Конспект классного часа «4 ноября - День народного единства».
Цель : Дать представление о празднике- 4 ноября, раскрыть значение и роль праздника как дня сохранения единства народа, начала государственности, завершение смуты на Руси.
Задачи:
Образовательные:
Пояснить смысл и значение нового государственного праздника, введённого в Российской Федерации;
Закрепить знания о Смутном времени 1612 года на Руси.
Развивающие:
Развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории Российского государства;
Развивать дикцию, артистические способности детей.
Воспитательные:
Воспитывать чувство гордости и уважения к защитникам государства;
Формировать ответственность за судьбу Родины.
Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение, раздаточный материал (карточки), портреты К.Минина и Д.Пожарского,
Ход классного часа:
Актуализация знаний учащихся о государственных праздниках.
Учитель:Сегодня мы с вами на классном часе поговорим об одном очень важном государственном празднике, который наша страна отмечает с ноября 2005 года. Чтобы вы догадались, о каком празднике идёт речь, предлагаю вам поработать в группах. Вам будут предложены карточки с названиями государственных праздников и их датами.
Соотнесите даты и названия.
День Победы
День народного единства
4 ноября
23 февраля
Международный женский день
9 мая
1 мая
Новый год
1 января
Праздник Весны и Труда
8 марта
День защитника Отечества
(Проверка – группы называют по очереди дату и соответствующий праздник, зарабатывают баллы)
II. Определение темы классного часа.
Учитель: Итак, какой праздник отмечает в ноябре вся наша страна? (День народного единства). Кто из вас знает, что символизирует этот праздник? (предположения учащихся) Более полно о празднике – Дне народного единства узнаем на классном часе (с какого времени празднуется и что символизирует)
Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Россия). А как называется столица?
Давным – давно, в стародавние века, в древние времена, жили-были на земле русичи, искусные мастера и мастерицы, трудолюбивые землепашцы, храбрые, сильные, благородные воины. Жили они честно и славно, храмы да терема возводили, детей растили да песни слагали во славу Отечеству.
Какие пословицы о своей Родине и её главных городах вы знаете?
Предлагаю вам поработать в группах, вам нужно из данных слов собрать пословицу и объяснить её смысл
- Всяк кулик своё болото хвалит (своя страна, свой город, свой район и своя улица всегда будут предпочтительнее чужих просто потому, что они свои.)
Кулик – небольшая болотная птица с длинными ногами
- Родимая сторона – мать, чужая – мачеха (мама всегда роднее и любая даже самая хорошая мачеха не станет никогда матерью, так же можно судить и о родине)
- Человек без Родины – что соловей без песни (человеку нужна Родина, он в нем нуждается. Ведь соловей прожить без песни не может, так и человек не может без Родины)
Праздник 4 ноября – День народного единства был установлен в честь победы народа в 1612 году над поляками.
Перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века.
Вот пришёл недобрый день и час, навалились беды – несчастья, злые напасти на землю Русскую. Пришёл неурожай, а за ним и голод лютый. С голоду и с тоски – кручины начались меж людьми ссоры да раздоры.
А в это время пришла новая беда. Заметили враги, что ослабела Русь от раздоров да голода, обрадовались и выступили в поход на Москву. Воевать задумали обманом – царя с собою привели фальшивого, самозваного. Обманутые крестьяне и горожане охотно присоединялись к войску самозваного царя. Изменники бояре впустили в Москву иноземцев - захватчиков и главой Русского государства провозгласили польского королевича Владислава.
Москвичи стали сопротивляться, захватчики подожгли Москву, и она вся выгорела. Уцелели только каменные церкви и Кремль, где укрывались захватчики. Казалось, нашему государству пришёл конец. Но народ рассудил иначе.
1-й ученик. Он начал освободительную войну против польско-литовских захватчиков. А возглавил ее посадский староста из города Нижнего Новгорода Козьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский. Козьма Минин был нижегородским посадским человеком. Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде призвал народ собрать ополчение и освободить Москву. Он привлёк князя Д. Пожарского в качестве военоначальника.
2-й ученик. На церковном крыльце купец Козьма Минин обратился к народу и сказал громким голосом: «Православные люди! Пришла пора помочь родимой Руси! Спасем нашу веру и нашу милую Родину. Не пожалеем своего имущества, продадим свои дома, отдадим последнее, что имеем, чтобы нанять войско. Поищем человека, который встал бы честно и храбро за родную землю. Тогда и другие города соединятся с нами, и Бог даст, мы прогоним врагов».
Весь народ отозвался на эти добрые слова: богатые люди принесли Минину все свое имущество и каждый бедняк отдавал последнюю копейку на святое дело. Наняли войско и начальствовать над ним поставили Дмитрия Пожарского, славного и храброго полководца.
3-й ученик. Под Москвой встретили русские поляков, была тут жестокая битва!
А сейчас мы с вами представим себя русскими воинами.
Физкультминутка.
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь – богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво;
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце - руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Но в Москве был голод. Русские со стороны Пожарского начали вести подкоп к Китай-городу. Осаждённые, заметив это, ворвались в подкоп, перебили, кого нашли, взяли в плен и возвратились в Кремль. Кремль окружили со всех сторон. Там начался голод и поляки в конце концов изнемогли и сдались.
4-й ученик. В Москве на Красной площади героям поставлен бронзовый памятник. Справа - князь Пожарский. Он ещё болен, ещё страдает от ран, полученных в боях с захватчиками. Князь внимательно слушает Козьму Минина, который от имени народа пришел к нему как к опытному полководцу.
Учитель показывает изображение памятника.
Учитель. Ребята, а как вы понимаете, что это такое - единство? Давайте с вами создадим цветок единства.
У детей лепестки, на которых написаны слова: согласие, объединение, дружба, надежда, мир, доброта.
Дети.
Единство - это объединение всех людей.
Единство - это согласие народа.
Единство - это когда есть общая надежда.
Единство - это мир и дружба.
Единство - это доброта, понимание и прощение.
На доске появляется цветок единства.
Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Тогда объединились все сословия, все национальности, деревни, города и метрополии.
- В этот день мы оказываем помощь несчастным и нуждающимся, то есть занимаемся благотворительностью. А это значит, что мы делаем какие дела? (ответ)
- Какое название можно дать этому дню. (День добрых дел.)
- А что может сделать каждый из вас для тех, кто нуждается в помощи и поддержке.
1. "Чистый город" (уборка территории детского сада, благоустройство обелисков, памятников).
2. "Поможем детям" (сбор детских книг, игрушек для воспитанников Детского приюта).3. "Спешите делать добрые дела" (помощь престарелым людям, инвалидам, ветеранам войны и труда, больным, одиноким).
Учитель. А где мы впервые встретились с проявлением согласия и единства?
Учащийся. В сказке «Репка». Именно благодаря согласию герои этой сказки оказались способными вытащить из земли огромную репку. В этой сказке, которую знают даже самые маленькие, заложена мудрость: общая надежда достигается при общем согласии.
Учитель. А сейчас послушайте басню.
Учитель читает басню «Отец и сыновья».
«Отец приказал сыновьям, чтобы жили они в согласии: они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!»
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Сыновья легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит...
Учитель. А как вы думаете, что сказал отец?
Учащиеся предполагают, что он сказал. Учитель дочитывает басню.
- Так-то и вы : если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь – вас всякий легко погубит
Если наш народ объединится, то его никто не победит. Так поступал наш народ много раз, когда беда подступала к нашей Родине.
В 1812 г. - русский народ объединился в борьбе с французами и победил.
В 1941 г. - в Великой Отечественной войне мы победили, потому что на борьбу поднялся весь народ от мала до велика.
Дети раз отца спросили:
– Все ли русские в России?
– Как сказать вам, малыши?
Вот соседи – чуваши,
Кум – еврей наполовину,
Дядя – славный армянин,
Прадед крестной тети Нины
Настоящий был грузин.
5. Все мы разные, так что же?
Все – мы люди, мы – похожи.
Будем жить в единстве дружном,
Кровь друг друга пить не нужно!
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.
Мы живём с вами в России, самой большой стране на Земле. Когда на одном её конце дети просыпаются, то на другом – уже ложатся спать, когда в одном месте нашей страны цветут деревья, то в другом – может идти снег. Чтобы пересечь нашу страну надо целую неделю ехать на поезде или целый день лететь на самолёте
На самом севере нашей страны живут ханты, манси, ненцы, буряты, эвенки, чукчи, якуты.
Раз в год народы Севера собираются на праздник оленеводов, чтобы показать свою сноровкук в метании, силу в борьбе, ловкость в играх, умения в ходьбе на лыжах. Женщины и мужчины надевают нарядно расшитые шубы, к рогам оленей привязывают колокольчики, упряжь украшают лентами и искусственными цветами. Целый день звучит музыка, исполняются народные песни, взрослые и дети с удовольствием танцуют.
Расскажу вам немного о празднике оленеводов. Главный помощник на празднике – олень. Он может пройти там, где никакой автомобиль не проедет. Из оленьих шкур шьют одежду, и жилье ими утепляют. Чтобы стать настоящим оленеводом, нужно быть очень ловким и умелым. Начинается праздник бегом оленьих упряжек.
На юге нашей страны живут адыги, кумыки, осетины, лезгины, даргинцы. Это край высоких гор , бурных рек, бескрайних пастбищ. Алюди , живущие здесь: гордые, смелые, веселые.
В центре нашей страны живут украинцы, белорусы, немцы, татары. Главный город татар – Казань.
На востоке живут нанайцы, приморы, эвены и другие.
И как бы далеко не жили друг от друга6 на севере, юге, западе или востоке – всех нас объединяет такая замечательная страна –Россия. Населяют Россию разных национальностей. Всех объединяет язык общения – русский.
Дорогие ребята! Наш классный час подошёл к концу. Я желаю вам мира, добра и благополучия.
Нас всех объединяет Россия, и пусть наша любовь к Отечеству послужит общему благу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.