Классный час "Что такое толерантность?" 8 класс
Оценка 4.8

Классный час "Что такое толерантность?" 8 класс

Оценка 4.8
doc
27.05.2020
Классный час "Что такое толерантность?" 8 класс
tolerantnost_kl.doc

Классный час "Что такое толерантность?"

Ход классного часа

Звучит песня «Как прекрасен этот мир»

Презентация (слайд №1)

Учитель: Наш классный час начался с песни «как прекрасен этот мир». Наш дом – земля, а мы дети земли. Каждый из нас маленькая частичка земли, а сколько людей живет на земле?  Кто я?

У каждого человека есть имя которое дали ему родители и с имени начинается наше я. Античный поэт Гомер говорил:

Между живущих людей безымянным никто

не бывает

Вовсе в минуту рождения каждый-

и низкий и знатный

Имя свое от родителей в сладостный дар

Получает. 

 

Учитель :  В нашем классе учится 22 человека, вы не похожи друг на друга, нас многое сближает и объединяет (обратиться к доске где наклеено 25 сердечек)

Задавали ли вы себе вопрос: Кто я?; Какой я?; Что делает меня частью нас?. Сегодня мы не редко слышим с теле экранов от ведущих политологов не знакомое нам до недавнего времени слово «Толерантность»  Что же такое Толерантность – Тема нашего классного часа

 

(слайд №2)

(слайд №4) История Понятия Толерантность

Давайте обратимся к истории понятия “толерантность”. Его появление связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность, как принцип согласия, проникает в либеральное сознание эпохи Просвещения. Выдающиеся ученые XVII–XVIII веков – Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо – выступили против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости. Итогом деятельности просветителей стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами.

В 1789 году – через 11 лет после смерти Вольтера – во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. Она стала предвестницей современных деклараций о правах человека, в том числе Всеобщей декларации прав человека 1948 года, провозгласившей принципы мира, демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и государствами.

(слайд №5)

Попробуем обратиться к этимологии понятия “толерантность”. Оно происходит от латинского глагола tolerate (переносить, выдерживать, терпеть). При этом перевод и трактовка слова “толерантность” на разных языках земного шара звучит по разному.

В английском языке понятие “толерантность” имеет три значения: устойчивость, выносливость; терпимость; допуск, допустимое отклонение.

Во французском языке “толерантность” – “уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов”.

В китайском языке “быть толерантным” – “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”.

В арабском языке “толерантность” определяется, как “снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим”.

В русском языке “толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам”. В.И. Даль отмечает, что по смыслу толерантность (терпимость) связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, великодушие. А нетерпимость проявляется в запальчивости, опрометчивости, требовательности и других действиях, которые носят оттенок непродуманности, импульсивности, незрелости. Объяснение тому, что такое терпимость, Даль дает на примерах терпимости личных убеждений, терпимости к иной вере.

Как мы видим, толерантность – это достаточно сложный термин с целым рядом нюансов.

Какое определение вам более понятно? Почему в разных странах определение различны?

Возьмем главное из всех этих определений

Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы).

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).

А что же объединяет эти определения? (Ответы).

Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).

(Далее ведущий и участники обобщают всё сказанное, делают вывод, что толерантность – не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.).

(слайд №6)

- Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков. (Участники высказывают свои мнения). Например:

http://festival.1september.ru/articles/501446/img1.gif

(слайд №7)

Человеческие качества:

   - взаимопонимание,                     - взаимоуважение,                    - ответственность,         

   - доброжелательность,                 - сдержанность,                         - уступчивость,

   - коммуникабельность,                                                                        - терпимость...

 

Важно формировать у каждого человека

с самого детства терпимость!

 

(слайд №8)

К сожалению,

нетерпимость, неприязнь к другой культуре, образу жизни, привычкам всегда существовала и продолжает существовать в наше время.

 Следует отметить,

что предметом нетерпимости может выступать как национальная, религиозная, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

 

16 ноября – Международный день  толерантности

(слайд №9)

Толерантность - это уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.

- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.

- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

- Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.

- Спасибо, леди, спасибо...

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

- Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.

Почему молодой человек отказался помочь?

Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.

 

Упражнение “Толерантная и интолерантная личности”

- Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между “своими” и “чужими”.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.

- А теперь вам нужно распределить слова в II колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности:

Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.

(слайд №10)

Особенности личности

Толерантная личность

Интолерантная личность

Уважение мнения других

Непонимание, игнорирование

Доброжелательность

Эгоизм

Желание что-либо делать вместе

Выражение пренебрежения

Понимание и принятие

Раздражительность

Чуткость любознательность

Равнодушие

Доверие

Цинизм

 

Немотивированная агрессивность

(слайд №11)(слайд №12)(слайд №13)(слайд №14)(слайд №15)

Проявлять толерантность  это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям.

(слайд №16)

ПРАВИЛА ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ

Уважай собеседника

Старайся понять то, о чем говорят другие

Отстаивай свое мнение тактично

Ищи лучшие аргументы

Будь справедливым,

готовым признать правоту другого

Стремись учитывать интересы других

Вывод: Человек должен стремится к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

Упражнение “Волшебная рука”

Участники обводят на листе свою руку. Предполагается написать на пальчиках хорошие качества, а на ладошке то что хотелось изменить в себе.

(слайд №17)

Мы такие разные

Наш класс маленькая семья и хотелось бы чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ссор.

Мне хотелось бы чтобы вы все были очень дружными, и дружбу пронесли на многие годы

А знаешь ли ты что такое настоящая дружба? Каким должен быть настоящий друг?

Сейчас посмотрим видеоролик «Дружба»

Рефлексия

Китайская притча «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ»

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».
-И все?
-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: "И мира тоже".

(слайд №18)

В заключении: Учитель пишет на доске слова «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ И ДОБРОТА»

Стремитесь жить по древней заповеди: «Относись к людям так, как ты бы хотел бы, чтобы они относились к тебе»

Звучит песня: «Дорогой Доброты»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Классный час "Что такое толерантность?"

Классный час "Что такое толерантность?"

Всеобщей декларации прав человека 1948 года, провозгласившей принципы мира, демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и государствами

Всеобщей декларации прав человека 1948 года, провозгласившей принципы мира, демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и государствами

А что же объединяет эти определения? (

А что же объединяет эти определения? (

К сожалению , нетерпимость, неприязнь к другой культуре, образу жизни, привычкам всегда существовала и продолжает существовать в наше время

К сожалению , нетерпимость, неприязнь к другой культуре, образу жизни, привычкам всегда существовала и продолжает существовать в наше время

Отпусти. Видишь у него сломана нога

Отпусти. Видишь у него сломана нога

У вас открытый перелом, - проговорила она

У вас открытый перелом, - проговорила она

Особенности личности Толерантная личность

Особенности личности Толерантная личность

Участники обводят на листе свою руку

Участники обводят на листе свою руку

Звучит песня: «Дорогой Доброты»

Звучит песня: «Дорогой Доброты»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2020