Классный час "Героиня Забытой войны"
Оценка 4.7

Классный час "Героиня Забытой войны"

Оценка 4.7
Занимательные материалы +2
docx
воспитательная работа +1
2 кл—4 кл
19.01.2020
Классный час "Героиня Забытой войны"
Цель: рассказать учащимся об историческом событии - Первой мировой войне и о героине этой войны – Антонине Пальшиной, уроженке сарапульского района, Удмуртской республики.
Героиня Забытой войны.docx

Классный час на тему:  «Героиня «Забытой войны»

Автор: Шагалова Марина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №23» города Сарапула, Удмуртской республики.

Целевая аудитория:  3-4 классы

Цель: рассказать учащимся об историческом событии -   Первой мировой войне и о героине этой войны – Антонине Пальшиной, уроженке  сарапульского района, Удмуртской республики.

Задачи:

1.                Познакомить учащихся с историей Первой мировой войны.

2.                Рассказать учащимся об Антонине Пальшиной

3.                Воспитание чувства гражданственности и патриотизма.

4.                 Воспитание негативного отношения к войне как методу решения международных вопросов.

 Оборудование: презентация,  цветная бумага, клей, ножницы, музыка «Марш славянки».

Планируемые метапредметные результаты:

Личностные: понимать и  эмоционально оценивать события первой мировой войны и подвиг А.Пальшиной.

Коммуникативные:  правильно выражать свои мысли, эффективно сотрудничать как с учителем, со сверстниками. 

 

Ход классного часа.

Организационный момент.

Звучит музыка «Марш славянки»

Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву и сотни раз во сне
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

 Первая мировая война…. Что нам известно о ней?! Может, родители вам рассказывали о тех страшных временах?  Что вы о ней знаете?

Ответы детей.

(Проблемная ситуация)

- Многие из нас наслышаны о Второй мировой войне. Кто – то знает события, кто – то имена той войны, но большинство  не сможет рассказать и немного о том, что происходило с 1914 по 1918 года и назвать героев этой «Забытой войны».  

Давайте попробуем разобраться.

Историческая справка.

Первую мировую войну называют «Большой  войной». Основные факты  этой «Большой войны».

продолжительность войны – 1554 дня;

- Долго ли это, как думаете? (Долго.)

- Безусловно. 1554 дня – это 4 года. Это столько же, сколько вы обучаетесь в начальной школе. Правда во время войны нет выходных и праздников.

число стран-участниц – 38;

- А что значит это число?  (38 стран участвовали в войне.)

- Правильно. 38…. Нашему воображению, наверное, и не получится представить, какое количество народу были вовлечены в войну.

 Англия, Франция, Россия,

Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария;

- Как думаете, что означает эти группы стран? (Стороны противостояния.)

- Совершенно верно. Англия, Франция и Россия объединились в союз, который назвали «Антанта». Потом в их союз вошли еще и другие страны. А вот Германия, Австро – Венгрия, Турция и Болгария – объединились, что бы противостоять  союзу.

Во время войны использовали дельфинов, тюленей и морских львов.

- Как думаете, каким образом  этих животных могли использовать во время войны? (Ответы детей.)

 -  Этих животных использовали для обнаружения подводных мин.  Их специально обучали и выпускали «на службу».

В Первой Мировой войне корабли «окрашивали» специальным камуфляжем — обрывочными  полосами или узорами контрастных цветов.

- Ребята, как думаете, зачем?

 - Целью такого камуфляжа было не скрыть корабль, но максимально затруднить противнику расчёт его курса и скорости движения.

Над немецким лагерем появился французский самолёт и сбросил огромную бомбу, но вместо нее приземлился мяч с надписью «С первым апреля!».

- Даже во время войны люди «не растеряли» чувство юмора.   Ведь без улыбок и радости жить сложно.

Рассказ о героине Первой мировой войны – Антонине Тихоновне Пальшиной.

Показ портрета Антонины Пальшиной.

-Ребята, у вас на столах конверты. В них буквы, соберите слова. Что у вас получилось? (1ряд- КАЛЕРИСТ-ДЕВИЦА, 2 ряд- «ЗАБЫТОЙ ВОЙНЫ», 3 ряд- АНТОНИНА ПАЛЬШИНА)

О беспримерной отваге этой удивительной русской девушки ещё в 1915 году писали отечественные и зарубежные издания. Во время Первой мировой Антонина Тихоновна Пальшина три года носила военный мундир, проявляла храбрость и мужество в боях и получила два Георгиевских креста… По сути, она повторила подвиг кавалерист-девицы Надежды Андреевны Дуровой, героя войны 1812 года.

Антонина Тихоновна Пальшина родилась 8 января 1897 года в деревне Шевырялово Сарапульского уезда Вятской губернии в бедной крестьянской семье. Там она окончила церковно-приходскую школу. После смерти родителей Антонина переехала в г.Сарапул к старшей сестре, где стала работать портнихой. 
В 1913 году уехала в Баку и устроилась на работу в булочную.

Когда началась Первая мировая война, Тоня Пальшина задумала отправиться на фронт. Но так как женщин в армию не брали даже добровольцами, она решила проникнуть на фронт под видом мужчины (как это сделала в свое время героиня Отечественной войны 1812 г. Н.А.Дурова, о подвиге которой Атонина тогда еще не знала). 
          Облачившись в купленную на базаре поношенную солдатскую форму, в сентябре 1914 года Антонина пришла на призывной пункт, где записалась добровольцем   Антоном Тихоновичем.Пальшиным
      После прохождения курса военного обучения она вместе с другими новобранцами была отправлена на Кавказский фронт в одну из кавалерийских частей.
Воевала Пальшина храбро: неоднократно участвовала в кавалерийских атаках, из-под огня выносила раненых товарищей.

В бою под турецкой крепостью Гасанкала Антонина Пальшина , когда был убит командир эскадрона, повела бойцов в атаку, обратив врагов в бегство. В этом бою она была ранена и затем отправлена в госпиталь, где ее секрет был раскрыт. В полку узнали, что храбрый рядовой Антошка – девушка. 
          В начале 1915 года, после выздоровления, юная героиня в свой полк не вернулась, боясь, что ее отправят домой. Она решила идти воевать на другой фронт. Однако на вокзале в Баку при проверке документов Антонину задержала полиция. Выяснив  личность, ее доставили к сестре в Сарапул. 
         Казалось, война для нее окончилась. Помощь пришла неожиданно. О подвиге девушки узнали в редакции местной газеты «Прикамская жизнь». В заметке, опубликованной 7 февраля 1915 года, Пальшину сравнивали с ее знаменитой землячкой кавалерист-девицей Н.А.Дуровой.
         Антонина Пальшина стала знаменитостью Сарапульского уезда. В ее честь местные промышленники и купцы устраивали банкеты, а дочь сарапульского градоначальника определила Антонину на курсы сестер милосердия.
По окончании курсов в апреле 1915 года она была направлена на Юго-Западный фронт. Здесь молодую сестру милосердия распределили в один из госпиталей г. Львова. 

Ухаживала за ранеными и больными Антонина Пальшина самоотверженно, сутками не покидая госпиталя. Но, как она вспоминала впоследствии, ей казалось, что она мало помогала фронту, что «здесь может всякий работать... Все тянуло меня, не знаю почему, к передовой линии, где идут бои, бьет артиллерия, где рвутся снаряды, истекают кровью солдаты... Неудержимо тянуло на передовую линию, чтобы быть вместе с солдатами, вместе в боях и окопах». 
           И вот случай представился. Во время ее дежурства умер молодой солдат. Пальшина воспользовалась его обмундированием, коротко постриглась и на следующую ночь покинула госпиталь. Больше полутора суток шла она в сторону незатихавшей артиллерийской канонады и наконец, пристала к одному из обозов, следовавших на фронт. Вскоре вместе с пополнением Антонина была определена в 75-й пехотный Севастопольский полк (8-я армия Юго-Западного фронта).
          Вскоре, однако, ее секрет снова был раскрыт, но из армии ее не уволили, так как командование успело оценить ее смелость и отвагу. 
          Однажды Антонина с командиром взвода и еще одним солдатом отправилась в окопы противника за «языком». На посту стоял вражеский часовой. Командир зашел с тыла, нанес ему удар, однако тот не только устоял на ногах, но и успел крикнуть.
В следующую секунду Пальшина сильным ударом сбила часового с ног и мгновенно запихнула ему в рот кляп. «Язык» был благополучно взят и доставлен в штаб полка, а Антонина получила очередную благодарность от начальства. 
          Осенью 1915 года за штурм высоты на р. Быстрице она получила свои первые боевые награды.
          В приказе командующего 8-й армией генерала А.А.Брусилова № 861 от 12 ноября 1915 года отмечалось, что Георгиевским крестом IV степени и Георгиевской медалью награждается: «Антон Тихонович Пальшин (он же Антонина Тихоновна Пальшина) за проявленные в сентябрьских боях подвиги и храбрость».
Ей также присвоили чин ефрейтора и назначили командиром отделения. 
          Летом 1916 года во время знаменитого Брусиловского прорыва Антонина вновь отличилась.
          В бою под Черновицами после артиллерийской подготовки командир взвода, поднимая солдат в атаку, был сражен вражеской пулей. Антонина перевязала раненого, а затем сама поднялась во весь рост и повела взвод в атаку.
Бойцы выбили противника из первой и второй линий окопов и продолжали наступать. В это время она была тяжело ранена и очнулась только на другой день в лазарете. 
         За этот подвиг она была награждена Георгиевским крестом III степени. Вручать награды в полевой лазарет приехал сам генерал от кавалерии А.А. Брусилов, ставший к тому времени уже главнокомандующим армиями Юго-Западного фронта. Генерал сообщил Антонине, что подписал приказ о производстве ее в следующий чин – младшего унтер-офицера.
       Однако вернуться в свой полк Пальшиной не довелось: ранение оказалось серьезным, и из полевого лазарета ее перевели долечиваться в военный госпиталь в Киев. Здесь она пробыла до лета 1917 года. В сентябре Пальшина вернулась в Сарапул.

     Умерла младший унтер-офицер русской армии, Георгиевский кавалер Антонина Пальшина, немного не дожив 5 лет своего столетнего юбилея – в 1992 году... 

 

Ребята, как вы думаете, храбро ли поступила Антонина? (поступила храбро.)

- Можно ли назвать ее человеком, который любит свою Родину? (Да, можно назвать человеком, который любит свою Родину.)

- А как вы думаете, как называют людей, который любят свою Родину? (Таких людей называют патриотами.)

- А вы можете себя назвать патриотами? (Ответы детей.)

- Я верю, что вы вырастите патриотами и будите любить свою Родину. А в честь таких людей, как Антонина Тихоновна Пальшина по всему миру строятся памятники, возводятся музеи.

 

Практическая часть.

- Ребята, вы знаете, что Георгиевские ленточки – дань памяти воинам, павшим во время Великой Отечественной войны.  В Великобритании есть подобная акция. В  ноябре, 11 числа, в день окончания Первой мировой войны все жители страны прикалывают  на лацканы красные маки. Маки "расцветают" на одежде прохожих, они буквально повсюду - на улицах, в офисах,  на официальных и неофициальных мероприятиях. Красные маки стали в Великобритании символом Дня памяти погибших в войнах.  Каждый год, 11 ноября в 11 утра (т.е. 11.11 в 11.00), проходят две общенациональные минуты молчания в честь погибших. Первая минута молчания была проведена в Лондоне 11 ноября 1919 года.

- А сейчас мы своими руками сделаем себе такие символы памяти – красные маки.  Ребята, пожалуйста, раздайте заготовки и клей.

(Раздаются заготовки для маков и клей.)

Дети изготавливают маки.

- Ребята, у вас получились красивые маки.  Вы можете   прикрепить себе на лацкан.

Прикрепляют маки.

Подведение итогов. Рефлексия.

- Ребята, о каком важном событии мы сегодня говорили? (Сегодня мы говорили о Первой мировой войне)

- Что нового вы узнали? (ответы детей)

- Когда началась война и когда закончилась? (1914 -  1918гг.)

- Посчитайте, сколько она продолжалась. (Война продолжалась 4 года)

- Как назывался союз, в котором состояла Россия? (Союз назывался Антанта)

- Давайте вспомним, сколько стран  участвовало в войне? (38 стран участвовало  в войне)

- А кто помнит, зачем корабли окрашивали в контрастные цвета? (Для того чтобы затруднить для противника определение курса и скорости движения.)

- А кто такая Антонина Тихоновна Пальшина? (Кавалерист-девицы Первой Мировой войны)

- Опишите в нескольких словах подвиг Антонины Пальшиной.

- Где зародилась традиция носить  бумажные маки на лацкане? (Традиция зародилась в Великобритании.)

- Ребята, вы молодцы. Хорошо поработали и даже сделали себе символ памяти.

- А теперь  прошу,  оцените свою работу на уроке. Обведите на листочках свою руку. Выберите и раскрасьте то, что вам ближе всего.

Большой палец – для меня важно и интересно; 
Указательный палец - мне было трудно; 
Средний – для меня было недостаточно; 
Безымянный палец – мое настроение; 
Мизинец – мои предложения. 

Оценивают себя и сдают листочки.

- Ребята, а теперь вы сможете рассказать про Первую мировую войну и про героиню «Забытой войны»? (Да, сможем)

-Молодцы! Можете дома рассказать мамам и папам, бабушкам и дедушкам! Спасибо за работу!

 

Классный час "Героиня Забытой войны"

Классный час "Героиня Забытой войны"

Классный час "Героиня Забытой войны"

Классный час "Героиня Забытой войны"

Классный час "Героиня Забытой войны"

Классный час "Героиня Забытой войны"

Классный час "Героиня Забытой войны"

Классный час "Героиня Забытой войны"

Классный час "Героиня Забытой войны"

Классный час "Героиня Забытой войны"

Классный час "Героиня Забытой войны"

Классный час "Героиня Забытой войны"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2020