Приложение 1

  • Особые потребности
  • pdf
  • 07.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Приложение 1 к статье "Преемственность дошкольного и начального общего образования как условие успешной адаптации детей с ОВЗ к школьному обучению
Иконка файла материала Приложение 1. Целевые ориентиры, выдержки из ФОП ДО и ФАОП ДО.pdf

Целевые ориентиры - это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования (в соответствии с ФГОС ДО).

Целевые ориентиры представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования. Целевые ориентиры выступают основаниями для преемственности дошкольного и начального общего образования.

Они предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. В связи с этим возникает необходимость конкретизировать целевые ориентиры в «Социальный портрет выпускника ДОУ» и учитывать особенности различных нозологических групп обучающихся. 

В «Сравнительной таблице целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования» указаны целевые ориентиры различных нозологий, возможных достижений ребёнка с ОВЗ.  

 

 

 

Муниципальное образование

Серовский городской округ

Территориальная  психолого-медико-педагогическая комиссия  

Целевые ориентиры на этапе  

завершения освоения программы дошкольного образования детей с ОВЗ  

Извлечения из  ФОП и ФАОП ДО Информация для специалистов  и педагогов

 

 

г. Серов, 05.12.2024


 Целевые ориентиры на этапе завершения освоения программы  групп ДО общеразвивающей направленности

1.проявляет готовность и способность к общению с другими детьми, способен к адекватным межличностным отношениям 2.проявляет инициативу и самостоятельность в игре и общении,  способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности

3.демонстрирует достаточный уровень игровой деятельности: способен к созданию замысла и развитию сюжета, к действиям в рамках роли, к ролевому взаимодействию, к коллективной игре 4.появляется способность к децентрации, 

оптимизировано состояние эмоциональной сферы, снижается выраженность дезадаптивных форм

поведения

5.способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается конструктивно разрешать конфликты

6.оценивает поступки других людей, литературных и персонажей мультфильмов 7.способен подчиняться правилам и социальным нормам во взаимоотношениях с педагогом и другими детьми, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены,

8.проявляет способность к волевым усилиям, совершенствуется регуляция и контроль деятельности, произвольная регуляция поведения

9.обладает начальными знаниями о себе и социальном мире, в котором он живет 10. овладевает основными культурными способами деятельности, обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе

11.обладает чувством собственного достоинства, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от педагогического работника 12.проявляет интерес к обучению  

 

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы детьми с ЗПР  к 7-8 годам

Характерные особенности обучающихся с ЗПР, которым может

быть рекомендована ФАОП НОО (вариант 7.1) Познавательная деятельность: общее интеллектуальное развитие по уровню и структуре — приближение к возрастной норме.  

Познавательная активность по общему уровню- близкая к норме, неустойчивая, поверхностная, с признаками избирательности.

Саморегуляция   и целенаправленность- недостаточная сформированность, неустойчивость мотивационного компонента продуктивности (ослабление контроля, колебания  целенаправленности).

Умственная работоспособность: достаточная      при адекватной внутренней и внешней мотивации, возможна пресыщаемость. Коммуникация: в условиях учебной деятельности: при понимании и способности к усвоению норм  и правил коммуникации в учебной обстановке, неустойчивое их соблюдение в связи с мотивационной и личностной незрелостью, недостатками произвольной саморегуляции. 

Вне учебной деятельности демонстрируют навыки спонтанной, инициативной, но недостаточно упорядоченной и поверхностной коммуникации, порождаемой эмоциональными стимулами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характерные особенности обучающихся с ЗПР, которым может быть рекомендована ФАОП НОО

(вариант 7.2)

Познавательная деятельность: общее интеллектуальное развитие неравномерное по структуре, общий уровень в границах низкой нормы или ниже нормы. Познавательная активность сниженная, избирательная, поверхностная.

Организация и продуктивность мыслительной деятельности: саморегуляция и целенаправленность недостаточная сформированность, неустойчивость мотивационного компонента  в сочетании с «органической» деконцентрацией внимания, дефицитом произвольной активности, склонностью к аффективной дезорганизации деятельности. 

Умственная работоспособность пониженная, неравномерная в связи с неустойчивостью мотивации, сочетающейся с повышенной истощаемостью, пресыщаемостью и когнитивными затруднениями.

Коммуникация: в условиях учебной деятельности: при потенциальный способности к пониманию правил коммуникации в учебной обстановке, затруднённое и (или) неустойчивое усвоение и воспроизводство адекватных коммуникативных эталонов. 

Вне учебной деятельности — проявление инициативы и спонтанности в коммуникациях ограничены и носят, преимущественно, реактивный и малоконструктивный характер.  

Обучаемость: когнитивный и мотивационный ресурсы обучаемости вариативны,  ограничены. Зона ближайшего развития ребёнка, входящего в данную группу, уточняется и корректируется в процессе обучении Характерные особенности группы 

(обучающиеся с ЗПР), которым может быть рекомендована ФАОП НОО (вариант

7.2.) при условии индивидуализации специальных образовательных условий. Познавательная деятельность: общее интеллектуальное развитие: по уровню и структуре - приближение к легкой умственной отсталости. Познавательная активность: сниженная, ситуационная, быстро угасающая.

Организация и продуктивность мыслительной деятельности: саморегуляция и целенаправленность: несформированность устойчивых форм саморегуляции и произвольной активности.  Умственная работоспособность: низкая, неравномерная - в связи с когнитивными  

нарушениями, сниженной мотивацией, деконцентрацией внимания, инертностью, истощаемостью и быстрой пресыщаемостью. Коммуникация: в условиях учебной деятельности: выраженные трудности понимания правил коммуникации,  усвоение на уровне стереотипов,  реализуемых без учета контекста ситуации. Вне учебной деятельности: выраженный дефицит адекватных средств как вербальной, так и невербальной коммуникации, низкая способность к пониманию смыслов и контекстов ситуаций взаимодействия с окружающими, речевая и поведенческая активность ребенка резко ограничена,  хаотична, неконтролируема и не соотносима с содержанием задач коммуникации. Обучаемость: когнитивный и мотивационный ресурсы обучаемости существенно ограничены.

Зона ближайшего развития ребенка, входящего в данную группу, определяется в процессе диагностического обучения.

 

 

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы детьми с РАС к 7-8 годам

*Владеет речью (альтернативные формы общения необходимы в очень редких случаях).

*Инициирует общение ( в связи с собственными нуждами), может поддерживать диалог (часто формально). Владеет конвенциональными формами общения с обращением.

*Взаимодействует с педагогом и другими детьми в обучающей ситуации

(ограниченно).

*Выделяет себя как субъекта.

*Поведение контролируемо с элементами самоконтроля, требуется поддержка в незнакомой  и (или) неожиданной ситуации. Владеет поведением в учебной ситуации и ролевой игрой(в основном, формально)

*Владеет техникой  чтения, понимает простые тексты. Владеет основами безотрывного письма букв. *Складывает и вычитает в пределах 5-10

*Сформированы представления о своей семье, Отечестве. Знаком с основными явлениями окружающего мира.

*Выполняет физические упражнения по показу,             инструкции            и              расписанию (индивидуально              и              в группе)   с использованием                 простейших гимнастических              снарядов.               Выполняет упражнения       с использованием тренажёров,             батута     под         контролем педагога. *Имеет представления о здоровом образе жизни и связанными с ним правилами *Участвует        в              некоторых             групповых подвижных играх с правилами.

*Владеет                основными            навыками самообслуживания(одевается          или раздевается, самостоятельно ест, владеет навыком опрятности), убирает за собой (игрушки. Посуду). *Принимает участие в уборке квартиры, приготовление пищи.

*Умеет следовать расписанию(в адекватной форме) в учебной деятельности и в быту.

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы детей с нарушением слуха  к 7-8 годам Принимает и осваивает социальную роль обучающегося, формируются мотивы учебной деятельности. 

Стремится к организованности и аккуратности; представляет собственные возможности и ограничения, умеет адекватно оценивать свои силы. Умеет пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами, звукоусиливающей аппаратурой. Проявляет этические чувства. Интересуется культурой общества, бережно относится к результату чужого труда. Стремится проявлять заботу и внимание по отношению к окружающим людям, животным. Проявляет самостоятельность, личную ответственность за свои поступки; стремится к использованию приобретённых знаний и умений; проявляет любознательность.

Владеет элементарными навыками вербальной и невербальной коммуникации. Имеет представление о безопасном, здоровом образе жизни.

Умеет понимать причины успеха(неуспеха), деятельности, старается конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Имеет элементарные представления, отражающие существенные связи и отношения между объектами и процессами. Понимает обращения и выполняет задания, понимает вопросы. Умеет сообщать о выполнении задания, о своём желании.

Выполняет инструкции при решении учебных задач. Определяет материалы, инструменты, учебные принадлежности, необходимые для достижения цели.

Умеет различать, опознавать и распознавать на слух знакомый по значению необходимый  речевой материал(фразы, слова, словосочетания).

Способен давать элементарную нравственную оценку собственному поведению и поступкам других людей. Имеет потребность в речевом общении, мотивацию к развитию устной речи, понимает и употребляет в речи материал, используемого для организации учебного процесса. Называет слово и соотносит его с картинкой.

Понимает при прочтении простые, доступные по словарю, тексты, близкие личному опыту ребёнка.

Понимает и выполняет поручения с указанием направления действия (включение словосочетаний с предлогами в, на, под). Составляет небольшие рассказы о близких его жизненному опыту ситуациях, по сюжетной картинке(самостоятельно или с помощью).

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы детей с  НОДА  к 7-8 годам *Обладает сформированной мотивацией к школьному обучению. *Усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира. *Употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с мотивным значением, многозначные.

*Умеет подбирать слова. с противоположным и сходным значением, осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок.

*Правильно употребляет грамматические формы слова, продуктивные и непродуктивные

словообразовательные модели

*Составляет          различные              виды описательных и творческих рассказов

*Осуществляет            слуховую              и

слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам *Владеет простыми и сложными  формами фонематического анализа и синтеза.

*Осознаёт слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов.

*Правильно произносит звуки(в соответствии с онтогенезом); владеет основными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, конструировании.

*Выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми. *Участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях; Передаёт как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание собеседнику;

*Регулирует своё поведение в соответствии с нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры.

*Отстаивает усвоенные нормы и правила перед             ровесниками          и              педагогом, стремится          к самостоятельности, проявляет           относительную независимость от педагога.

 

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы детей с   ТНР  к 7-8 годам Обладает сформированной мотивацией к школьному обучению Усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира Употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные; умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением; правильно употребляет основные грамматические формы слова.

Составляет различные виды описательных рассказов с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы; Владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа, осуществляет операции фонематического синтеза. Осознаёт слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двусложных с открытыми, закрытыми слогами, трёхсложных с открытыми слогами, односложных). Правильно произносит звуки(в соответствии с онтогенезом); владеет основными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, конструировании.

Выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми. Участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях; регулирует своё поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами. Определяет пространственное расположение предметов относительно себя, геометрические фигуры; владеет элементарными математическими представлениями. Самостоятельно получает новую информацию (задаёт вопросы, экспериментирует).

Владеет предпосылками обучения грамоте. Выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции педагогических работников

Владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

 

 

 

 

 

 

 

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы детей с лёгкой  УО (нарушения интеллекта) к 7-8 годам

Здороваться при встрече со знакомым педагогическим работником и другими детьми, прощаться при расставании, пользуясь при этом невербальными и вербальными средствами общения. Благодарить за услугу, за подарок, угощение. Адекватно вести себя в знакомой и незнакомой ситуации.

Проявлять доброжелательное отношение к знакомым и незнакомым людям.

Проявлять элементарную самооценку своих поступков и действий.

Адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со стороны окружающих.

          Проявлять             интерес к познавательным задачам.

          Соотносить            знакомый               текст       с соответствующей иллюстрацией.

          Выполнять             задания на классификацию знакомых картинок.

          Быть партнёром в игре и в совместной деятельности со знакомыми детьми, обращаться к ним с просьбами и предложениями о совместной игре или практической деятельности.

          Знать и выполнять некоторые упражнения      из            комплекса              утренней зарядки или разминки в течение дня.

Самостоятельно участвовать в знакомых подвижных и музыкальных играх.

Самостоятельно спускаться и подниматься по ступенькам лестницы. Положительно реагировать на просьбу педагога.

Проявлять самостоятельность в быту; владеть основными культурно — гигиеническими навыками.

Положительно относиться к труду педагога и к результатам его труда.

 

 

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы детей с умеренной УО ( нарушениями интеллекта) к 7-8 годам

Здороваться при встрече со знакомым педагогическим работником и другими детьми, прощаться при расставании, пользуясь при этом невербальными и вербальными средствами общения. Благодарить за услугу, за подарок, угощение. Адекватно вести себя в знакомой  ситуации.

             Проявлять             доброжелательное отношение к знакомым людям.

Проявлять элементарную самооценку своих поступков и действий.

Адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со стороны окружающих;

             Проявлять интерес к познавательным задачам.

Соотносить знакомый текст с соответствующей иллюстрацией. Выполнять задания на классификацию знакомых картинок.

Самостоятельно участвовать в знакомых подвижных и музыкальных играх.

             Самостоятельно    спускаться             и подниматься по ступенькам лестницы       Положительно реагировать на просьбу педагогического работника.

             Проявлять             некоторую самостоятельность в быту;  частично владеть             основными            культурно              — гигиеническими навыками.

             Положительно относиться к труду педагогов и к результатам его труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы

детей с тяжёлой  УО (нарушениями интеллекта)  к 7-8 годам

Здороваться при встрече с педагогическим работником и другими детьми, прощаться при расставании, пользуясь при этом невербальными средствами общения (смотреть в глаза, протягивать руку).

Взаимодействовать со знакомым педагогическим работником в знакомой игровой ситуации. Самостоятельно ходить. Владеть элементарными навыками в быту.

Подражать знакомым действиям педагогического работника.

  Проявлять интерес к другим детям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы детей с нарушением зрения к 7-8 годам

Умеет использовать самостоятельно или с помощью педагога культурные способы деятельности, проявляет  инициативность и самостоятельность в игре, общении познании, самообслуживании, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий. Обладает опытом  выбора участников для совместной деятельности и установления с ними позитивных деловых отношений.

Положительное отношение к миру, другим людям самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Проявляет интерес и обладает опытом участия в совместных играх с детьми.  Способен активно и результативно взаимодействовать с участниками по совместной деятельности, с использованием вербальных и невербальных средств общения. Способен сопереживать неудачам и радоваться успехам других, активно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя. Способность к воображению. Ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам. Обладает опытом инициатора в организации игр с другими детьми. Владеет устной речью, использует её для высказывания своих мыслей и желаний,  для выражения чувств, алгоритмизации деятельности, описания движения и действий, построения речевого высказывания в ситуации общения, владением лексическим значением слов, правильного обозначения предметов и явлений, действий, признаков предметов, признаков действий. Выделяет звуки в словах, складываются предпосылки грамотности; У ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он владеет навыками свободной, уверенной ходьбы, мобилен в знакомых пространственных зонах. Владеет основными произвольными движениями, умениями и навыками физических упражнений(доступных по медицинским показаниям).

Владеет схемой тела с формированием умений и навыкам ориентировки «от себя».

Проявляет развитые физические качества, координационные способности. Владеет умениями и навыками пространственной ориентировки на основе и под контролем зрения. Развита моторика рук, их мышечная сила.

Следует социальным нормам поведения и правилам в различных видах деятельности (со взрослыми и детьми), соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены.

Проявляет познавательный интерес и любознательность, задаёт вопросы, интересуется причинно-  следственными связями. Развито зрительное восприятие. Обладает начальными знаниями о себе в природном и социальном мире. Знаком с произведениями детской литературы, проявляет к ним интерес (слушает,  рассматривает).