Классный час "Человек и его манеры"
Оценка 4.6

Классный час "Человек и его манеры"

Оценка 4.6
docx
29.03.2020
Классный час "Человек и его манеры"
Кл час Человек и его манеры.docx

Классный час «Человек и его манеры»

Задачи: расширить знания о правилах культурного поведения; углубить понимание нравственного смысла этих правил; сформировать положительное отношение к правилам поведения, стимулировать самовоспитание и самоконтроль.

Ход классного часа

I. Вводное слово.

Учитель. Мы живём среди людей, и каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Нужно помнить, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Сейчас вам будет предложена сценка «Игорь на дне рождения». (По возможности сценку могут разыграть заранее подготовленные ученики.) Вам необходимо подметить все ошибки поведения Игоря, которые он будет допускать. У вас есть листки и ручки, вы можете делать записи. Итак, начинаем.

II. Разыгрывание и обсуждение ситуаций.

Ситуация 1.

Ведущий. Игорь был приглашён на день рождения, он торопился, так как знал, что опаздывать нехорошо. К двери он подошёл до назначенного времени за 10 минут.

Сценка:

Игорь сильно стучит в дверь. Открывает хозяйка.

Игорь (громко). Здравствуйте! (Перешагнув порог, наступает хозяйке на ногу.) Извините. Поздравляю с днём рождения! (Протягивает завёрнутый подарок и облегчённо вздыхает. Раздевается. Сначала снял пальто, потом шапку.)

Хозяйка. Проходите.

Хозяйка идёт на кухню, Игорь идёт за ней и рассказывает.

Игорь. А вы знаете, я сейчас заходил в магазин… (Даёт советы хозяйке.) Хлеб надо резать тоненькими ломтиками, а селёдку надо украшать зелёным луком.

Хозяйка и Игорь садятся за стол. Игорь сел, расстелил салфетку на коленях, нож взял в правую руку, а вилку – в левую, но, перекладывая вилку в другую руку, он уронил нож и тут же извинился.

Хозяйка. Ничего, не стоит беспокоиться.

Игорь (обращаясь к хозяйке). Всё было вкусно, но моя мама готовит лучше.

Все улыбнулись, а Игорь начал рассказывать разные истории. Хлеб брал вилкой, сначала угощал всех, потом брал себе. Каждое блюдо не доедал. Насытившись, отодвинул от себя тарелку.

Игорь. Ух, сыт. (Встаёт и выходит из-за стола.)

Учитель. Итак, выясним, сколько и какие ошибки сделал Игорь. Начинаем по порядку сценки. (Один ученик отмечает на доске.)

1. Его приход – 6

2. На кухне – 3

3. За столом – 10

Анализ ситуации.

Ведущий. Как известно, правило идти впереди своей спутницы, поднимаясь по лестнице и спускаясь по ней, возникло во времена свечного освещения, когда впереди шёл мужчина со свечой в руке, чтобы освещать путь даме.

Учитель. В настоящее время освещение электрическое. Такая необходимость отпала, но правило всё-таки осталось. Почему? Может быть, ему пора отмереть?

Идёт обсуждение.

Ведущий. Вывод: при соблюдении этого правила можно оказать помощь своей спутнице.

Ситуация 2.

Ведущий. Вы все знаете, что рукопожатие возникло в середине века, когда рыцари при встречи, проявляя свои миролюбивые намерения, снимали перчатку и протягивали руку вперёд, обнажая ладонь. Тем, самым они показали, что там нет оружия.

По той же самой причине они снимали при встрече головной убор. Дама никогда не была рыцарем, поэтому к ней эти правила не имели никакого отношения. Однако на сегодня мы замечаем, что это правило начинает относиться и к женщинам. Мужчины при рукопожатии снимают перчатку и не снимают лишь ту, которая тонкая, плотно облегает руку. Снимают и головной убор, если снимается верхняя одежда.

Учитель. Как вы объясните наличие таких правил? Есть ли в них какой-то смысл?

Ученики вступают в беседу.

Ведущий. Вывод: этическо-гигиенический смысл: мальчики сначала снимают головной убор, потом пальто. Девочки – сначала снимают пальто, потом головной убор.

Ситуация 3.

Учитель. И всё-таки порою кажется, что люди слепо соблюдают правила, заучивая их как традиции.

Ведущий. Например, есть правила обращения с приборами за столом. Если ты во время еды за столом престал пользоваться приборами, ты можешь сложить их параллельно, но не на тарелку (демонстрация). А если ты уже поел и сыт, то положи приборы на тарелку крест накрест (демонстрация). На первый взгляд, это правило настолько условно и традиционно, что хочется от него отказаться.

Учитель. Каково ваше мнение?

Идёт обсуждение.

Ведущий. Вывод: правило обращения с приборами всем известно, оно нужно, так как освобождает от неудобных и излишних ситуаций: уговариваний, угощений, закармливания и т. п. Приборы в таком положении на тарелке находятся устойчиво. Итак, в каждом правиле поведения есть свой смысл.

Учитель. Но когда возникает вопрос: можно ли запомнить все эти правила? Ведь их очень много, а жизненных ситуаций ещё больше. Как же быть: учить наизусть, записывать в дневник и каждый раз сверяться, правильно ты поступил?

Идёт обсуждение.

Ведущий. Вывод:

1) надо не забывать, что вокруг тебя люди, которым нельзя мешать;

2) надо стараться оказывать помощь окружающим людям;

3) надо стараться не портить им настроение и самочувствие.

Совершено правильно, давайте теперь эти выводы проверим на следующих жизненных ситуаций.

Ситуация 4.

Девочка пьёт чай и размешивает чай не касаясь стенок. Почему?

Идёт обсуждение.

Вывод: чтобы не мешать окружающим.

Ситуация 5.

Гости приносят подарки имениннику в развёрнутом виде. Как поступить имениннику? Всех благодарить, хотя, может быть, вещь не нравиться? Да, он благодарит. Почему?

Идёт обсуждение.

Вывод: гости хотели сделать приятное и именинник не должен огорчать их.

Ситуация 6.

Прохожий обронил какой-то предмет. Кто ближе, тот поднимает. Зачем существует такое правило?

Идёт обсуждение.

Вывод: помочь человеку. Не известно, может ли он нагнуться, да и заметил ли он?

Ситуация 7.

В транспорте сидит ученик. Входит девочка.

а) Он встаёт, говорит: «Садитесь пожалуйста», в ответ: «Спасибо»;

б) он встаёт, уступив ей место незаметно.

Какое из этих решений вам больше нравится?

Идёт обсуждение.

Вывод: второе, чтобы вежливость не была добродетельной.

III. Обобщение.

Учитель. Повторим общие правила:

- Не мешать окружающим людям.

- Быть приятным окружающим людям.

- Не докучать им своим навязчивым вниманием.

- Помогать окружающим.

И не надо их заучивать наизусть.


 

Классный час «Человек и его манеры»

Классный час «Человек и его манеры»

За столом – 10 Анализ ситуации

За столом – 10 Анализ ситуации

Учитель. Но когда возникает вопрос: можно ли запомнить все эти правила?

Учитель. Но когда возникает вопрос: можно ли запомнить все эти правила?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2020