Целевые ориентиры - это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования (в соответствии с ФГОС ДО).
Целевые ориентиры представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования. Целевые ориентиры выступают основаниями для преемственности дошкольного и начального общего образования.
Они предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. В связи с этим возникает необходимость конкретизировать целевые ориентиры в «Социальный портрет выпускника ДОУ» и учитывать особенности различных нозологических групп обучающихся.
В «Сравнительной таблице целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования» указаны целевые ориентиры различных нозологий, возможных достижений ребёнка с ОВЗ.
Муниципальное образование
Серовский городской округ
Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
Целевые ориентиры на этапе
завершения освоения программы дошкольного образования детей с ОВЗ
Извлечения из ФОП и ФАОП ДО Информация для специалистов и педагогов
г. Серов, 05.12.2024
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения программы групп ДО общеразвивающей направленности
1.проявляет готовность и способность к общению с другими детьми, способен к адекватным межличностным отношениям 2.проявляет инициативу и самостоятельность в игре и общении, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности
3.демонстрирует достаточный уровень игровой деятельности: способен к созданию замысла и развитию сюжета, к действиям в рамках роли, к ролевому взаимодействию, к коллективной игре 4.появляется способность к децентрации,
оптимизировано состояние эмоциональной сферы, снижается выраженность дезадаптивных форм
поведения
5.способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается конструктивно разрешать конфликты
6.оценивает поступки других людей, литературных и персонажей мультфильмов 7.способен подчиняться правилам и социальным нормам во взаимоотношениях с педагогом и другими детьми, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены,
8.проявляет способность к волевым усилиям, совершенствуется регуляция и контроль деятельности, произвольная регуляция поведения
9.обладает начальными знаниями о себе и социальном мире, в котором он живет 10. овладевает основными культурными способами деятельности, обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе
11.обладает чувством собственного достоинства, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от педагогического работника 12.проявляет интерес к обучению
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы детьми с ЗПР к 7-8 годам
Характерные особенности обучающихся с ЗПР, которым может
быть рекомендована ФАОП НОО (вариант 7.1) Познавательная деятельность: общее интеллектуальное развитие по уровню и структуре — приближение к возрастной норме.
Познавательная активность по общему уровню- близкая к норме, неустойчивая, поверхностная, с признаками избирательности.
Саморегуляция и целенаправленность- недостаточная сформированность, неустойчивость мотивационного компонента продуктивности (ослабление контроля, колебания целенаправленности).
Умственная работоспособность: достаточная при адекватной внутренней и внешней мотивации, возможна пресыщаемость. Коммуникация: в условиях учебной деятельности: при понимании и способности к усвоению норм и правил коммуникации в учебной обстановке, неустойчивое их соблюдение в связи с мотивационной и личностной незрелостью, недостатками произвольной саморегуляции.
Вне учебной деятельности демонстрируют навыки спонтанной, инициативной, но недостаточно упорядоченной и поверхностной коммуникации, порождаемой эмоциональными стимулами.
Характерные особенности обучающихся с ЗПР, которым может быть рекомендована ФАОП НОО
(вариант 7.2)
Познавательная деятельность: общее интеллектуальное развитие неравномерное по структуре, общий уровень в границах низкой нормы или ниже нормы. Познавательная активность сниженная, избирательная, поверхностная.
Организация и продуктивность мыслительной деятельности: саморегуляция и целенаправленность недостаточная сформированность, неустойчивость мотивационного компонента в сочетании с «органической» деконцентрацией внимания, дефицитом произвольной активности, склонностью к аффективной дезорганизации деятельности.
Умственная работоспособность пониженная, неравномерная в связи с неустойчивостью мотивации, сочетающейся с повышенной истощаемостью, пресыщаемостью и когнитивными затруднениями.
Коммуникация: в условиях учебной деятельности: при потенциальный способности к пониманию правил коммуникации в учебной обстановке, затруднённое и (или) неустойчивое усвоение и воспроизводство адекватных коммуникативных эталонов.
Вне учебной деятельности — проявление инициативы и спонтанности в коммуникациях ограничены и носят, преимущественно, реактивный и малоконструктивный характер.
Обучаемость: когнитивный и мотивационный ресурсы обучаемости вариативны, ограничены. Зона ближайшего развития ребёнка, входящего в данную группу, уточняется и корректируется в процессе обучении Характерные особенности группы
(обучающиеся с ЗПР), которым может быть рекомендована ФАОП НОО (вариант
7.2.) при условии индивидуализации специальных образовательных условий. Познавательная деятельность: общее интеллектуальное развитие: по уровню и структуре - приближение к легкой умственной отсталости. Познавательная активность: сниженная, ситуационная, быстро угасающая.
Организация и продуктивность мыслительной деятельности: саморегуляция и целенаправленность: несформированность устойчивых форм саморегуляции и произвольной активности. Умственная работоспособность: низкая, неравномерная - в связи с когнитивными
нарушениями,
сниженной мотивацией, деконцентрацией внимания, инертностью, истощаемостью и
быстрой пресыщаемостью. Коммуникация:
в условиях учебной деятельности: выраженные трудности понимания правил
коммуникации, усвоение на уровне стереотипов, реализуемых без учета контекста
ситуации. Вне учебной деятельности: выраженный дефицит адекватных
средств как вербальной, так и невербальной коммуникации, низкая способность к
пониманию смыслов и контекстов ситуаций взаимодействия с окружающими, речевая и
поведенческая активность ребенка резко ограничена, хаотична, неконтролируема и
не соотносима с содержанием задач коммуникации. Обучаемость: когнитивный
и мотивационный ресурсы обучаемости существенно ограничены.
Зона ближайшего развития ребенка, входящего в данную группу, определяется в процессе диагностического обучения.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы детьми с РАС к 7-8 годам
*Владеет речью (альтернативные формы общения необходимы в очень редких случаях).
*Инициирует общение ( в связи с собственными нуждами), может поддерживать диалог (часто формально). Владеет конвенциональными формами общения с обращением.
*Взаимодействует с педагогом и другими детьми в обучающей ситуации
(ограниченно).
*Выделяет себя как субъекта.
*Поведение контролируемо с элементами самоконтроля, требуется поддержка в незнакомой и (или) неожиданной ситуации. Владеет поведением в учебной ситуации и ролевой игрой(в основном, формально)
*Владеет техникой чтения, понимает простые тексты. Владеет основами безотрывного письма букв. *Складывает и вычитает в пределах 5-10
*Сформированы представления о своей семье, Отечестве. Знаком с основными явлениями окружающего мира.
*Выполняет физические упражнения по показу, инструкции и расписанию (индивидуально и в группе) с использованием простейших гимнастических снарядов. Выполняет упражнения с использованием тренажёров, батута под контролем педагога. *Имеет представления о здоровом образе жизни и связанными с ним правилами *Участвует в некоторых групповых подвижных играх с правилами.
*Владеет основными навыками самообслуживания(одевается или раздевается, самостоятельно ест, владеет навыком опрятности), убирает за собой (игрушки. Посуду). *Принимает участие в уборке квартиры, приготовление пищи.
*Умеет следовать расписанию(в адекватной форме) в учебной деятельности и в быту.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы детей с нарушением слуха к 7-8 годам Принимает и осваивает социальную роль обучающегося, формируются мотивы учебной деятельности.
Стремится к организованности и аккуратности; представляет собственные возможности и ограничения, умеет адекватно оценивать свои силы. Умеет пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами, звукоусиливающей аппаратурой. Проявляет этические чувства. Интересуется культурой общества, бережно относится к результату чужого труда. Стремится проявлять заботу и внимание по отношению к окружающим людям, животным. Проявляет самостоятельность, личную ответственность за свои поступки; стремится к использованию приобретённых знаний и умений; проявляет любознательность.
Владеет элементарными навыками вербальной и невербальной коммуникации. Имеет представление о безопасном, здоровом образе жизни.
Умеет понимать причины успеха(неуспеха), деятельности, старается конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Имеет элементарные представления, отражающие существенные связи и отношения между объектами и процессами. Понимает обращения и выполняет задания, понимает вопросы. Умеет сообщать о выполнении задания, о своём желании.
Выполняет инструкции при решении учебных задач. Определяет материалы, инструменты, учебные принадлежности, необходимые для достижения цели.
Умеет различать, опознавать и распознавать на слух знакомый по значению необходимый речевой материал(фразы, слова, словосочетания).
Способен давать элементарную нравственную оценку собственному поведению и поступкам других людей. Имеет потребность в речевом общении, мотивацию к развитию устной речи, понимает и употребляет в речи материал, используемого для организации учебного процесса. Называет слово и соотносит его с картинкой.
Понимает при прочтении простые, доступные по словарю, тексты, близкие личному опыту ребёнка.
Понимает и выполняет поручения с указанием направления действия (включение словосочетаний с предлогами в, на, под). Составляет небольшие рассказы о близких его жизненному опыту ситуациях, по сюжетной картинке(самостоятельно или с помощью).
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы детей с НОДА к 7-8 годам *Обладает сформированной мотивацией к школьному обучению. *Усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира. *Употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с мотивным значением, многозначные.
*Умеет подбирать слова. с противоположным и сходным значением, осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок.
*Правильно употребляет грамматические формы слова, продуктивные и непродуктивные
словообразовательные модели
*Составляет различные виды описательных и творческих рассказов
*Осуществляет слуховую и
слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам *Владеет простыми и сложными формами фонематического анализа и синтеза.
*Осознаёт слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов.
*Правильно произносит звуки(в соответствии с онтогенезом); владеет основными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, конструировании.
*Выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми. *Участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях; Передаёт как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание собеседнику;
*Регулирует своё поведение в соответствии с нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры.
*Отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и педагогом, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от педагога.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы детей с ТНР к 7-8 годам Обладает сформированной мотивацией к школьному обучению Усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира Употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные; умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением; правильно употребляет основные грамматические формы слова.
Составляет
различные виды описательных рассказов с соблюдением цельности и связности
высказывания, составляет творческие рассказы; Владеет
простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы
фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического
анализа, осуществляет операции фонематического синтеза. Осознаёт
слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двусложных
с открытыми, закрытыми слогами, трёхсложных с открытыми слогами, односложных). Правильно
произносит звуки(в соответствии с онтогенезом); владеет основными видами
продуктивной деятельности, проявляет инициативу, самостоятельность в разных
видах деятельности: игре, общении, конструировании.
Выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми. Участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях; регулирует своё поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами. Определяет пространственное расположение предметов относительно себя, геометрические фигуры; владеет элементарными математическими представлениями. Самостоятельно получает новую информацию (задаёт вопросы, экспериментирует).
Владеет предпосылками обучения грамоте. Выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции педагогических работников
Владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы детей с лёгкой УО (нарушения интеллекта) к 7-8 годам
Здороваться при встрече со знакомым педагогическим работником и другими детьми, прощаться при расставании, пользуясь при этом невербальными и вербальными средствами общения. Благодарить за услугу, за подарок, угощение. Адекватно вести себя в знакомой и незнакомой ситуации.
Проявлять доброжелательное отношение к знакомым и незнакомым людям.
Проявлять элементарную самооценку своих поступков и действий.
Адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со стороны окружающих.
Проявлять интерес к познавательным задачам.
Соотносить знакомый текст с соответствующей иллюстрацией.
Выполнять задания на классификацию знакомых картинок.
Быть партнёром в игре и в совместной деятельности со знакомыми детьми, обращаться к ним с просьбами и предложениями о совместной игре или практической деятельности.
Знать и выполнять некоторые упражнения из комплекса утренней зарядки или разминки в течение дня.
Самостоятельно участвовать в знакомых подвижных и музыкальных играх.
Самостоятельно спускаться и подниматься по ступенькам лестницы. Положительно реагировать на просьбу педагога.
Проявлять самостоятельность в быту; владеть основными культурно — гигиеническими навыками.
Положительно относиться к труду педагога и к результатам его труда.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы детей с умеренной УО ( нарушениями интеллекта) к 7-8 годам
Здороваться при встрече со знакомым педагогическим работником и другими детьми, прощаться при расставании, пользуясь при этом невербальными и вербальными средствами общения. Благодарить за услугу, за подарок, угощение. Адекватно вести себя в знакомой ситуации.
Проявлять доброжелательное отношение к знакомым людям.
Проявлять элементарную самооценку своих поступков и действий.
Адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со стороны окружающих;
Проявлять интерес к познавательным задачам.
Соотносить знакомый текст с соответствующей иллюстрацией. Выполнять задания на классификацию знакомых картинок.
Самостоятельно участвовать в знакомых подвижных и музыкальных играх.
Самостоятельно спускаться и подниматься по ступенькам лестницы Положительно реагировать на просьбу педагогического работника.
Проявлять некоторую самостоятельность в быту; частично владеть основными культурно — гигиеническими навыками.
Положительно относиться к труду педагогов и к результатам его труда.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы
детей с тяжёлой УО (нарушениями интеллекта) к 7-8 годам
Здороваться при встрече с педагогическим работником и другими детьми, прощаться при расставании, пользуясь при этом невербальными средствами общения (смотреть в глаза, протягивать руку).
Взаимодействовать со знакомым педагогическим работником в знакомой игровой ситуации. Самостоятельно ходить. Владеть элементарными навыками в быту.
Подражать знакомым действиям педагогического работника.
Проявлять интерес к другим детям.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы детей с нарушением зрения к 7-8 годам
Умеет использовать самостоятельно или с помощью педагога культурные способы деятельности, проявляет инициативность и самостоятельность в игре, общении познании, самообслуживании, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий. Обладает опытом выбора участников для совместной деятельности и установления с ними позитивных деловых отношений.
Положительное отношение к миру, другим
людям самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Проявляет
интерес и обладает опытом участия в совместных играх с детьми. Способен
активно и результативно взаимодействовать с участниками по совместной деятельности,
с использованием вербальных и невербальных средств общения. Способен
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, активно проявляет свои
чувства, в том числе чувство веры в себя. Способность к воображению. Ребёнок
владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации,
следует игровым правилам. Обладает опытом инициатора в организации игр с
другими детьми. Владеет устной речью, использует её для
высказывания своих мыслей и желаний, для выражения чувств, алгоритмизации
деятельности, описания движения и действий, построения речевого высказывания в
ситуации общения, владением лексическим значением слов, правильного обозначения
предметов и явлений, действий, признаков предметов, признаков действий.
Выделяет звуки в словах, складываются предпосылки грамотности; У ребёнка развита крупная и мелкая
моторика. Он владеет навыками свободной, уверенной ходьбы, мобилен в знакомых
пространственных зонах. Владеет основными произвольными движениями, умениями и
навыками физических упражнений(доступных по медицинским показаниям).
Владеет схемой тела с формированием умений и навыкам ориентировки «от себя».
Проявляет развитые физические качества, координационные способности. Владеет умениями и навыками пространственной ориентировки на основе и под контролем зрения. Развита моторика рук, их мышечная сила.
Следует социальным нормам поведения и правилам в различных видах деятельности (со взрослыми и детьми), соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены.
Проявляет познавательный интерес и любознательность, задаёт вопросы, интересуется причинно- следственными связями. Развито зрительное восприятие. Обладает начальными знаниями о себе в природном и социальном мире. Знаком с произведениями детской литературы, проявляет к ним интерес (слушает, рассматривает).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.