Шульга, Павленко, Демяненко, - украинские;
Головий, Куртанич – белорусские;
Донуце, Тома – молдавские;
Крайнц, Товт, Ганимер – немецкие;
Хансвяровы, Абдюшевы, Ахметовы – татарские;
Паулаускис, Каевац – латышские и литовские;
Лозовский, Куксин, Мырда, Мазур, Попович – польские.
Классный руководитель: Ребята, а вы обращали внимание на это раньше? Есть ли разница в отношениях с вашими соседями в зависимости от национальной принадлежности? (Нет.)
Знание традиций своего народа, уважение традиций другого народа – очень важная составляющая патриотизма.
И хоть корни у фамилий взяты из разных языков, каждый народ имеет свои традиции, обычаи, но вы все, наверное, заметили, что в семьях эти обычаи поддерживаются, а в целом в селе люди привыкли жить дружно и хорошо относятся друг к другу. Особенно эта взаимопомощь проявляется в трудное время.
А трудностей было очень много, начиная с давних времен.
Слово группе историков во главе с учителем истории Карпенко Л.Н.
Группа «МЫ - ИСТОРИКИ»
1. «События далекой старины»
Учитель истории: Село наше основано Российским Государством, с 1728 года сюда были направлены казаки для несения сторожевой службы по охране восточных границ. Пришли сюда, в голую степь, люди смелые, отчаянные, передовые. Постепенно эти края заселились трудолюбивыми, мастеровитыми людьми: были свои кузнецы, бондари, здесь делали брички, славилось село строителями-каменщиками.
2. Довоенные колхозы
Слайды (Храм, старинные фото, памятник)
Учитель истории: Испокон веков жители села работали на земле. Славные у нас были земледельцы, обеспечивали богатые урожаи зерновых и овощных культур, высокие надои молока и привесы скота. В 1928 году у нас проводилась выставка достижений народного хозяйства.
Классный руководитель: Каждая страна имеет свое прошлое. Каким бы оно ни было, жители страны должны его уважать. Уважение к прошлому своей страны – очень важная составляющая патриотизма.
Два чувства дивно близки
к нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А.С.Пушкин
Поэт провозглашал любовь к прошлому Отечества, в котором – он это отлично знал – цвели не одни только розы. Провозглашал, ибо понимал, что уважение к прошлому – это непременная составляющая уважения к своим современникам, к самому себе.
Пример беззаветного
служения Родине являют для молодого поколения наши деды и отцы, отстоявшие в
тяжелой схватке с врагом на полях Великой Отечественной войны свободу и
независимость страны.
Д.С.Лихачев сказал: "Там, где предается забвению культурное и историческое прошлое страны, неизменно начинается нравственное разложение нации". Действительно, историческое прошлое - это не только основанное на достижениях и заслугах настоящее. Это ещё неудачи и ошибки, которых, к сожалению, было немало и которые, увы, невозможно исправить.
Война
(Слайды: Презентация «Растем патриотами»)
Классный руководитель: Мирные трудовые будни прервала война. В рамках акции «Растем патриотами» у нас прошло много мероприятий и важных дел по воссозданию картины тех времен, чтобы сохранить ее в памяти будущих поколений.
Я знаю, какие трепетные чувства у вас вызывала песня «Солдатка» и литературно-музыкальная композиция, которую мы готовили на финальное мероприятие Акции «Растем патриотами». Пожалуйста, поделитесь своими эмоциями с гостями.
Композиция «Солдатка», «Птицы белые»»
Дети войны
Классный руководитель
Да, война забрала много жизней, тяжелым грузом легла на плечи женщин и детей. Сейчас уже даже из этих «детей войны» мало осталось в живых. Тем ценнее воспоминания очевидцев, собранные вами и вашими старшими друзьями.
Группа «МЫ - ИСКАТЕЛИ»
(Слайды: Презентация «Дети войны»)
Из рассказов старожилов мы узнали о таком факте в истории нашего села: в 1944 году, уже после освобождения от фашистов, очень голодно было в селе, не было семян для весеннего сева. И вот на станцию в Амвросиевку привезли зерно для колхоза, но только не было техники, и лошадей почти не было, да еще и весеннее бездорожье было непреодолимым. И тогда все, кто мог идти – а это, в основном, женщины и дети, - пошли пешком, босиком по холодной грязной дороге и в узелках, в мешках и котомках принесли драгоценный груз.
А еще помнят люди о том, что в тот день
одна женщина из последних запасов
муки пополам с половой, испекла лепешки и раздала всем буквально по крошке. И в памяти тех детей навсегда осталась сладость этого хлеба, чувство гордости за своих земляков, радости от причастности к великому делу.
Трудовые будни
Классный руководитель: Но, не смотря на трудности, в Новоивановке всегда любили петь; ведь не зря говорят, что песня – душа народа.
Звучит песня «Ивановский вальс» в исполнении учителя Скороход И.Н., медсестры Синьковой Н.Г. и повара Денисенко Г.В.
Кстати, эту песню мы тоже обнаружили в процессе подготовки. В одном из разговоров кто-то вспомнил, что в 70-е годы у нас был вокально-инструментальный ансамбль, который пел о своем селе, о малой Родине. И наши сотрудники, которых вы знаете по их профессиональной деятельности, решили поддержать вас, помочь разобраться с понятием «патриотизм». Они по крупицам восстановили эту песню, при этом собирая ее буквально по строчке из воспоминаний многих людей.
Песня «Ивановский вальс»
Классный руководитель: Есть выражение: «Все мы родом из детства». Как проведешь детские годы, так и в жизни пойдет, с толком или без толку. Как можно иметь хорошую работу, если не получил хорошего образования? Разве будет хорошее здоровье у взрослого человека, если в молодости он не занимался спортом, курил, пил? Как может быть хорошим семьянином тот, кого в детстве воспитывали, позволяя многое, и ребенок вырос эгоистом, считающим, что все в этой жизни - для него? В Амвросиевке есть интернат для детей сирот и детей, лишенных родительской опеки, но нужно быть очень бессердечным, чтобы отказаться от ребенка. А в нашем селе крепкие семейные устои и много многодетных семей. Поднимите руки – у кого в семье трое детей. Спасибо! В нашем классе это почти 40%.
А еще наше село славится трудовыми династиями:
Группа «МЫ - ЛЕТОПИСЦЫ»
Династии
(На доску наклеивают
семейные фотографии)
Мой прадед родился в селе. У них была большая крестьянская семья. Было крепкое хозяйство, они сеяли хлеб, с весны до осени пахали землю, сеяли, пасли
лошадей, работали в поле. Мой дедушка вспоминал, какое тяжелое было у него детство. Летом он пас скот, работал на сенокосе.
Каждая семья имеет свои ценности. Я хочу, чтоб эти ценности были общечеловеческими, моральными. На первом месте - ценность человеческой жизни; уважение предков и истории; преданность семье, Родине; любовь, способность защитить себя, детей, Отчизну.
Классный руководитель: Сегодня у нас в гостях сотрудники двух библиотек: школьной и сельской: Карпенко Л.Н. и Синегубка В.А. Они подготовили выставку литературы «Патриотизм и гражданственность».
Выступление библиотекарей.
Группа «МЫ - ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ»
(Слайды «Знаменитые люди села»)
Наше село дало немало знаменитых людей: художник Федор Ковалев, математик Михаил Самарский, писатель Леонид Бразов.
Рассказы о прочитанных книгах
Классный руководитель: Да, знаменитых людей, которые совершили что-то выдающееся, прославили свою Родину в бою или в труде, мы считаем настоящими патриотами!
Дискуссионный вопрос: А обязательно ли нужно что-то совершить, стать знаменитым, чтобы быть патриотом?
Или каждодневный труд, обычная жизнь тоже могут быть патриотизмом?
Группа «МЫ - ДОНЧАНЕ»
Рассказы детей о трудовых династиях
Ученики: Династия Соколовых –
Гавриловых известна в нашем селе давно. Если посчитать общий трудовой стаж, то
получается около 300 лет. Это наши родители, родственники. А есть ещё династии
Колесниковых, Пеньковых, Павленко, Молчановых, Якиных, Синьковых, Фокиных.
Нужно гордиться своим домом, селом, работой, семьей. Я думаю, что в понятие патриотизма входит любовь к своей малой родине.
Я родилась на Донбассе. Как патриот свой страны, я хочу сделать так, чтобы люди ценили и берегли ту жизнь, которой они живут! Чтобы они радовались каждому наступившему дню и проживали свою жизнь достойно.
Мне нравится мой край, в котором я родилась. Он славится своими степными просторами. Край, где суровые зимы закаляют в наших сердцах прямоту, честность и справедливость, а тёплое, доброе лето делает нас более мягкими, добрыми и отзывчивыми людьми.
(На доске в форме сердца наклеиваются полоски с надписями)
«МЫ ГОРДИМСЯ!»
засеянными полями;
убранным урожаем;
отлаженной техникой;
чистыми улицами;
ухоженными дворами;
достатком и благополучием;
добрыми людьми:
успехами в учебе;
спортивными достижениями;
хорошими соседями;
цветущими садами;
здоровыми детьми;
крепкими семьями;
красивыми песнями.
Ученица:
Учеба во благо себе и своей стране – тоже важная составляющая патриотизма. Я думаю, что немаловажное значение имеет наша учеба в школе. Для чего нам хочется отлично закончить школу? Ведь не только для того, чтобы приобрести потом хорошую работу. Хочется не зря прожить на
этой земле. Внести какой-то вклад в развитие страны, села. Быть
полезным – это замечательное чувство для всякого человека.
Классный руководитель: Есть еще такой важный признак патриотизма, как служба в армии.
Всенародный праздник - День защитников Отечества- стал олицетворением верности присяге, добросовестного выполнения священного долга перед Родиной.
Вы знаете, что среди наших односельчан есть военнослужащие: Якин Максим, Якин Евгений, Костюк Сергей, Сильвейструк Валерий; в Донецком военном лицее учится Карпенко Анатолий.
Замечательно, что наши потенциальные призывники готовы выполнить свой гражданский долг. Среди нас есть те, кто в этом году тоже будет поступать в военный колледж.
Богдан, Алексей, почему вы хотите выбрать такую будущую профессию?
Группа «Мы - БУДУЩИЕ ВОИНЫ»
Армия является школой мужества, профессиональной подготовки для каждого мужчины, институтом воспитания патриотов.
Отправляясь на службу, юноша должен знать, что он защищает свой народ,
дом, мать, невесту, сестру…
(В программе Elit Panaboard стереть цвет и на экране проявится надпись рядом со щитом – символом защитника Отечества. Можно прикрепить надписи на магнитной доске.)
Классный
руководитель: Принадлежность к своей стране, своему
государству должна объединять людей. Патриотизм - это постоянная работа ума и
души, любовь и уважение к старшим, каждодневные усилия во имя
того, чтобы наша Родина становилась могущественнее и краше, чтобы граждане независимо от их национальности жили лучше и верили в будущее своих детей и внуков. Из прочных кирпичиков - любви к Родине, уважения к женщине, безмерной любви и почитания матери, сохранения семейных уз, уважения к традициям наших предков, добра и милосердия, памяти о нашем героическом прошлом - складывается великое чувство патриотизма.
Суммируя все наши размышления, можно показать понятия патриотизма и гражданственности в такой схеме
Группа «МЫ - ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ»
Жизнь человека - только миг
В безбрежном времени Вселенной,
И только в памяти живых
Она останется нетленной,
Все это так. Да вот беда,
Что забываем иногда,
Откуда мы, кто наши предки?
Такие случаи не редки.
Заставить нас забыть о них
Не должен злой народа гений.
Уйдя из памяти живых,
Исчезнет много поколений.
Одной мы связаны судьбой,
Одной семьей, единой кровью.
Потомки станут нам с тобой
Надеждой, верой и любовью.
И дух наш продолжает жить,
Во внуков, правнуков вольется,
И никогда не оборвется
Веков связующая нить.
Г.И.Кабаев.
Учителя, родители: Любовь к Родине включает в себя заботу об интересах и
исторических судьбах страны и готовность ради неё к самопожертвованию; верность Родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные
достижения своей страны, сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства.
Наша задача – помочь молодежи стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня – это страна завтра. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лентяев, невежд и наркоманов, значит своими руками погубим наше государство. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит можно быть уверенными в развитии и становлении стабильного общества.
Классный руководитель: В. Розанов утверждает: “Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно что-то конкретное для нее делать”.
Поэтому быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что – всё в наших руках!
РефлЕксия
Классный руководитель: Давайте составим анаграмму, объясняющую слово «патриот». Передовой, позитивный
Активный
Творческий, трудолюбивый
Я Разумный, развитый
Искренний
Ответственный, отзывчивый
Толерантный (терпеливый)
Напишите на листочке, что вы хотели бы или можете в своей жизни сделать для Родины. Прикрепите листочек на доску возле анаграммы, расшифровывающей слово патриот...
Но, чтобы любить свою Родину, стать настоящим патриотом, нужна жизнь и нужен мир! Мира и здоровья нам всем!
Песня «О мире»
Слайды
САМОАНАЛИЗ
Цели и задачи:
Цель: выявить отношение молодежи к принципам патриотизма,
· продолжить формирование духовно-нравственной составляющей современного молодого человека;
· воспитывать обучающихся в духе патриотизма и любви к Родине;
· определить роль патриотизма в жизни современного общества;
· сформировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом,
· формировать у учащихся гражданские качества личности,
· развивать читательский интерес;
· прививать ответственность за порученное дело;
· развивать коммуникативную компетентность;
· воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к родителям;
· осуществлять профориентационную работу в направлении рабочих профессий.
Вопросы патриотизма и гражданственности сегодня актуальны как никогда.
Становление современной молодежи пришлось на годы реформ, период социально-экономической, идеологической и культурной ломки. Изменились идеалы и ценности. На первое место и в жизненных целях, и в понимании счастья вышли проблемы индивидуалистического и материального характера. Стало меняться отношение к Родине.
Возникли серьезные духовно-нравственные проблемы в современном обществе.
Смысл образования и воспитания состоит в том, чтобы воспитывать не только хорошо информированных людей, но и нравственных, ответственных, добропорядочных граждан
С точки зрения этики “патриотизм” - это общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, которое проявляется в определённом образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемых любовью к Родине. Тема очень воспитания патриотизма очень актуальна в наше сложное время.
Моя задача – помочь молодежи стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня – это страна завтра. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, - значит своими руками погубим наше государство. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит можно быть уверенными в развитии и становлении стабильного общества.
Методы и методические приемы:
Классный час построен на принципе эмпатиии: ребята пропускают информацию через себя, работая в группах «Мы-летописцы», «Мы-историки» и т.д.
Групповая работа позволяет развивать коллективизм, ответственность, умение взаимодействовать.
Группы были динамическими, т.е. у ребят была возможность сотрудничать с разными товарищами-одноклассниками и со взрослыми. Это помогает развивать коммуникативную компетентность, повышает самооценку, создает «ситуацию успеха» для каждого обучающегося, позволяет почувствовать себя нужным, а свою работу значимой для коллектива и общества.
Мультимедийные презентации позволяют визуализировать материал, сделать восприятие более полным и ярким. При подготовке к мероприятию детям пришлось ознакомиться с большим количеством исторического материала, литературными произведениями, провести беседы с родителями, родственниками, односельчанами. Это пробудило в них интерес и побуждает к дальнейшей работе по этой теме.
Интерактивные приемы дают возможность организовать взаимодействие учащихся, формировать у них ощущение сопричастности к коллективу и собственной значимости для реализации общего дела.
Выставка литературы, подготовленная библиотекарями КарпенкоЛ.Н. и Синегубкой В.А. и их комментарии-аннотации к книгам способствуют развитию читательского интереса.
При подготовке использованы материалы интернета, исторический материал из рукописной истории села, написанной бывшим учителем нашей школы Колесниковым Б.Г, обработанный и подготовленный учителем истории Новоивановской ОШ Карпенко Л.Н.
Были проведены встречи-интервью с разными людьми, организовано сотрудничество с библиотекарями сельской и школьной библиотек Синегубкой В.А. и Карпенко Л.Н.
Выводы:
Тема серьезная, поэтому родители и учителя, присутствующие на ней, используя свой опыт, расширяют понятия «патриотизма» и «гражданственности». Выступления учителей Карпенко Л.Н и Скороход И.Н. позволили ярче расставить акценты при обсуждении понятия «патриотизм». Обучающиеся смело и активно рассуждали на заданную тему. Итогом этого является комплексное представление понятия «патриотизм» в виде схемы.
Песня, исполненная вместе, еще больше сближает детей и взрослых, способствуя воспитанию у учащихся уважения к родителям, формированию семейных и моральных ценностей, укрепляя веру в то, что тебя любят, уважают и всегда придут на помощь.
Рефлексия подтвердила, что учащиеся правильно восприняли материал темы, прочувствовали его в ходе подготовки и проведения мероприятия, усвоили понятие «патриотизма» и хотят быть патриотами.
Приложение 1
ВЫСКАЗЫВАНИЯ О ПАТРИОТИЗМЕ
«Если мы выстрелим в прошлое из винтовки, будущее выстрелит в нас из пушки», - писал Расул Гамзатов.
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», - утверждал Н.А.Некрасов.
Размышляя о воспитании гражданина, В.Г Белинский различал функции родителей и школы, показывая, тем не менее, их тесную взаимосвязь. На родителях лежит священная обязанность сделать своих детей человеками; обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства.
По мнению Н.А.Добролюбова, патриотизм – одно их видовых проявлений любви к человечеству. Поэтому важны мысли, как воспитать патриота, а не националиста.
Писатель Н.М.Карамзин выделил такие разновидности любви к Отечеству:
-физическая любовь, т.е. привязанность к месту своего рождения, малой родине,
-нравственная, т.е. любовь к согражданам, с которыми человек растет, воспитывается,
-политическая, т.е. любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.