Классный час «Экологическое ассорти»
Цель: расширять и углублять экологические знания учащихся, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: кубик, с разноцветными гранями, фишки – шустрики, фото, листья, шишки, чёрный ящик, презентации.
-Сегодня мы с вами поиграем в игру, которая называется «Экологическое ассорти». Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете родную природу. Она как никогда сегодня нуждается в защите, заботе, любви. В игре победит тот, кто действительно хорошо знает жизнь зверей, растений, птиц, насекомых, умеет правильно вести себя на природе, готов её оберегать.
--Мы начинаем игру, которая будет состоят из 3-х этапов:
На 1-м этапе вы будете отвечать на вопросы, посовещавшись 30 сек, желательно давать полные ответы. Какой вопрос вам достанется, будет зависеть от того, как вы бросите кубик. Номер и цветовая грань кубиков определяют ваш вопрос. За каждый правильный ответ команда получает 1 шустрик. Отвечаете на 5 вопросов.
Зелёный сектор – вопросы о растениях,
Красный – о животных,
Синий – о птицах,
Жёлтый – о насекомых,
Белый – вопросы-иллюстрации, вопросы-рисунки,
Чёрный – вопросы по Красной книге.
Вопросы зелёному сектору:
1.Назвать пословицы и поговорки о лесе. (Много леса – не губи, нет леса – посади)
2.Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет? (по кольцам).
3.Какие деревья нашего леса и зимой остаются зелёными?
4.Какие лекарственные травы лечат простуду? (мать-и-мачеха, подорожник, душица, мята, шалфей, берёзовый лист).
5.Назовите ядовитые ягоды, которые растут в лесу. (волчье лыко, вороний глаз).
Вопросы синему сектору:
1.Перед какой погодой птицы перестают петь? (перед дождливой)
2.Пингвин птица или нет?
3.Какая птица подбрасывает своё яйцо в другие гнёзда?
4.Почему снегиря так называли? (Прилетает с первым снегом)
5.Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)
Вопросы красному сектору:
1.Какие животные живут в наших лесах?
2.Кто меняет шубу 2 раза в год? (лиса, белка, заяц)
3.Что теряет лось каждую зиму? (рога)
4.Каких зайцев называют листопадничками? (которые родятся осенью, в листопад)
5.Куда зайцу бежать удобнее, с горы или в гору? (в гору, с горы-кубарем)
Вопросы жёлтому сектору:
1.Что случается с пчелой после того, как она ужалит?
2.Как узнать о приближении дождя по муравейнику? (прячутся и закрывают ходы).
3.Куда осенью деваются бабочки? (умирают, прячутся в щели)
4.Почему дождевого червя так назвали?
5.Почему насекомых так называют?(от сова насекать- на брюшке насечки)
Вопросы белому сектору:
1.Фотография-загадка: какое время года изображено на картинке?
2.С какого дерева лист?
3.С какого дерева шишка?
4. В ящике находится газообразное тело, состоящее из смеси газов и примесей, назовите состав.(воздух)
5.В ящике находится самое распространенное в природе вещество, находящиеся в 3 состояниях, назовите эти состояния(вода).
Вопросы чёрному сектору: (презентация)
1.Назовите животных и растения, которых уже нет на Земле.(морская корова, зебра квагга, дронт, странствующие голуби, сумчатый волк, тарпан, бескрылая птица моа)
2.Назовите животных и растения, которые находятся на грани вымирания. (снежный барс, амурский тигр, красный волк, кубинский крокодил, гренадский голубь, мадагаскарская клювогрудая черепаха, лилия водная белая)
3.Назовите животных, которые до сих пор мало изучены. (горная горилла, ирис сибирский, тасманский дьявол, большая панда)
4.Назовите животных и растения, численность которых всегда была невелика. (гепард, жук олень, рыба вырезуб, лук косой, астрагал сходный)
5.Назовите животных и растения, которых удалось спасти от вымирания. (лось, речной бобр, горбатый кит, черноногий хорёк, примула длинноножковая)
Физкультминутка (проводится в форме игры)
Игра: «Друг и недруг природы»
Педагог называет действие человека по отношению к природе. Если действие полезное, ребята хлопают в ладоши, а если нет – присаживаются.
- Посадка деревьев.
- Вырубка лесов.
- Охота на редких животных.
- Строительство очистных сооружений на заводах.
- Сбор первоцветов.
- Разведение костров в лесу.
- Подкормка животных, птиц.
- Выброс дыма заводами.
- Создание заповедников.
- Выброс газов автомобилями.
- Использование солнечной энергии.
- Сбор макулатуры.
- Загрязнение вод.
- Создание ботанических садов.
- Порча земли.
- Создание Красной Книги.
- Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно относиться к природе, чтобы не навредить ей.
2-й этап: Какая команда в течение минуты ответит правильно на большее количество вопросов.
Вопросы:
1) Какая птица самая большая в мире? (Страус.)
2) Любимое лакомство аистов. (Лягушки.)
3) Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь.)
4) Какую птицу называют «лесной кошкой»? (Сову. За ее способность охотиться ночью.)
5) Зимуют ли птицы в скворечнике зимой? (Нет.)
6) Птица-гадалка. (Кукушка.)
7) Пингвин относится к отряду птичьих или млекопитающих? (Птичьих.)
8) Где находится ухо у кузнечика? (На ноге.)
9) Из нее выводятся головастики... (Икра.)
10) В народе этот цветок называют «цветком солнца». (Подсолнух.)
11) Какую хищную птицу можно назвать «санитаром»? (Черного коршуна. Он питается не только грызунами, но и поедает падаль.)
12) Кто часто меняет одежду не раздеваясь? (Хамелеон.)
13) Какая рыба вьет гнездо? (Сом, колюшка.)
14) Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (Бабочка.)
15) Чем питается зимой жаба? (Ничем. Жаба вынуждена сидеть на «диете», так как обычно в это время года она крепко спит.)
16) Какая ягода бывает белой, черной, красной? (Смородина.)
17) Какая лесная птица считается самой болтливой? (Сорока.)
18) Кого, по праву, в народе называют «лесным доктором»?
(Дятла.)
19) Какие птицы прилетают на юг первыми? (Грачи.)
20) Что подразумевается под термином «тихая охота»? (Сбор грибов.)
21) Какая птица «коллекционирует» блестящие предметы? (Сорока.)
22) Из какого дерева делают спички? (Из осины.)
23) Какую птицу принято считать символом мудрости? (Сову.)
24) Какое дерево, по праву, считается символом России?
(Береза.)
25) Какая птица не желает «исполнять свой родительский
долг» по отношению к своему будущему потомству, подбрасывая яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)
26) Трава, которую можно узнать даже с закрытыми глазами? (Крапива.)
27) Какая птица круглый год ходит во фраке? (Пингвин.)
28) Эта птица стоит на первом месте по скорости полета среди всех птиц. (Стриж.)
29) Самая маленькая птичка планеты? (Колибри. Ее размер не превышает полутора-двух сантиметров.)
30) Наука о животных. (Зоология.)
31) Кто из лесных зверей меняет свой «гардероб» два раза в год? (Заяц, белка, лиса.)
32) Самый чистоплотный зверек? (Барсук.)
33) Какую рыбу зовут «речным санитаром»? (Щуку. Ослабленную и больную рыбу она поедает в первую очередь.)
34) Инженер-строитель» дома на реке? (Бобер.)
35) Какой зверь, по праву, считается самым быстрым? (Гепард.)
36) Животное наших лесов, похожее на кошку в увеличенном виде. (Рысь.)
37) Какое животное во время бега выставляет вперед задние лапы? (Заяц.)
38) Какое животное собирает яблоки спиной? (Еж.)
39) Когда ежи не колются? (Едва родившись.)
40) Какое животное в народе прозвали «косым»? Почему? (Зайца. За его необычную раскосую форму глаз.)
41) Какое животное является обладателем самого громкого голоса? (Крокодил.)
42) Какую «коровку доят» муравьи? (Тлю-коровку.)
43) Какие ноги у жирафа длиннее - передние или задние? (Все ноги у жирафа одинаковой величины.)
44) Какого насекомого в народе прозвали «глазастым охотником»? (Стрекозу.)
45) Какая рыба названа именем человека? (Карп.)
46) Детеныши каких животных питаются молоком чужой матери? (Зайчата.)
47) Сколько ног у паука? (Восемь.)
48) А сколько ног у жука? (Шесть.)
49) Какое животное каждую зиму теряет свой «головной убор»? (Лось. Раз в год, зимой он сбрасывает свои рога.)
50) Какое животное любит спать вниз головой? (Летучая мышь.)
51) Какого животного называют «санитаром» леса? (Волка.)
52) Какой зверь считается самым маленьким? (Землеройка. Ее рост -3,5 см.)
53) Какому насекомому мы вынуждены хлопать в ладоши отнюдь не в знак своего восхищения и одобрения? (Моли, когда хотим ее убить.)
54) Какая лесная птица считается долгожительницей? (Лесная ворона. Продолжительность жизни 120 лет и более.)
55) Какое хорошо всем известное и ужасно надоедливое насекомое может передвигаться вниз головой и пробовать еду лапками? (Муха.)
56)
Кто причиняет вред диким животным? (Браконьеры)
57) Кто такие браконьеры? (Люди, которые отстреливают животных без
разрешения и не в пору охоты)
58) Где дикие животные чувствуют себя спокойно и имеют необходимую пищу? (В
заповеднике)
59) Почему некоторые виды растений, птиц и животных занесены в Красную
книгу? (Их мало осталось на Земле)
60) Что надо делать, чтобы поддерживать животных зимой? (Подкармливать)
61) Что надо делать после того, как вы отдохнули в лесу? (Затушить
костер, убрать мусор)
62) Из какого дерева делают спички? (Из осины)
63) Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза)
64) Какие дрова самые «жаркие»? (Березовые, дубовые)
64)
Безводная песчаная местность. (Пустыня)
65) Лес, где растет дерево дуб. (Дубрава)
66) Искусственный
водоем. (Пруд)
67) Синоним слова бегемот. (Гиппопотам)
68) Гибкий
прут, которым раньше наказывали детей. (Розга)
69) Царь зверей. (Лев)
70) Наука о растениях (ботаника)
3-й этап:
- А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Экологический светофор».
Ваша задача посмотреть на картинку и рассказать, что вы видите на ней и проанализировать действия и поведение детей.
(показ презентации)
Правила поведения в природе:
1. Нельзя вырывать с корнями ягоды, грибы и другие растения.
2. Не разоряй гнезда птиц, шмелей, муравейники.
3. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
4. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
5.Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
6. Не кричать, не включать громко музыку.
7.Нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом с места, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
8. Мусор надо за собою убирать.
9. Нельзя повреждать кору деревьев, а также шуметь в лесу.
10. Не разрушать грибницы.
11. Если случайно окажешься около гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут на совсем покинуть гнездо.
12.Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
13. В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, не вытаптывая растения, чтобы они не погибли.
14. Не убивай и не причиняй вред животным.
- Молодцы. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить эти правила и не будете их нарушать.
Подведение итогов.
Рефлексия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.