Классный час «Человек и его манеры»
Задачи: расширить знания о правилах культурного поведения; углубить понимание нравственного смысла этих правил; сформировать положительное отношение к правилам поведения, стимулировать самовоспитание и самоконтроль.
Ход классного часа
I. Вводное слово.
Учитель. Мы живём среди людей, и каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Нужно помнить, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Сейчас вам будет предложена сценка «Игорь на дне рождения». (По возможности сценку могут разыграть заранее подготовленные ученики.) Вам необходимо подметить все ошибки поведения Игоря, которые он будет допускать. У вас есть листки и ручки, вы можете делать записи. Итак, начинаем.
II. Разыгрывание и обсуждение ситуаций.
Ситуация 1.
Ведущий. Игорь был приглашён на день рождения, он торопился, так как знал, что опаздывать нехорошо. К двери он подошёл до назначенного времени за 10 минут.
Сценка:
Игорь сильно стучит в дверь. Открывает хозяйка.
Игорь (громко). Здравствуйте! (Перешагнув порог, наступает хозяйке на ногу.) Извините. Поздравляю с днём рождения! (Протягивает завёрнутый подарок и облегчённо вздыхает. Раздевается. Сначала снял пальто, потом шапку.)
Хозяйка. Проходите.
Хозяйка идёт на кухню, Игорь идёт за ней и рассказывает.
Игорь. А вы знаете, я сейчас заходил в магазин… (Даёт советы хозяйке.) Хлеб надо резать тоненькими ломтиками, а селёдку надо украшать зелёным луком.
Хозяйка и Игорь садятся за стол. Игорь сел, расстелил салфетку на коленях, нож взял в правую руку, а вилку – в левую, но, перекладывая вилку в другую руку, он уронил нож и тут же извинился.
Хозяйка. Ничего, не стоит беспокоиться.
Игорь (обращаясь к хозяйке). Всё было вкусно, но моя мама готовит лучше.
Все улыбнулись, а Игорь начал рассказывать разные истории. Хлеб брал вилкой, сначала угощал всех, потом брал себе. Каждое блюдо не доедал. Насытившись, отодвинул от себя тарелку.
Игорь. Ух, сыт. (Встаёт и выходит из-за стола.)
Учитель. Итак, выясним, сколько и какие ошибки сделал Игорь. Начинаем по порядку сценки. (Один ученик отмечает на доске.)
1. Его приход – 6
2. На кухне – 3
3. За столом – 10
Анализ ситуации.
Ведущий. Как известно, правило идти впереди своей спутницы, поднимаясь по лестнице и спускаясь по ней, возникло во времена свечного освещения, когда впереди шёл мужчина со свечой в руке, чтобы освещать путь даме.
Учитель. В настоящее время освещение электрическое. Такая необходимость отпала, но правило всё-таки осталось. Почему? Может быть, ему пора отмереть?
Идёт обсуждение.
Ведущий. Вывод: при соблюдении этого правила можно оказать помощь своей спутнице.
Ситуация 2.
Ведущий. Вы все знаете, что рукопожатие возникло в середине века, когда рыцари при встречи, проявляя свои миролюбивые намерения, снимали перчатку и протягивали руку вперёд, обнажая ладонь. Тем, самым они показали, что там нет оружия.
По той же самой причине они снимали при встрече головной убор. Дама никогда не была рыцарем, поэтому к ней эти правила не имели никакого отношения. Однако на сегодня мы замечаем, что это правило начинает относиться и к женщинам. Мужчины при рукопожатии снимают перчатку и не снимают лишь ту, которая тонкая, плотно облегает руку. Снимают и головной убор, если снимается верхняя одежда.
Учитель. Как вы объясните наличие таких правил? Есть ли в них какой-то смысл?
Ученики вступают в беседу.
Ведущий. Вывод: этическо-гигиенический смысл: мальчики сначала снимают головной убор, потом пальто. Девочки – сначала снимают пальто, потом головной убор.
Ситуация 3.
Учитель. И всё-таки порою кажется, что люди слепо соблюдают правила, заучивая их как традиции.
Ведущий. Например, есть правила обращения с приборами за столом. Если ты во время еды за столом престал пользоваться приборами, ты можешь сложить их параллельно, но не на тарелку (демонстрация). А если ты уже поел и сыт, то положи приборы на тарелку крест накрест (демонстрация). На первый взгляд, это правило настолько условно и традиционно, что хочется от него отказаться.
Учитель. Каково ваше мнение?
Идёт обсуждение.
Ведущий. Вывод: правило обращения с приборами всем известно, оно нужно, так как освобождает от неудобных и излишних ситуаций: уговариваний, угощений, закармливания и т. п. Приборы в таком положении на тарелке находятся устойчиво. Итак, в каждом правиле поведения есть свой смысл.
Учитель. Но когда возникает вопрос: можно ли запомнить все эти правила? Ведь их очень много, а жизненных ситуаций ещё больше. Как же быть: учить наизусть, записывать в дневник и каждый раз сверяться, правильно ты поступил?
Идёт обсуждение.
Ведущий. Вывод:
1) надо не забывать, что вокруг тебя люди, которым нельзя мешать;
2) надо стараться оказывать помощь окружающим людям;
3) надо стараться не портить им настроение и самочувствие.
Совершено правильно, давайте теперь эти выводы проверим на следующих жизненных ситуаций.
Ситуация 4.
Девочка пьёт чай и размешивает чай не касаясь стенок. Почему?
Идёт обсуждение.
Вывод: чтобы не мешать окружающим.
Ситуация 5.
Гости приносят подарки имениннику в развёрнутом виде. Как поступить имениннику? Всех благодарить, хотя, может быть, вещь не нравиться? Да, он благодарит. Почему?
Идёт обсуждение.
Вывод: гости хотели сделать приятное и именинник не должен огорчать их.
Ситуация 6.
Прохожий обронил какой-то предмет. Кто ближе, тот поднимает. Зачем существует такое правило?
Идёт обсуждение.
Вывод: помочь человеку. Не известно, может ли он нагнуться, да и заметил ли он?
Ситуация 7.
В транспорте сидит ученик. Входит девочка.
а) Он встаёт, говорит: «Садитесь пожалуйста», в ответ: «Спасибо»;
б) он встаёт, уступив ей место незаметно.
Какое из этих решений вам больше нравится?
Идёт обсуждение.
Вывод: второе, чтобы вежливость не была добродетельной.
III. Обобщение.
Учитель. Повторим общие правила:
- Не мешать окружающим людям.
- Быть приятным окружающим людям.
- Не докучать им своим навязчивым вниманием.
- Помогать окружающим.
И не надо их заучивать наизусть.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.