Классный час на тему «Что такое честь и достоинство?
Цель: Способствовать усвоению учащимися того, что честь и достоинство не только личное, но и общественное достояние, поскольку уважающий себя человек, признанный как ценность общества, обладает большей созидательной, культурообразующей силой, чем человек лишенный достоинства.
Задачи:
- Научить детей бережному отношению к общечеловеческим ценностям, особенно к главной ценности человека – достоинству, способствовать формированию правовой культуры, гражданской позиции и толерантного поведения;
- Воспитание достоинства и самодостаточности;
Развитие навыков социально ориентированного, достойного поведения, навыков работы в группе, умения высказывать своё мнение, не нарушая прав других.
Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает ее блеска и отнимает у нее всю ее цену.
П. Бошен
Коль совесть добрую имеешь,
Покой и мир в душе хранишь,
Знай, зерна доброты ты сеешь,
И честь свою не осквернишь.
1.Вступительное слово учителя.
В нашей жизни есть тонкие и нежные, сильные и мужественные. Несгибаемые понятия – честь и достоинство человеческой личности. В жизни человек часто встречает красоту и подлость, радость и горе, любовь и предательство. Можно по-разному определить цель своего существования, но одно правило жизни должно быть у каждого человека – надо прожить свою жизнь с честью и достоинством.
2. Вопросы:
- Как бы вы объяснили своему младшему брату или сестре, что такое честь, и из чего она складывается?
Ответы: Честь- это внешняя совесть, а совесть-это внутренняя честь.
Честь есть не что иное, как хорошее мнение о нас других людей.
-Какое место в иерархии ценностей, по-вашему, занимает честь? Почему вы так считаете?
Шекспир писал: Моя честь-это моя жизнь: обе растут из одного корня.
Отнимите у меня честь - и моей жизни придет конец. (Слайд2)
Честь - 1) достойные уважения и гордости моральные качества человека, 2) соответствующие принципы, 3) хорошая незапятнанная репутация, 4) почет и уважение. 2. Честь — это честность, порядочность, добросовестность, достоинство, вообще все моральные качества и принципы, достойные уважения.
-А как вы можете охарактеризовать понятие «достоинство»?
Достоинство-совокупность высших моральных качеств, уважение этих качеств в самом себе.
Чувство человеческого достоинства – это уважение самого себя, умение дорожить своим именем.
(Слайд3)
Достоинство - совокупность высоких моральных качеств в самом себе.
3. Объясните значение выражений
1 Честь семьи (доброе имя)
2.Сражаться за честь (отстаивать человеческое достоинство)
3. Честное имя (незапятнанное)
4. Человек чести (гражданское достоинство)
5. Дело чести (дело, которое обязательно необходимо сделать)
6. Честь мундира, белого халата (репутация военного человека, врача).
7. Если вы с честью выходите из затруднительного положения, то это означает, что вы поступаете мудро, сохраняя своё и чужое достоинство, находите достойный выход из трудного положения.
8. Если вы с честью выполняете порученное вам дело, то это означает, что вы делаете его очень хорошо, добросовестно, ваша работа достойна похвалы.
9. Судом чести называется разбирательство чьей-либо вины, проступка не судебными органами, а членами какой-либо группы людей.
10. Если вы говорите, что пора или надо и честь знать, то это означает, что ваш визит в какое-то место подошёл к концу и вам следует уходить.
11. Если вы вежливо обращаетесь к кому-то, что-то предлагая или кого-то представляя, то вы говорите имею честь предложить, имею честь представить и т. д.
12. Если кто-то живёт по чести, по совести, то это означает, что этот человек поступает в соответствии с представлениями о чести.
13. Честью называют целомудрие, непорочность, девственность.
Беречь свою девичью честь.
14. Честью называют почёт, уважение.
Большая честь. | Воздать, оказать честь кому-либо. | Честь и слава героям! | Честь и хвала тебе!
15. Если вы говорите, что честь сделать что-то принадлежит (доверена) кому-либо или чему-либо, то это означает, что они получили почётное право это сделать.
16. Если вы говорите, что вы сочтёте (почтёте) за честь что-то сделать, то это означает, что предстоящее вам дело принимается вами с благодарностью, что вы с радостью возьмётесь за него.
17. Если вы говорите о ком-либо или о чём-либо невелика честь, то это означает, что вы считаете этого человека или объект не достойным уважения, не стоящим усилий, внимания и т. п.
18. Если вы говорите (слишком) много чести кому-либо, значит, вы считаете, что этот человек не достоин, не заслуживает чего-либо.
19. Если военный человек отдаёт честь, то это означает, что он приветствует кого-либо по-военному, приложив руку к головному убору.
20. Если вы говорите о ком-либо, что он оказался в чести́ у кого-либо, то это означает, что этот человек кем-то особо отмечен, облагодетельствован, получил преимущества по сравнению с другими.
21. Фраза Была бы честь предложена означает выражение безразличия к чьему-либо отказу что-то сделать.
22. Если о вас говорят, что какой-то поступок делает вам честь, то это означает, что он характеризует вас с хорошей стороны.
Саша вообще очень принципиальный человек. — Это делает ему честь.
Так что же такое честь для каждого из нас?
Честь - моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение к самому себе или со стороны окружающих.
4.Ситуации
Просмотр видеоролика, для того, чтобы сформулировать определение понятия ЧЕСТЬ.
Учащиеся с помощью учителя приходят к мнению, что
Честь основана на
объективной оценке личности, определяющей отношение общества к гражданину.
Порой человек в погоне за внешним престижем совершает бесчестные поступки,
теряя свое достоинство
5.Тест (высвечивается на экране).(Слайд4)
Вы должны выразить свое отношение к каждому суждению, содержащемуся в тесте. Ответьте «да», если вы согласны с утверждением, и «нет», если не согласны.
1. Честь и достоинство – слова, которые сегодня ничего не значат.
2. Честь – это ответственность за свое поведение.
3. Не стоит оказывать слишком много услуг другим, потому что немногие оценивают эти услуги по достоинству.
4. Достоинство – это порядочность, мужество, умение постоять за себя.
5. Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству.
6. Человек чести уважает себя и заслуживает уважение других людей.
7. Достоинство – это чувство превосходства над другими.
8. Человек не должен настойчиво защищать свои убеждения, когда многие имеют противоположное мнение.
9. Человек чести не боится доказать свою правду, а если не прав, то признает это.
10. Самое мудрое – это сохранять достоинство даже тогда, когда имеется сильный соблазн поступить иначе.
-Честь и совесть! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас?
И честь, и совесть, и достоинство должны быть в каждом из нас. Именно сейчас надо научиться уважать не свое собственное достоинство, но и человеческое достоинство окружающих нас: родных, близких, старших, друзей, одноклассников. И для каждого из нас очень важно сохранить свою честь и достоинство незапятнанной, независимо от условий.
Итак, мы подходим к самому главному. Человек с незапятнанной совестью достоин уважения, достоин называться человеком. А кто не может, не имеет морального права называться человеком?
Пусть эти советы в вашу душу. Пусть они учат вас быть людьми с честью и совестью. К какому выводу мы можем подойти, осмыслив истины, примеряя к себе.
1. Плохое поведение на уроке, плохая учеба - это наше бесчестие.
2. Ушли самовольно с урока, не пришли в школу - запятнали свою честь.
3. Вступили в пререкание с родителями, учителями, проявили хамство - потеряли чувство стыда.
Желаю вам, чтобы вы из любых жизненных ситуаций выходили достойно, произнося с гордостью:
- Я - гражданин России, честь имею!
III этап. Итог.
В романе Ч. Айтматова «Плаха» есть такие слова: «Человек – сам судья и сам творец каждого дня нашего» (высвечивается на экране). Вот и мы с вами должны анализировать каждый прожитый день: что сделано не так, что мы осудим, а что одобрим.
Памятка-алгоритм ученикам для работы по составлению синквейна:
1 строка
Одно существительное – ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
2 строка
Два прилагательных, характеризующих ключевое слово.
3 строка
Три глагола, раскрывающих действие понятия.
4 строка
Фраза на тему – короткое предложение, где отражается авторское отношение к понятию.
5 строка
Одно слово, в котором автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.