Педагог - психолог школы - лицея № 2 г. Костаная
МАРЧЕНКО И. С.
Практическое занятие по психологии
Тема: Человек мыслит через призму красоты. (слайд 1)
Цель: формировать и расширять понятие о подлинной красоте, внутреннем (духовном) мире человека, доброте, человечности. (слайд 2)
Задачи:
- раскрыть значение понятия красота, «духовный мир человека», доброта, человечность.
-развивать способность видеть в каждом человеке хорошие качества, развивать познавательные способности и творческие умения школьников;
- воспитывать любовь к прекрасному.
Оборудование: презентация по теме занятия, цветы для работы в группе, индивидуальные листы, музыка для релаксации, шоколадные плитки, сердечки по числу учащихся группы.
Ход урока:
1. Мотивационный момент, круг радости.
2. Упражнение «Шоколад».
3. Работа с презентацией
4. Поговорим.
5. Работа в группах.
6. Минутка тишины «Сад души».
7. Совет
8. Круг «От сердца к сердцу».
1. Круг радости. (слайд 3)
- Приглашаю вас в один большой круг радости. Приложите руку к груди и послушайте своё сердце. Теперь повернитесь и прижмитесь друг к другу спиной и послушайте, как бьётся сердце друга. Давайте подумаем о большом и светлом чувстве, которое живёт в сердце и согревает каждого из нас. Это чувство называется «ЛЮБОВЬ». Я хочу передать его ….
(Дети по кругу, соединив руки лодочкой, передают друг другу это чувство.)
- Отдавая свою любовь, мы ничего не теряем. Она обязательно возвращается к нам, умноженная многократно.
(Поставив свои ладони перед собой, повернувшись друг к другу, дети отправляют свою любовь одноклассникам.)
2. Упражнение «Шоколад»
(Класс делится на 3 группы. У учителя на подносе 3 шоколадки. Первая шоколадка в яркой красочной обёртке, вторая в менее красочной обёртке, третья обёрнута в тетрадный лист. Представителю от группы предлагается выбрать одну шоколадку, вернуться к своей группе и развернуть её. В яркой, красочной обёртке оказывается пластилин. В менее красочной - половина шоколадной плитки. А в тетрадный лист завёрнута целая плитка шоколада.)
- Занятие начнётся сегодня маленьким сюрпризом. Я знаю, как вы любите сладкое, и хочу угостить вас конфетами и шоколадом. Подойдите и возьмите себе по конфетке. Так мы с вами разделились на группы. У меня остались 3 шоколадки. Вы должны, посоветовавшись с группой, взять себе только одну.
- Почему вы решили взять именно эту плитку шоколада?
- О чём вы думали до того, как развернули шоколад?
- Какое чувство вы испытали, когда развернули шоколад?
- Почему вы почувствовали разочарование? Радость?
- Какой вывод можно сделать из этого упражнения?
- Конечно же, упражнение мы выполнили не шутки ради. Оно помогло нам наглядно убедиться в том, что не всегда яркое, красочное, броское бывает действительно красивым и ценным. Недаром народная пословица гласит: «Не всё то золото, что блестит». Как вы её понимаете?
В чем же душевная красота, истина человека? Сегодня на уроке нам предстоит узнать, какого человека можно назвать по - настоящему душевно красивым, добрым, человечным.
3. Работа с презентацией
- Давайте посмотрим и прослушаем с вами одну притчу (СД диск Притча все можно изменить)
4. Поговорим:
- «Самопознание» нам дарит много мудрых мыслей. Они помогают нам в нашей жизни. Предлагаю вам прочитать пословицу мудрого казахского народа:
Красивый человек не тот, у кого красивое тело, а тот, у которого красивая душа. (слайд 4)
- Как вы понимаете эту пословицу? (работа в парах)
-Согласны ли вы с ней?
- Что такое «красивая душа»?
- Что может сделать красивым нашу душу, наш внутренний мир?
- Подумайте, а какая она - ваша душа?
Обобщение: Действительно, не красивое лицо и модная одежда делают человека привлекательным и интересным для окружающих, а его поступки, мысли, дела.
5. Работа в группах. (слайд 5 - 6)
- Где живут наши мысли? Наши чувства? А совершать добрые дела мы можем нашими руками.
-
Предлагаю вам выбрать одноклассника и создать его образ.
1. Какой он? Перечисли особенности его внутреннего мира (в чем они проявляются)
2. Что можно сказать о его достоинствах и недостатках?
3. Расскажи о нем: какой он в школе, в компании друзей, дома
4. Расскажи о его положительных качествах характера и отрицательных.
5. Твои пожелания и рекомендации своему герою
6. Минутка тишины «Сад души» (запись мелодии ЭННИО МОРРИКОНЕ- Ветер, плачь СД - диск )
- Прошу всех пройти в наш круг. Садитесь удобно: - Я предлагаю вам закрыть глаза и мысленным взором заглянуть в душу вашего одноклассника. Представьте себе, что внутри его души раскинулся чудесный сад - сад его души. (Пауза) Может быть, вы увидите дерево, покрытое зелёной кроной. Это дерево - дерево доверия и уважения (пауза). Можете услышать речек искренности и честности (пауза) полюбоваться цветами любви и добра( пауза), услышите, как поёт птица счастья (пауза), сможете разглядеть волшебные крылья у птицы его мечты(пауза). «Побродите» по саду души своего ровесника. Полюбуйтесь разноцветьем сада его души. Может быть, вам захочется обогатить этот сад души, наполнить ещё чем -то или исправить ( пауза).
6. Наше творчество.
- Прошу вас пройти к вашим рабочим столам. Создайте сад души вашего одноклассника, рождённый чувствами и мыслями.
(Выполнение работы на индивидуальных листочках и презентация работ учащихся).
- Посмотрите, какой дивный сад у нас получился. Каждый из вас талантливо и трогательно создавал частичку «Сада души». Берегите этот сад. Обогащайте его новыми ценностями, мыслями, чувствами, делами. Если подпитывать его добрыми помыслами и делами, то в душах окружающих нас людей вырастут новые чудесные сады.
7. Совет - Какой бы вы совет дали человеку, чтобы он стал красивым не только внешне, но и внутренне. Запишите ваш совет на сердечке и подарите его любому человеку, находящемуся в классе.
8. Упражнение "Ладошка" (слайд 7- 8)
9. Круг «От сердца к сердцу». (слайд 9)
- Какие качества делают человека по - настоящему красивым, добрым, человечным?
- Я очень хочу, чтобы вы выросли такими, чтобы были честными, справедливыми, чуткими, отзывчивыми ….
10. Домашнее задание (слайд 10). Подумай об этом дома: Кто Я? Зачем я живу? Зачем я нужен этому миру?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.