Цель: пробудить интерес сверстников к прошлому своих предков, гордости за свой народ.
Задачи:
- анализ литературы и интернет-источников о причине уничтожения казачества большевиками;
- формирование ответственности за сохранение культурно– исторического наследия родного края;
-расширить знания об истории, быте и традици-ях казаков.
Актуальность работы заключается в том, что в последние годы казачество стало активно возрождаться, обращаясь к своим истокам и отстаивая свою этническую самобытность.
Видно ты уснула, жалость человечья?!
Почему молчишь ты, не пойму никак.
Знаю, не была ты в эти дни в Трёхречье.
Там была жестокость — твой извечный враг.
В российской истории казаки – уникальное явление. Это социум, ставший одной из причин, позволивших Российской Империи дорасти до столь огромных размеров, и главное – закрепить новые земли,
превратив их в полноправные составляющие одной великой страны.
Казаки – народ воинственный, своенравный и гордый (зачастую излишне), из-за чего у них всегда были трения с соседями и земляками, не относившимися к их сословию. Зато эти качества нужны в бою, а потому приветствовались внутри общин.
После февральской революции донское казачество было крайне обеспокоено аграрным вопросом, опасаясь, что Учредительное собрание лишит его части земли. Станичные сборы и военные части направляли резолюции с требованием неприкосновенности казачьих земель. Донисполком заявлял, что слухи об отчуждении их земель не соответствуют действительности.
24 марта 1917 года атаман Волошимов просил Временное правительство “во избежание новых столкновений казаков и крестьян области из-за земли” обратиться к населению Дона со специальным воззванием, подтверждающим неприкосновенность казачьих привилегий на землю.
« А потом пришёл приказ красных сдать оружие. Казаки заартачились: « А где же справедливость уговора-договора?» А тут на улицах новые приказы расклеили : « Кто не сдаст оружие – расстрел» На следующий день подпёрла реквизиция хлеба , скота и обложение денежной данью. Казаки всхомянулись : «То цари триста лет в узде мордовали, потом белые генералы давай гнуть нас в бараний рог, а теперь и красные треногой вяжут… А где же уговор-договор?» ( Из воспоминаний
командующего
Вёшенским
восстанием ,
Эмигранта
П. Кудинова)
Казачество хотело, “чтобы все земли Войска, леса, недра, рыболовные воды и прочие угодья как историческое достояние казачества, составляли неотъемную и неприкосновенную собственность Войска Донского” (газета “Правда”, 7.11.1917 года).
На состоявшейся в конце октября 1917 года конференции казаков Юго-Западного фронта было принят ряд резолюций. По вопросу “О казачестве и казачьих землях” эти требования были подтверждены.
После революции 1917 года власть перешла к Советам. Новое правительство под руководством Ленина взяло курс на уничтожение казачества. Донские территории объявили “гнездом контрреволюции”. Новая Донская казачья республика в одном из первых декретов объявила о передаче казачьих земель крестьянам. Защита казаками своих прав была расценена как вооруженная контрреволюция. Это стало началом гражданской войны. Ни один исторический документ так точно и пронзительно не сможет пересказать, что тогда творилось в среде казачества, как смог это сделать в своих произведениях писатель Михаил Шолохов .
Главный нарком Л. Троцкий в конце 1918 года направлял в станицы агитационные письма, в которых говорилось о том, что “... казаки, которые сложат оружие и будут подчиняться Советской власти, не понесут никакого наказания. Возвращайтесь мирно к семьям”. Однако это не соответствовало действительности. Начались массовые репрессии.
Как писал Ленину И. Рейнгольд: «Казаков, по крайней мере, огромную их часть, надо рано или поздно истребить, просто уничтожить физически, но тут нужен огромный такт, величайшая осторожность и заигрывание с казачеством:
НИ НА МИНУТУ НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ, ЧТО МЫ
ИМЕЕМ ДЕЛО С ВОИНСТВЕННЫМ НАРОДОМ, У КОТО-
РОГО КАЖДАЯ СТАНИЦА – ВООРУЖЁННЫЙ
ЛАГЕРЬ, КАЖДЫЙ ХУТОР - КРЕПОСТЬ».
24 января 1919 г. ЦК большевиков рассмотрел вопросы “Об отношении к казакам” и “Об организации власти на Дону”. Власть в области Войска Донского возглавило Донское бюро. Основной принцип его работы был: “Пока не вырежем и не заселим пришлым населением Донскую область, советской власти там не бывать”.
Глава Оргбюро РСДРП(б) Я. Свердлов огласил смертный
приговор
Казачеству
(народу)
“О расказа-
чивании”.
В нем говорилось, что никакие компромиссы не допустимы.
Необходимо:
Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно, провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-
либо прямое или косвенное
участие в борьбе с Советской
властью. К среднему казачеству
необходимо применить все те
меры, которые дают нам
гарантию от каких-либо
попыток с его стороны к
новым выступлениям
против Советской власти.
Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам.
Применять все меры по оказанию помощи переселяющейся бедноте, организация переселений, где это возможно.
Всем комиссарам, назначенным в те или иные казачьи поселения, предлагается проявить максимальную твердость и неуклонно проводить настоящие указания. ЦК постановило провести через соответствующие советские учреждения обязательство Наркомзему разработать в спешном порядке фактические меры по массовому переселению бедноты на казачьи земли. “...
В период репрессий казачество потеряло почти три миллиона человек. И хотя действия по уничтожению казачества назывались зачисткой территории, с точки зрения политологии это была этническая чистка, потому что в казаках видели силу, которая была способна возродить Великую Россию.
В 30-х годах казачество перестало существовать как политическая и военная сила: после красного террора в стране от вольного , сильного народа-воина осталось не более 10% от входивших казаков в Российскую Империю до революции.
Казаков, веками бывших служивым, военным сословием, лишили возможности служить Родине.
До 1936 года им было запрещено служить в Красной Армии, как потенциально неблагонадежным. А когда в апреле 1936 года приказом Наркома обороны Ворошилова стали создавать кавалерийские дивизии, они получили наименование казачьих, как признание заслуг народа, который веками стяжал славу Российскому государству. Но мужчин казачьего происхождения в них почти не было. Да и откуда в частях могли быть казачьи воины, если велось полное уничтожение народа.
Только в 30-х годах с уничтожением самих организаторов геноцида уничтожение казачества пошло на спад и само это название, ненавистное Бланкам и Бронштейнам, зазвучало вновь, а в годы войны понадобились для борьбы с завоевателями и казачьи части, и о казачестве вспомнили, призвали его для защиты родной земли.
В Великой Отечественной войне казачьи кавалерий-ские и пластунские дивизии, которым вер-нули традиционную форму, показали хорошую выучку, воен-ную смекалку, храбрость и настоящий героизм. -Семи кавкорпусам и 17-ти кавдивизиям присвоили гвар-дейские звания. Немало выходцев из казачьего сосло-
вия служило в других частях, в том числе доброволь-
цами. Всего за четыре года войны 262-м кавалерис-
там было присвоено звание Героя Советского Союза.
Казаков пытались сделать народом без будущего, заставив забыть свою историю, предков, обычаи и песни.
Многие не верили, что наступит для казачьего народа “эпоха Возрождения”.
Полностью казачество было реабилитировано только в 90-е годы!
Список литературы:
Энциклопедия казачества. – М.: «Вече», 2007.
Пилипенко Г.А. «Расказаченных» показали Ростову // Новости Ростова-на-Дону. – 2017.
Сигачев А.А. Расказачивание. Истребление казачьих песен // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». – 2009. - № 10 –Искусствоведение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.