Классный час «Моя семья – мое богатство»
Тематическое направление – духовное и нравственное воспитание.
Актуальность темы мероприятия
Семья – основа всех основ. Можно быть профессионально востребованным человеком, но если нет надёжного тыла – дружной семьи, человек, можно сказать, не состоялся в жизни. Формирование понятий семейных ценностей происходит с раннего детства, а в подростковом возрасте закрепляются представления о том, какой семья должна быть. Важно, чтобы эти представления были положительными.
Актуальность этой темы обусловлена заметной деградацией семьи в современном обществе. Разрушаются ценностные основы семьи, снижается авторитет родителей, разрывается связь поколений. Эти процессы наглядно иллюстрирует статистика - 50% российских детей находятся в зоне риска. Предлагаемое мероприятие не требует длительной подготовки. Учитель организовывает общение, комментирует реплики детей. Разнообразные методы работы (беседа, незаконченные предложения, проблемные, воспитывающие ситуации) позволяют удерживать интерес и внимание детей на протяжение всего мероприятия.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия
Данное мероприятие ориентировано на возрастную категорию детей 11-12 лет, обучающихся в 6 классе. В ходе работы с учащимися учитываются возрастные и психологические особенности данного школьного возраста: стремление к познанию нового, предпочтение дистанционных технологий для расширения своего кругозора и поиска необходимой информации, желание взаимодействовать в группе сверстников и побеждать в процессе увлекательного интеллектуального соревнования.
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Моя семья – моё богатство» имеет важное значение, и играет важную роль в системе работы классного руководителя. Данная разработка тесно связана с межличностными взаимоотношениями в семье, помогает воспитывать в учащихся чувства уважения и любви к семейным ценностям.
Цель ‒ формирование представления о значимости семьи, положительного отношения к семье, семейным традициям и ценностям
Задачи мероприятия:
ü формировать ценностное отношение к семье;
ü воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения;
ü способствовать моральному развитию детей;
ü побуждать их к анализу собственного поведения к обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию.
Подготовительный этап.
Перед тем как зайти в класс, ребята вытягивают из мешочка кубики разных цветов, обозначающие какого-либо члена семьи. Красный кубик – мама, синий – папа, зеленый – дочь, желтый – сын. Каждая образовавшаяся семья садится за отдельный стол. Ребятам необходимо выбрать фамилию своей новой семье.
Ход классного часа.
Классный руководитель. Сегодняшний классный час - это час общения. Это значит, что мы с вами будем разговаривать, спорить, убеждать друг друга.
Общение будет плодотворным только в том случае, если мы будем откровенны, будем доверять друг другу. Тогда будет и радость, и польза от общения. Посмотрите вокруг себя улыбнитесь друг другу, настройтесь на доверительный разговор.
Итак, приступим. Семья – это святое слово, и обижать его нельзя! В нем наши корни, наша сила. Наши заветные слова! Не зря говорят: «Человек без семьи, что дерево без корней».
Классный руководитель. Ребята, какие ассоциации у вас вызывает слово «семья»? (дом, тепло, праздник, мама, пироги)
Сегодня вы создали свою первую семью, пока объединяет вас только фамилия. Создание семьи долгий и кропотливый процесс. Он требует постоянного душевного труда всех членов семьи. У одних это получается, и рождается счастливая, здоровая семья, все чувствуют тепло и защиту, у других получается не семья, а группа людей, которые просто живут под одной крышей. Давайте подумаем, как может выглядеть: идеальная семья, идеальный ребенок, идеальный родитель. На чем строятся ваши представления об идеальности? Но к сожалению мы не можем быть идеальными во всем.
Классный руководитель. Скажите – от чего зависит будет ли семья крепкой, счастливой? А теперь предлагаю вам обсудить семейные заповеди, основанные на тех семейных ценностях, которые для вас наиболее значимы и которые обеспечат, по вашему мнению, семейное счастье.
• Семья начинается с «мы», будь требовательнее к себе.
• Решай вместе с человеком, а не вместо человека.
• Не демонстрируй свое превосходство, уважай партнера.
• Будь другом друзей супруга.
• Не упрекай, критикуя, не обвиняй и не унижай.
• Спеши сделать доброе дело и не жди награды.
• Не верит тот, кто сам обманывает.
• Ревнует тот, кто сам допускает мысль об измене.
• Будь терпим, не спеши излить свой гнев, подумай, умей понять и простить супруга.
• Смейся вместе, а не над…
• Ищи в супруге хорошее, говори о его достоинствах.
• Если уверен, что виноват супруг, то ищи причину в себе.
• Не давай советов, если тебя не просят.
• Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт.
• Любовь и взаимопонимание — основа вашего счастья!
Классный руководитель. Давайте рассмотрим различные ситуации, которые могут возникнут в ваших семьях и подумаем какие варианты решения подходят для ваших семей.
Ситуация 1. «Гадкий утенок». Ваш ребенок вас не слушается. На уме одни гулянки и развлечения. На все один ответ: 'Ты мне все должна, а я тебе ничем не обязан!" Как быть в такой ситуации?
Ситуация 2. «Убеди предков». Мама настаивает на вашем поступлении в медицинский ВУЗ, а вы хотите в педагогический. Как можно договориться с родителями в пользу вашего выбора?
Классный руководитель. Мы с вами побывали в разных ролях, дали характеристику идеальной семье, разобрали проблемы семей. А теперь давайте нарисуем герб семьи, который бы показал нам в чем особенности ваших семей.
Классный руководитель. Наше общение подходит к концу. В заключение хочу дать вам совет: доверяйте своим родителям, делитесь с ними своими радостями и горестями, жалейте их, не огорчайте понапрасну, помогайте. И старайтесь не обижаться на них. Ведь родители - это единственные люди на земле, которые самоотверженно и бескорыстно любят вас.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.