Классный час "Хлеб - всему голова!"
Оценка 4.6

Классный час "Хлеб - всему голова!"

Оценка 4.6
doc
01.02.2020
Классный час "Хлеб - всему голова!"
Хлеб - всему голова!.doc

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА!»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

-  рассказать историю происхождения хлеба, раскрыть его значение для нашего народа;

- воспитывать патриотизм, бережливость, уважение к чужому труду;

- расширить кругозор обучающихся.

 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель.

Слайд №1
           Добрый день, уважаемые коллеги, ребята. Сегодня мы поговорим о хлебе, попытаемся ответить на вопрос «Что такое хлеб?» Просто продукт питания или нечто большее? Почему у людей к хлебу особое отношение? Хлеб на Руси — основа всей жизни, без него немыслима любая трапеза. Сколько бы разных блюд не стояло у нас на столе, без хлеба он пуст. О нём сложено много  песен и стихов, с ним связано много примет и поверий. Считалось, что буханка хлеба и даже его крошка — это судьба человека, поэтому нельзя было выбрасывать хлеб, доедать его за другим человеком, оставлять недоеденный кусок на столе, брать без приглашения последний кусок хлеба с тарелки. А если предлагали хлеб, то нельзя было отказываться.  «Хлеб — всему голова» - говорит народная пословица. И это верно. Ведь с давних пор гостей встречают именно хлебом — солью.

Ученица.

Слайд №2

Дорогие гости! По старинной русской традиции в знак любви и уважения примите от нас этот дар! Отведайте хлеб  да соль! Будьте здоровы и счастливы!                                                                                                       Угощение присутствующих хлебом — солью.

1 ведущий.
Хлеб всегда был важным продуктом. В старину говорили: «Есть хлеб - будет и песня». Сегодня хлеб – это самый главный продукт для каждого человека.

2 ведущий.
Наша страна издавна славилась хлебом. Хлеб и сейчас остается её главным богатством.

1 ведущий.
А труд земледельца - самый важный, потому что без хлеба нельзя представить себе нашу жизнь.

2 ведущий.
Хлеб! Какое привычное и все - таки, необычное слово. В самом деле - вдумайтесь! Словом хлеб называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что такое хлеб?

1 ведущий.
Наши ребята предлагают вам свой ответ на этот вопрос в виде небольшой литературной композиции.

ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Слайд №3
1. Только снег сошел в апреле
Как поля зазеленели. Это - хлеб.

Слайд №4

2.Золотой простор бескрайний
Там работают комбайны. Это - хлеб.

Слайд №5

3.Вот зерно течет рекой.
Чтобы сделаться мукой. Это - хлеб.

Слайд №6

4.Тесто кружится в квашне.
Запекается в огне. Это - хлеб.

 

5.Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился Свежий хлеб!

 

1.Хлеб! Какое краткое, но емкое слово!

 

2. Хлеб! Он заключает в себе историю человечества!

 

3. Хлеб! Он символ богатства!

 

4.Есть хлеб - будет жизнь! Хлеб и жизнь, эти два слова стоят рядом.

Слайд №7

Нет ничего превыше хлеба.
В нём наш исток и наш итог.
Как будто солнце с неба,
Пшеничный катится поток.

 

Знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?

 

Он пахнет полем, речкой, печью, небом.
А главное - работой пахнет хлеб.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.

 

Слайд №8

Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.

В нем- здоровье, наше сила
В нем- чудесное тепло.
В нем- земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки! Вырастай богатырем!

 

 

Учитель.

«В семье, в государстве, в целом ли мире, коли есть хлеб на столе, другое как-то прикладывается. Хлеб, как известно, может с успехом соперничать с золотым запасом, по которому принято определять, сколь богата или бедна страна, сколь велик её удельный вес среди других государств. Хлеб — он солдат в дни войны, он искусный пропагандист, политик и дипломат — в дни мира». В этих словах Михаила Алексеева очень точно и образно характеризуется роль хлеба как главного продукта для каждого человека и для всего человечества.

Слайд №9

1. Трудно, пожалуй, невозможно назвать другую тему, которая затрагивала бы каждого человека настолько сильно.

2.Хлеб всегда был в почете у людей... Хлеб, хлебушко, хлеб-батюшка, хлеб-кормилец, - так ласково и уважительно называют его в народе . Это не только продукт питания...
           3.Хлеб- мерило достатка, символ благополучия, человеческой доброты. Хлеб - наша гордость, богатство, сила...

4."Хлеб - дар Божий ", - говорит русский народ о хлебе и с почтительностью относится к этому дару, который спасает от голода.

 5. Берите к обеду хлеба столько, сколько съедите.

6. Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его.

7.Хлеб бесценное богатство. Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему.

 

Учитель.

Слайд №10

Интересно, а с каких пор человек употребляет хлеб в пищу? Как это случилось? Я знаю, что существует множество гипотез, легенд, сказок о происхождении хлеба. Я попрошу нашего историка рассказать об этом.

 

 

Историческая справка.

По мнению учёных, открытие хлеба состоялось 15-16 тыс. лет назад. Именно тогда человек начал собирать и культивировать хлебные злаки.  (Слйад №11) Прошло немало времени, прежде чем люди научились растирать и смешивать зерно с водой. Появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Сначала хлеб был жидким, потом люди научились печь лепёшки. По одной из гипотез дело обстояло так. Во время варки жидкая каша вылилась из горшка на раскалённые камни. Не сразу замеченная, она превратилась в аппетитную румяную лепёшку.  (Слайд №12) Прошло ещё несколько тысячелетий, и египтяне овладели секретом разрыхлять тесто путём брожения. Способ приготовления хлеба из кислого теста был открыт примерно пять тысяч лет назад в Древнем Египте. (Слайд №13) А помог этому случай. По недосмотру раба подкисло тесто и он, желая избежать наказания, лепёшки всё-таки испёк. Каково же было его удивление, когда вместо ожидаемого наказания он заслужил похвалу — лепёшки оказались вкуснее, пышнее, румянее, чем те, что готовились раньше. Считается, что слово «хлеб» пришло к нам из Древней Греции. Греческие мастера для производства этого продукта использовали горшки, называемые «клибанос». От этого слова древние готы образовали слово «хлайфе». В языке германцев оно трансформировалось в «хлайоб», похожее по произношению на украинский «хлиб», эстонский «лейб», наш «хлеб».

Хлеб, испечённый 6 тыс. лет назад — в каменном веке, хранится сегодня в музее города Цюриха.

В музее искусства Нью-Йорка хранится круглый хлебец, выпеченный 3400 лет назад.

Единственный в мире монумент, воздвигнутый в честь человека, скромная профессия которого так необходима людям во все времена, находится в Риме. Это надгробие высотой 13 метров воздвигнуто в честь пекаря Эвриаска. В честь Эвриаска 2000 лет назад был воздвигнут памятник в виде печи для изготовления хлеба. Верхняя его часть украшена барельефами, по которым можно изучить всю технологию изготовления и выпечки хлеба в ту эпоху. Здесь же изваяны в полный рост и  хозяева пекарни, Эвриак и Атистия — жена и помощница пекаря.

Учитель.

На Руси с древних времён выпечка хлеба считалось ответственным и почётным занятием. Особого искусства требовало производство ржаного хлеба, которое основывалось на применении специальных квасов. Секрет их приготовления держался в тайне и передавался из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба в монастырских пекарнях выпекали просфоры, калачи и сайки из пшеничной муки. Из монастырских пекарен хлеб выходил с надписями: « Хлеб святой», «Хлеб всемогущий», «Хлеб вечный».

2 ведущий .

Хлеб, он - не волшебник, но все может. Мы еще спим в своих постелях, а машины с крытыми кузовами, на которых крупными буквами написано это самое слово "ХЛЕБ", развозят его по магазинам. Слайд №14

1 ведущий.
В утреннюю свежесть воздуха вплетается непередаваемо живительный и сладостный запах теплого хлеба. В урожайный год он приходит на наш стол особенно многоликим.

2 ведущий.
Поклонимся же ему и будем честны и совестливы перед его великим подвигом, великим и скромным одновременно. Слайд №15

 

                   Хлеб

Издавна на свете повелось так:

Человек, встающий на заре,

Видя в поле тучные колосья,

Ко всему становится добрей.

Если будет полно в закромах -

Значит, будут новые дома,

Значит, будут песни, свадьбы, радость,

И не будет никакой беды,

Потому что хлеб — всегда награда,

Лучшая награда за труды.

Хлеб — он дружит с потом и работой,

С летом и осенней позолотой.

                                                   А. Быков

1 ведущий.
Перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком теплого хлеба, еще и еще раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб и положивших нам его на стол.

Рассказ о пути хлеба на наш стол.

Учитель.

Слайд №16

День и ночь — в палящий зной, и в дождь идёт битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоёван — и в союзе, и в противоборстве с природой. Какой же он, хлебушко?

Хлеб — один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы: «Земля — матушка, а хлеб — батюшка», «Хлеб — это жизнь», «хлеб — кормилец», «Без золота проживёшь, а без хлеба — нет». А какие пословицы вы ещё знаете?

Ребята зачитывают пословицы о хлебе.

А кто знает загадки о хлебе?

Ребята загадывают загадки о хлебе.

Учитель.

Изобилие хлеба — заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих людей.

 

             Ученик.

          Запах хлеба

Удивителен запах хлеба!

Этот запах нам с детства знаком.

Пахнет хлеб и степью и небом

И травой и парным молоком.

Пахнет хлеб раскалённым подом,

Талым снегом, и вешней грозой.

И мужицким солёным потом,

А порой и мужицкой слезой.

Ах, как вкусен хлеб! До чего же

И душист он и пышен, как пух.

Лишь насытившийся не может

До конца оценить хлебный дух.

                                  Владимир Гиршин

 

Рассказ и фильм о местных хлебопёках.

 

Учитель.

Люди едят хлеб каждый день, и он никогда им не надоедает. Почему?

 Слайд №17

Ученица.

Потому, что в нём много питательных веществ — это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Учёные подсчитали, что взрослый человек съедает в день около 400 граммов хлеба, а при тяжёлой работе — 800 граммов. Хлеб даёт человеку почти половину энергии, необходимой  для жизни.  Хлеб на 30 % покрывает нашу потребность в калориях.

 

Ученица.

Слайд №18

За свою жизнь человек съедает приблизительно 15 тонн хлеба.

Ученик.

Россиянин съедает около 120 килограммов хлеба за год. Это примерно на 40 килограммов больше, чем съедают немцы, и на 60 килограммов больше, чем итальянцы.

Ученица.

Ежедневно в мире съедается 9 миллионов буханок хлеба.
(Слайд №19) Хлеб - это исключительно ценный и полезный продукт. Так как он содержит в себе практически все питательные вещества,  необходимые человеку, то можно достаточно долго прожить на хлебе и воде без всякого ущерба для здоровья.

Ученик.

В хлебе содержится большое количество углеводов, причем и быстрых, и медленных - поэтому чувство сытости не только быстро возникает, но и долго сохраняется.

Ученик.

В хлебе очень мало жиров.

Ученица.

Огромное количество растительной клетчатки, способствующей пищеварению, человек получает именно из хлеба - всего 1 кусочек хлеба содержит 2-3 г этого ценного вещества.

 

Ученик.Хлеб ценен и содержанием витаминов группы В (витамин B2, например, чрезвычайно важен для роста детей). В хлебе содержится также биотин, который делает волосы пышными и блестящими.

 

Ученица.

Хлеб - великолепный источник необходимых организму минеральных веществ и микроэлементов (калия, кальция, магния, натрия, фосфора, железа).

Ученик.

Благодаря хлебу мозг человека вырабатывает гормон хорошего настроения.

Ученица.

И самое главное: хлеб - пожалуй, единственный продукт питания, который, даже черствея, не теряет своих полезных свойств. А еще хлеб никогда не приедается.

Учитель.

Слайд №20

Хлеб является основной пищей для большинства нашего народа. Хлебозаводы производят сейчас сотни наименований хлеба: батоны и булки, караваи и буханки, сухари и ковриги. Хлеб ржаной и пшеничный, рижский и орловский, с отрубями, морской капустой, смаком и изюмом... Кто может продолжить?

Совсем недавно наш хлеб был самым дешёвым по сравнению с другими странами. Сейчас он стал дороже, но можно увидеть валяющиеся куски хлеба.

Небрежное отношение к хлебу — это надругательство над памятью тех, кто умер от голода. Гнев и боль в сердце, стыд и возмущение возникают в душе каждого сознательного человека при виде брошенного куска хлеба.

В прошлом детей наказывали за небрежное отношение к хлебу. Писатель Владимир Солоухин вспоминает:

 

Запомнил я минуту ту

Из детства озорного.

Вдруг скучно сделалось во рту

От хлеба аржаного.

И бросил наземь я кусок

От дедушки украдкой,

И наступил я на кусок

Босой чумазой пяткой.

И, вдруг, едва лишь наступил,

Зарылся носом в пыль я,

А раньше дед меня не бил

И вообще не били.

Но он снимает поясок, кручёную верёвку,

За мой нестриженый висок

Меня хватает ловко.

Его трясётся борода

И в гневе и в обиде,

А в чём обида, я тогда,

Признаться, и не видел.

 

А у нас в школе можно увидеть кусок хлеба, валяющиеся под столами или на столах в столовой. Ребятам, пренебрегающим хлебом, следовало бы напомнить, как жилось их сверстникам в блокадном Ленинграде (слайд №21):

Девчонка руки протянула

И головой — на край стола.

Сначала думали — уснула,

А оказалось — умерла.

А эти стихи принадлежат перу Михаила Головенчица:

                        Ученик.

Мне стало страшно. Словно я ослеп.

Я вдруг остановился. Под ногами

Лежал в снегу пшеничный серый хлеб

И на морозе превращался в камень.

Я на дороге той не увидал

Того, кто бросил эти полбуханки,

Я рассказал ему бы про Урал,

Про поезда на дальнем полустанке.

Тянулись ленинградцы на восток,

У них от голодухи пухли ноги...

И в детском горле застревал комок

От лиц их — цвета пыли на дороге.

Я вспомнил очередь в ночи,

Как замерзал продрогший, полусонный,

Слова старух: «Терпи, сынок, молчи».

Лязг ножниц, отрезающих талоны.

Четыре предрассветные часа,

Потом в дверях отчаянную давку

И сверстников голодные глаза,

Прикованные к пыльному прилавку.

 

2 ведущий.

Во время блокады Ленинграда пришлось резко снизить нормы выдачи хлеба жителям города. Рабочие получали в день 250 граммов, а остальные жители 125граммо  (показать). Этот хлеб состоял из небольшого количества муки, древесной целлюлозы, жмыха, отрубей и других примесей. И все-таки он помог ленинградцам выстоять.  (Слайд №22) Ленинградцы получали помощь с «большой земли», по легендарной ледовой дороге, проложенной через Ладожское озеро. Народ по праву назвал ее «Дорогой жизни».

1 ведущий.

В музее истории Санкт-Петербурга хранится этот кусочек хлеба, толщиной с мизинец. (Слайд №23) Таким был дневной паек для жителей осажденного фашистами Ленинграда. Именно этот кусочек весом 125 граммов спас многих ленинградцев от смерти. Ленинградцам нужно было работать и жить - назло фашистам, бомбежкам. Победу принесло не только оружие, но и маленький кусочек хлеба, который отправляли из тыла на фронт.

2 ведущий.

641 803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискаревском кладбище тысячи могил. Около одной могилы долгие годы всегда было много людей. Они стояли молча и плакали. На могиле среди цветов лежал ломтик черного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если б могла дать его тебе тогда... »

                   Ученица.
На Невском замерло движенье..
Не ночью, нет — средь бела дня.
На мостовой, как изваянье,
Фигура женщины видна.
Там, на дороге, как во сне.
Седая женщина стояла –
В ее протянутой руке
Горбушка черная лежала.
Нет, не горбушка, а кусок,
Обезображенный бездушьем,
Размятый множеством машин.
И все забывшим равнодушьем..
А женщина держала хлеб.
И с дрожью в голосе шептала:
Вот этот б мне кусок тогда
И дочку б я не потеряла…

 

2 ведущий.

В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой.

Слайд №24
1.Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 г.
2.Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.
3.Лена умерла 17 марта з 5 часов утра 1942 г.
4.Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942
5.Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 г.
6.Мама - 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 г.

 

 

1 ведущий.

Слайд №25
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась только Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом девочка умерла.

Давайте почтим минутой молчания погибших во время Великой Отечественной войны.

 Слайд №26(звук метронома вставлять самостоятельно из папки))

Минута молчания.

Учитель.

Слайд №27
У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его.
Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь. Наш народ хлебосолен. Хлеб на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей издавна встречают хлебом-солью.

2 ведущий.
Хлеб всегда был и остаётся послом между народами. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется.

1 ведущий.
Каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Это и есть уважение к хлебу.

1.Вечно живут слова.

   Вянет листва, трава -

   Хлеб — всему голова.

               2.В бурях эпох, имён

                  Тихо живёт, права

                  Истина всех времён:

                  Хлеб — всему голова.

3.В дальнем краю село.

   В сердце страны — Москва.

   Всюду нам с ним светло.

   Хлеб — всему голова.

               4.Правда у нас в дому

                  Будет всегда жива:

                  Мир — это хлеб всему.

                  Хлеб — всему голова.

 

Звучит песня на музыку Виктора Захарченко, стихи Владимира Балачана.  (Показ слайдов «Ольга Воронец»)

 

На весенней заре воздух свежий

                                                     и синий...

Постаревший отец, седину шевеля,

Говорил у крыльца тихим голосом сыну,

Провожая его первый раз на поля:

Припев:

«Ты запомни, сынок,

Золотые слова:

Хлеб всему голова,

Хлеб всему голова!»

Сын пошёл — пошагал по отцовскому следу,

Но война началась — вой огня и свинца.

В годы бед и потерь, добывая победу,

Нёс отец по земле завещанье отца:

Припев:

Но случилась беда на земле незнакомой -

был он ранен в бою по холодной зиме.

Пайку хлеба свою передал он другому,

А домой написал в треугольном письме:

Припев:

На весенней заре воздух свежий

                                                  и синий...

На страде посевной гул моторов и шум,

У родного крыльца сын погибшего сына

Говорил на заре своему малышу:

Припев:

 

     

 

 Ученица.

Слайд №28

Не мечтаем мы о чуде.
К нам, полей живая речь!
Берегите хлеб, вы, люди,
Научитесь хлеб беречь.
Зерна наших дней светить
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной!

Учитель.

Ребята, я надеюсь, что вы узнали  сегодня  много нового и интересного о хлебе. Давайте ответим на вопрос: «Что такое хлеб?»  Продолжите ….

Слайд №29                  

(заполняется учителем  со слов детей)

 

В конце мероприятия раздаются памятные буклеты о хлебе.

                        

                      

 

Пословицы о хлебе.

-                   Без печки -  холодно, а без хлеба — голодно.

-                   Без соли и хлеба худая беседа.

-                   Без соли невкусно, без хлеба — не сытно.

-                   Без хлеба нет обеда.

-                   Не шуба греет, а хлеб.

-                   От хлеба — соли не отказываются.

-                   Будет хлеб, будет и песня.

-                   Хлеба к обеду в меру бери.

-                   Хлеб драгоценность, им не сори.

-                   Хлеб — всему голова!

 

                      

 Загадки.

Зарыли Данилку в сырую могилку,

А он полежал, полежал, да на волю сбежал.

Стоит красуется, на него люди любуются.

                                                            (Зерно)

Начали братцы из зыбки выбираться,

На землю упали — зелёными стали.

                                                     (Зёрна)

Меня бьют, колотят, режут,

А я всё терплю — людям добром плачу.

                                                        (Хлеб)

Комовато, ноздревато,и губато, и горбато,

Кисло и пресно, и вкусно, и всем людям мило.

                                                              (Хлеб)

Мешано, квашено, валяно,

На стол поставлено.

                          (Хлеб)


Скачано с www.znanio.ru

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ХЛЕБ –

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ХЛЕБ –

ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ Слайд №3 1

ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ Слайд №3 1

В нем- здоровье, наше сила

В нем- здоровье, наше сила

Не сразу замеченная, она превратилась в аппетитную румяную лепёшку

Не сразу замеченная, она превратилась в аппетитную румяную лепёшку

Хлеб Издавна на свете повелось так:

Хлеб Издавна на свете повелось так:

Талым снегом, и вешней грозой

Талым снегом, и вешней грозой

Ученик. Хлеб ценен и содержанием витаминов группы

Ученик. Хлеб ценен и содержанием витаминов группы

За мой нестриженый висок Меня хватает ловко

За мой нестриженый висок Меня хватает ловко

Ладожское озеро. Народ по праву назвал ее «Дорогой жизни»

Ладожское озеро. Народ по праву назвал ее «Дорогой жизни»

Слайд №25 Савичевы умерли. Умерли все

Слайд №25 Савичевы умерли. Умерли все

Говорил у крыльца тихим голосом сыну,

Говорил у крыльца тихим голосом сыну,

Пословицы о хлебе. -

Пословицы о хлебе. -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020