Тема: Глаза – главные помощники человека
Цель: Учить бережно относиться к зрению.
Задачи:
· познакомить со строением глаза;
· познакомить с правилами ухода за глазами;
· воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Ход занятия:
Вступительная беседа.
- Ребята, попробуйте отгадать загадку. (слайд 1)Два братца через дорогу живут,
Друг друга не видят.
- Верно - это глаза. Органы человека, которые помогают воспринимать окружающий мир, радоваться его красоте.
Какова же тема нашего сегодняшнего урока здоровья? «Глаза – главные помощники человека». Работа по теме урока.
- Для того, чтобы быть здоровым, нужно очень внимательно относиться к своим глазам.
- Как вы думаете, почему?
Глаза - главнейший орган чувств. С его с помощью мы получаем до 90% информации.
- Ребята, а вы знаете, кто из животных самый зоркий Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу.
Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.
Человек не такой зоркий, как орёл. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека.
- Чем помогают нам глаза?
Проведем небольшой опыт: закройте глаза и попробуйте найти в своем ежедневнике расписание сегодняшнего дня. Получилось? (Если кто-то открыл по закладке на ощупь - прочитайте расписание на сегодняшний день, не открывая глаз.Получилось?)
Повернитесь, посмотрите в глаза друг другу.
Какие красивые у нас глаза!
- Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?
Прекрасные, ясные, чистые, огромные, весёлые и т. д.
- Каким бывает цвет глаз?
- Какие глаза бывают по размеру?
Строение глаза.
- Давайте рассмотрим строение нашего глаза.
Цветное колечко – это радужная оболочка или радужка. От неё зависит цвет наших глаз.
Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка – роговица.
В центре глаза мы видим чёрную точку. Она, то расширяется, то сжимается. Это зрачок. Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.
- Ребята, а как защищены наши глаза?
Брови, ресницы, веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра, пота. Но, чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно. Мы сами должны заботиться о своих глазах.
Гимнастика для глаз. (слайд 5)
Если глаза устали, можно выполнить гимнастику для глаз.
· Давайте попробуем выполнить несколько упражнений.
· Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
· Делайте круговые движения глазами: налево –вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз. Повторим 10 раз.
· Вытяните руку вперёд. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторим 5 раз.
· Посмотрите в окно вдаль. 1 мин.
Итак, мы с вами решили, что глаза – это очень важный орган и его нужно беречь. А сейчас давайте выясним, чего же нельзя делать, чтобы сберечь свое зрение. Внимательно послушайте стихотворения и выделите из них правила, которые должен знать каждый. Эти правила мы увидим на экране.
1. Наша Галя подросла,
В первый класс она пошла.
Маленькая Галочка
Начала учиться –
Девочка хорошая
Не должна лениться.
Маленькая Галочка
От души старалась,
Над тетрадкой новенькой
Низко наклонялась.
Выводила палочки
Маленькая Галочка –
Наклонялася бочком,
Помогала язычком.
Изгибалась, как вопрос,
Словно пишет Галин нос!
Мама Гале говорит:
– Кто же, Галя, так сидит?
Прямо сядь, ровней дыши,
Носом книгу не паши,
Не сгибайся, слышишь?
Голову повыше!
Галя с мамой не согласна:
– Я же вижу все прекрасно!
Если сесть иначе,
Не прочесть задачи.
Галя в пятый класс идет…
Пробежал за годом год.
Тут родные увидали:
Часто щурит глазки Галя.
И, на первой парте сидя,
Галя доску еле видит.
Что там пишут – не понять,
Слов никак не разобрать.
Плохо видит Галя вдаль,
И врачи сказали: «Жаль,
В этом ты сама повинна.
Вот беды твоей причина:
Ты держала книгу близко,
Ты к письму склонялась низко.
Над тетрадкой за столом
Нагибалась ты крюком.
Вот и стала близорука –
Это и другим наука».
У. Какой вывод сделаем мы?
Д. НЕ пиши при плохом освещении.
НЕ наклоняйся низко при чтении и письмеУ. Правильно! Когда вы низко склоняетесь при письме, света мало, глаза утомляются.
Нежен глаз и от соринки,
От песчинки и пылинки,
Если сразу не убрать,
Может сильно пострадать.
У. А сейчас какой вывод сделаем?
Д. НЕ три глаза руками. Удаляй сразу соринки из глаз. ( слайд 8)
Дети выполняют задание.
– Чем можно повредить глаз?
Д. Иглой, ножницами, шилом, стеклом.
5)Шилом узел на веревке
Развязать решился Вовка.
Сорвалась рука, и шило
Глаз у Вовки повредило.
Шило, ножницы, ножи
Ты в игрушках не держи –
Ведь поранить очень просто
Можно глаз предметом острым.
У. Что запишем на этот раз?
Д. НЕ размахивай острыми предметами перед глазами. (слайд 10)
У. Какие игры могут привести к травме глаз?
Д. Стрельба из рогатки, стрельба пульками из пистолета, из лука, питарды.
У. Послушайте, что случилось с ребятами, которые играли в эти игры.
6) Как-то летом мальчик Петя
Воробьев в саду пугал.
И, забыв про все на свете,
Из рогатки в них стрелял.
Раз! Другой! И третий раз!
Вдруг попал он брату в глаз.
Чуть не выбил глаз у брата!
Не стреляйте из рогаток. ( слайд 11)
Игровая физкультминутка.(слайды 12-14)
Изображаем мельницу, боксёра, дровосека.
А теперь поиграем в игру «Вредно – полезно». (слайд 15 )
Я буду читать предложения, а вы должны сказать вредно это или полезно. Если это полезно, то вы хлопаете в ладоши. А если вредно, то прячете свои ладошки под парту.
· Читать лёжа.
· Смотреть на яркий свет.
· Смотреть близко телевизор.
· Оберегать глаза от ударов.
· Промывать глаза по утрам.
· Тереть глаза грязными руками.
· Читать при хорошем освещении.
Молодцы ребята!
Итак, давайте повторим и запомним правила бережного отношения к зрению.
(слайд 17-25)
· Умываться по утрам.
· Смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день.
· Сидеть не ближе 3 м от телевизора.
· Играть на компьютере можно не более 15 мин.
· Не читать лёжа.
· Не читать в транспорте.
· Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов.
· При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.
· Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30-35 см.
· Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий перец и др.)
· Делать гимнастику для глаз.
· Если доктор выписал вам очки, не горюйте. Со временем с помощью очков зрение может улучшиться.
· Берегите очки. Храните в футляре. Регулярно мойте тёплой водой с мылом. Снимайте во время занятий спортом.
Здоровьесберегающая игра “Пишем носом”.
Представьте себе, что у вас длинный нос, как у Буратино. С закрытыми глазами, водим им по воздуху. Необходимо написать слово «здоровье». Давайте попробуем.
Это тоже полезное упражнение . Оно способствует обновлению кровообращение в мышцах глаз.
3. Итог.
- Что нового вы узнали?
- Что для глаз вредно, а что полезно?
- Как нужно относиться к ребятам, которые носят очки?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.