Классный час в 4 классе.
ДЕЛУ - ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ - ЧАС.
Цели:
-
способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей, умение осознанно
выражать свои эмоции и чувства, навыки эмоционального самоконтроля;
- учить рациональной организации времени;
- довести до сознания учащихся, что время быстротечно его надо ценить;
- способствовать поддержанию мажорного настроения в жизнедеятельности классного
коллектива;
- развивать артистические способности у учащихся;
Оборудование:
Зонт, солнышко, 4 ромашки, 1 ромашка с лепестками-заданиями, плакаты с высказываниями, сертификаты за конкурс анекдотов, набор для игры "Собери клоуна" (части клоуна на магнитиках, 2 доски магнитных, 2 повязки на глаза), мультимедийная установка.
Для инсценировки анекдотов:
"Волк и салат", "Дневник" – 2 тарелки, ложка, полотенце, фартук, газета, дневник, салат (полоски нарезанной, смятой бумаги).
"Рассеянная" – вязание, портфель.
"Мы кушать будем?" – очки и вязание (для бабушки), газета, компьютер.
"Чебуреки" – кепка, усы, коробка.
"Я - панда!" – телевизор, компьютер, пачка чипсов, рисунок жирафа, панды и людей с улыбкой.
Предварительная подготовка:
В начале четверти объявить конкурс анекдотов;
Ребятам предложить разбиться на группы по 2-3 человека, и приготовить
инсценировку анекдотов (в тайне друг от друга, чтобы потом было интересно
смотреть).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Ребята, поздоровайтесь глазками, улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Садитесь. У каждого из нас сейчас своё настроение: кто-то возбуждён, кто-то удивлён, спокоен. Давайте отвлечёмся и вспомним что-нибудь смешное, хорошее. Нам поможет в этом волшебный “зонтик настроения”. (Учитель проносит над детьми и гостями красочный зонтик). Посмотрите. А теперь представьте, что зонтик – это ваше хорошее настроение. Сейчас он не очень большой, но к концу нашей встречи он сможет всех нас накрыть и защитить от отрицательных эмоций, цель нашей встречи сегодня, получить как можно больше положительных эмоций.
В этом нам поможет солнышко, оно будет символом нашей встречи сегодня, оно пришло к нам в гости (Солнце – это символ радости, тепла и хорошего настроения). А ромашки – символ солнца…
2. Сообщение темы и цели урока.
Тема классного часа сегодня …
-Кто догадается? (ребус разгадать.)
3. СООБЩЕНИЕ о пословице (Читает ученица)
"Делу - время, а потехе - час"
- это слова из сборника правил соколиной охоты под названием «Книга, глаголемая урядник: новое уложение и устроение чина сокольничья пути». Этот сборник был составлен в 1656г. по приказу царя Алексея Михайловича.
В конце предисловия к «Уряднику» царь сделал собственноручно приписку: «Прилог книжный или свой: сия притча душевне и телесне; правды же и суда и милостивый любве и ратного строя не забывайте: делу время и потехе час». Этот прилог (приписка) стал пословицей, которая иногда толкуется в смысле: делу — время, а потехе — только час из этого времени.
Царь имел в виду , что нужно и делом заниматься, и потехе (отдыху) уделять внимание, тоже отводить свое время. А чтобы избежать тавтологии, Алексей Михайлович для слова «время» нашел синоним — слово «час», которое в старорусском языке тоже означало время.
Словом, автор приписки хотел сказать, что всему свое время, чтобы читатели «Урядника», увлекаясь потехой, не забывали и о другом — о службе государству.
Вопрос: о какой потехе шла речь?
Значит можно сделать вывод, что время, которое нам дано жизнью нужно использовать с умом. И это не значит: взрослым - работать и работать, а вам – учиться и учиться. Нужно найти время для работы (или учебы) и для отдыха.
4. Что же такое время?
Еще древнейшие мудрецы мучились над этой загадкой. Казалось бы, что может быть проще времени? Ведь оно существует как бы повсюду – любое событие протекает во времени, да и наша жизнь тоже… Но если немного задуматься, то мы окажемся перед Великой Тайной времени. И тогда уж возникнет не один, а целое море вопросов.
Почему время вездесуще? Почему оно течет повсюду? Можно ли его остановить? Можно ли попасть в будущее или прошлое? На эту тему создано очень много фильмов, но это все из раздела фантастики.
И поэтому ни одна секунда не похожа на другую. А все потому, что время течет только в одном направлении – из прошлого в будущее – и никогда в обратную сторону. (Это называется асимметрией прошлого и будущего).
Но опять же почему именно так?
А кстати, что такое будущее и прошлое? Что такое настоящее?
Ведь если хорошенько вдуматься, то настоящего-то и вовсе нет. Настоящее – это лишь “ мимолетное виденье”, почти неощутимый миг между прошлым и будущим.
Физики изображают это в виде так называемого светового конуса, где есть бесконечные Будущее и Прошлое. И лишь одна точка – их пересечение – является Настоящим.
Да, когда-нибудь Великая Тайна Времени должна быть разгадана. А пока еще никто толком не знает, что же такое время. В одном лишь все единодушны: нельзя тратить время по пустякам – оно ведь никогда больше не возвращается.
Хорошо кто-то придумал написать на календаре: Сегодня – первый день всей твоей будущей жизни. Постарайся не потерять его!
Замечательная пословица: "Делу - время, а потехе - час" учит нас ценить жизнь, ее быстротечность использовать с умом. Как часто мы непозволительно щедро тратим свое время на пустяки, думая, что впереди его много, неизмеримый океан.
Вот пословица и напоминает, что нельзя тратить драгоценное время, отпущенное человеку на учебу и взросление, на изучение материала, оставленного в наследство предыдущими поколениями. Нужно каждую минуту учебного времени в классе проводить с пользой, закреплять полученные знания, множить умения и навыки, переданные нам в наследство. Но в детстве хочется бегать и играть, смотреть телевизор и слушать музыку. На это тоже хватит времени, если научиться рационально его использовать. Чем интенсивнее вы работаете, тем радостнее отдыхать. Если же жизнь станет вечным праздником, она быстро надоест. Учеба тоже может стать удовольствием, если осознаешь ее необходимость и пользу. А поможет в этом пословица: "Делу - время, а потехе - час"
Кстати об учебе…
ПАУЗА 1. (Инсценировка анекдотов: "Вовочка.", "Чужие брюки.")
Теперь опять о времени. Давайте немного поиграем.
Вот цветочек, вот ромашка, я её нашла,
А ромашка не простая, в гости к нам пришла.
Вспомним руки, ноги, жесты, лепестки потянем.
Рот закроем на замок, и мимикой сыграем.
Тянем карточки – лепестки.
- Что же будут нам показывать ребята?
Они будут нам показывать время… Оказывается оно бывает разным.
Задание: Попробуйте изобразить предложенные ситуации, используя мимику и жесты. (Рот на замок)
Ситуации:
1. Человека, ожидающего зимой на улице автобус в сильный мороз.
2. Пациента в очереди у кабинета зубного врача.
3. Болельщика на футбольном матче.
4. Ученика-выскочку, который торопится дать ответ.
5. Ученика, который забыл дома дневник и тянет время у учителя.
ПАУЗА 2. (Инсценировка анекдотов: "Волк и салат", "Дневник.")
И вот вам тоже время, одни за чтением газеты, другие по часу над чашкой супа или каши. (Думаю наболевшая тема многих мам).
Время, время… Как оно быстротечно!
– Ребята,
как сэкономить время, сделать так,
чтобы его хватало и на учебу и на игру?
5. Режим дня. (Читает ученица)
Взял
Витя в руки молоток
И к стенке под часами
С “Режимом дня” прибил листок
Железными гвоздями.
К семи ноль – ноль заправь постель –
Для бабушки заданье.
А мама соберет портфель
Согласно расписанию.
А папе вовремя прийти
И за уроки сесть к шести.
Сказала бабушка:
– В связи с подпунктом “Обтирание”
Сорвется выход в магазин.
Смените расписание.
– Я бы могла собрать портфель, –
Сказала мама Вите,
– Но кто вам сварит вермишель?
Ведь вы же есть хотите!
Добавил папа:
– Я готов приняться за уроки.
Но я на службе в пять часов.
Нельзя ли сдвинуть сроки?
Но Витя так сказал родным:
– Режим мне дали в школе,
А чтобы выполнить режим,
Нужна вам сила воли.
Я надеюсь, что ваш режим дня не похож на Витин.
Главное в режиме – это смена умственного труда и физического. То есть поработали головой, а потом мускулами. А главное не надо забывать, "Делу - время, а потехе - час"
Вот мы сейчас и потешимся!
6. Игра "Собери клоуна."
У нас будет 2 команды. Нужно закрытыми глазами собрать клоуна. Участники по очереди выходят к доске и собирают клоуна из частей. Все части клоуна магнитные, остается только закрытыми глазами поставить части на место.
Условие подсказывать может только тот, кто будет следующим.
7. Улыбка, смех и юмор. Сравнение. Лексическая работа.
Итак. Посмеялись от души? Я вспомнила поговорку "Смешно дураку, что нос на боку".
Посмотрите друг на друга, какие вы красивые, все улыбаетесь, вижу, что положительные эмоции льют через край.
-Итак, что такое улыбка? Смех? Юмор? (Обратимся к словарям)
Улыбка – движение мышц лица, губ, глаз, показывающее расположение к смеху, выражающее привет, удовольствие, насмешку.
Смех – характерные, прерывистые горловые звуки, вызываемые короткими движениями при проявлении восторга, радости, удовольствия.
Юмор – весёлая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать то, что смешно, но безобидно выставлять странности человека и его нравы.
ПАУЗА 3. (Инсценировка анекдота: "Рассеянная.")
- Улыбка, смех и юмор – мы понимаем, что это не одно и то же.
- Улыбка и смех – показатель здоровья, стабильности успеха в личной жизни. Если вы чувствуете, что улыбок вам в жизни не хватает, попытайтесь изменить себя и посмотреть на окружающих с улыбкой. Сегодня мы живём в суетном, усталом и беспокойном мире. И когда наш взгляд падает на улыбающееся добродушное лицо, на душе становится теплее. Постарайтесь сделать так, чтобы окружающим вас людям было приятно с вами общаться, смотрите на мир радостно, по – доброму, старайтесь видеть добро, чаще, чем зло.
Смех связывает людей, вместе смеющихся над шуткой, раскрепощая их и углубляя отношения между ними. Смех помогает быстро вовлечь людей в общение. Он сам находит себе друзей.
Послушайте, что медики пишут про смех. "Смех — это идеальное противоядие против стресса. Доказано, что смех расслабляет мышцы тела и насыщает кровь кислородом. Он улучшает сердечно-сосудистую систему; тренирует сердце; благоприятствует циркуляции кислорода и обмену веществ; увеличивает иммунитет.
Лечение смехом популярно во многих странах мира. Например, в Германии клоуны-доктора посещают тяжело болеющих детей.
Еще в 18 веке неслучайно врачи говорили, «Прибытие в город шута - паяца для здоровья значит больше, чем десяток мулов, нагруженных лекарствами». Уже в древности в каждом богатом дворе, начиная с царского, был человек, исполняющий роль шута. Его задачей было веселить народ, он танцевал, кривлялся и всячески разряжал обстановку. Получая мудрые советы шута в веселой смехотворной форме, люди чувствовали себя ближе и свободнее.
ПАУЗА 4. (Инсценировка анекдота: "Мы кушать будем?")
8. Есть ли у вас чувство юмора? (тест)
(если “да” - “+”, если “нет” - “-”)
1. Любите ли вы смеяться?
2. Умеете ли с юмором выходить из неприятных ситуаций?
3. Смеётесь ли вы наедине, когда читаете книгу или смотрите телевизор?
4. Если вы заметили, что вас обманывают, можете ли вы не показать вида.
5. Рассказывают ли вам друзья весёлые истории?
6. Если вы находитесь в компании, то хотите выглядеть самым остроумным?
7. Когда вы в плохом настроении, не раздражает ли вас смех окружающих?
8. Считаете ли вы себя человеком с чувством юмора?
Если вы получили 6 и более “+”, то у вас с чувством юмора всё в порядке. И это помогает вам в самые трудные периоды жизни.
Если вы получили 5 “+” и менее, то с чувством юмора у вас плоховато.
Люди, у которых нет чувства юмора, часто злятся, сердятся по пустякам и у них больше отрицательных эмоций, при этом они часто портят настроение окружающим. Так что плохое настроение заразно, надо держаться от него подальше! (Кыш – кыш.)
ПАУЗА 5. (Инсценировка анекдота "Чебуреки".)
9. Секреты улыбки и смеха.
Но вот я опять вижу на ваших лицах улыбку. Давайте посмотрим какие секреты хранят улыбка и смех. (Презентация)
- Секрет 1. Когда люди смеются и улыбаются, они становятся красивыми.
- Секрет 2. Учёные подсчитали, что 80%успеха в жизни зависит от умения общаться с улыбкой.
- Секрет 3. Важно уметь улыбаться, т.к. это помогает доброжелательно относиться друг к другу, добиваться расположения собеседника, помогает приобрести друзей.
- Секрет 4. С помощью улыбки и смеха можно улучшить своё настроение и настроение окружающих.
- Секрет 5. Говорят, что 5 минут смеха продлевает жизнь человека на 1 год. А отрицательные эмоции (обида, злоба, недовольство) вызывают болезни.
Относитесь к смеху серьезно!
Поставьте себе очень серьезную цель – смеяться каждый день.
Считайте, что смех - это витамин, который надо принимать регулярно.
10. Объявлен конкурс анекдотов…
Сначала 3 четверти, а это было 1 апреля – День Юмора и смеха, я объявила конкурс на лучший анекдот. Участвовали не все. И сегодня я хочу подвести итоги этого конкурса. Ребята, выйдите ко мне…
Я вручаю вам сертификаты как участникам конкурса, небольшие сладкие призы и самому активному вручаю медаль.
Оказывается, бывает полезно на досуге почитать анекдоты и получить новую порцию положительных эмоций.
11. Поговорим о досуге.
Как вы понимаете слово "досуг"?
Досуг – это свободное, незанятое время, простор от дела. (толковый словарь В. Даля) Значит речь идет о той "потехе" из пословицы, которой положен час. А мы прервемся на 3 минуты.
ПАУЗА 6. Реклама на ТВ: (Инсценировка анекдота "Я – панда!")
Конечно, досуг современного человека очень отличается от досуга наших бабушек и дедушек. Как вы думаете, чем занимались люди раньше в часы досуга?
-Во времена рыцарей? (турниры)
- Короли и королевы и знатные особы? (балы, читали стихи, соколиная охота)
- На Руси? (водили хороводы, игры)
А современный человек, чем заполняет часы своего досуга? (комп и ТВ)
А это мы знаем вредно для нашего здоровья, тем более при такой организации досуга мы забываем о времени.
Послушайте стихотворение С.Я. Маршака на эту тему.
Мы
знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течет,
Ненагруженное, пустое
Часов и дней напрасный счет.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
(С. Я. Маршак)
Берегите
время, не тратьте его напрасно.
Заполняйте свои минутки и часы добрыми и умными делами.
12. Презентация
"Давайте вместе улыбнёмся, давайте вместе посмеёмся"
Итог :
Мы видим, как постепенно все меньше и меньше становится положительных эмоций вокруг человека. Жить в наше время не легко.
НО: нельзя позволять затягивать себя в пучину отрицательного.
СТАНЬТЕ СЕБЕ ЛУЧШИМИ ДРУЗЬЯМИ, СМЕЙТЕСЬ ЧАЩЕ!
Спасибо за внимание. До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.