Классный час на тему ««Да здравствует - вежливость» 4 класс.
Цели
Дать учащимся определение понятия «вежливость».
Помочь осмыслить свое отношение к окружающим.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Анализ домашнего задания
Учитель. Как вы думаете, что такое вежливость? Как вы думаете, многое ли зависит от того, насколько мы вежливы с людьми?
2. Работа по теме
Учитель. Объясните значение высказывания: «Истинная вежливость
заключается в благожелательном отношении к людям».
-Зависит ли вежливость от образования?
-Кого больше любит вежливый человек — себя или других?
Вежливость – одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих.
Составление кодекса вежливости
В течение пяти минут участники составляют правила вежливости для
учеников школы. Можно предложить придумать систему штрафов для тех, кто
нарушает эти правила.
Все желающие зачитывают свои кодексы поведения и обосновывают целесообразность
их выполнения.
История для обсуждения.
Дети делят тетрадь на 2 части: в 1части пишут вежливые поступки и слова, а во 2 части –ошибки в поведении героя из следующего рассказа.
Рано утром мама пришла будить своего сына Сашу (или дочку Свету). Ему нужно было собираться в садик, а маме – на работу.
«Доброе утро, сынок! Вставай, умывайся», - сказала мама. Но Саша сказал: «Не собираюсь вставать! Я спать хочу!» Наконец, после долгих уговоров Саша встал с постели. Когда он проходил по коридору, встретил бабушку и сказал ей «Привет, бабуля!» По дороге в сад Саша увидел девочку из своей группы, но сделал вид, что ее не заметил. Когда Саша вошел в группу, он громко сказал детям и воспитателю: «Здравствуйте!» Пока дети играли в игрушки, девочка Катя случайно задела стакан с карандашами и они рассыпались, но Саша сказал: «Давай я тебе помогу их собрать!» На прогулке Саша случайно толкнул своего друга, но не извинился. Вечером, когда за ним пришла мама и он оделся, Саша громко попрощался с ребятами и воспитателем, сказав «До свидания, до завтра!»
Упражнение «Объясни».
Чтение и обсуждение литературных произведений.
А) Самуил Маршак - Ежели вы вежливы
Ежели вы
Вежливы
И к совести
Не глухи,
Вы место
Без протеста
Уступите
Старухе.
Ежели вы
Вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус
Вы поможете
Взобраться
Инвалиду.
И ежели вы
Вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете
С товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы
Вежливы,
Поможете
Вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы -
То есть сами.
И ежели вы
Вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой,
И с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы
Вежливы,
То вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания
Ходить на сбор отряда,
Не тратить же
Товарищам,
Явившимся заранее,
Минуты на собрание,
Часы на ожидание!
И ежели вы вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмете не навеки.
И ежели вы
Вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.
И ежели вы
Вежливы, -
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
---
Знал одного ребенка я.
Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое
Ребенку
Воспитание.
Был вежлив
Этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших
Мячик,
Он их благодарил,
"Спасибо!" - говорил.
Нет, ежели вы
Вежливы,
То вы благодарите,
Но мячика
У мальчика
Без спросу
Не берите!
Б) Сергей Михалков
ОДНА РИФМА
Шел трамвай десятый номер
По бульварному кольцу.
В нем сидело и стояло
Сто пятнадцать человек.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед.
Пионеру Николаю
Ехать очень хорошо.
Он сидит на лучшем месте -
Возле самого окна.
У него коньки под мышкой:
Он собрался на каток.
Вдруг на пятой остановке,
Опираясь на клюку,
Бабка дряхлая влезает
В переполненный вагон.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед.
Николай сидит скучает,
Бабка рядышком стоит.
Вот вагон остановился
Возле самого катка,
И из этого вагона
Вылезает пионер.
На свободное местечко
Захотелось бабке сесть,
Оглянуться не успела -
Место занято другим.
Пионеру Валентину
Ехать очень хорошо,
Он сидит на лучшем месте,
Возвращается с катка.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед.
Валентин сидит скучает,
Бабка рядышком стоит.
Этот случай про старушку
Можно дальше продолжать,
Но давайте скажем в рифму:
- Старость нужно уважать!
Минутка релаксации.
Релаксация «Кулачки». Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. И.п. — сидя на кресле. Инст руктор: «Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки поло жите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточ ки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кис ти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох — пауза, выдох — пауза!
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением
Пальчики прижаты (сжать пальцы).
Пальчики сильней сжимаем —
Отпускаем, разжимаем.
Легко поднять и уронить расслабленную кисть.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают наши пальчики».
Это упражнение повторяется 3 раза..
Упражнение «Продолжи рассказ».
Учитель начинает небольшой рассказ, а дети по очереди его продолжают:
-Однажды Вова решил пойти к товарищу. Взрослых дома не было. Уходя из дома… (посмотрел, опрятно ли он выглядит, привел в порядок свою одежду, написал записку маме – куда он пошел и когда придет).
Вова пришел к Вите. Дверь отворила его мама. Вова сказал… Витина мама через некоторое время позвала мальчиков пить чай. Витя сел за стол и …
Добрые слова для каждого
Участникам предлагается сказать каждому что-то доброе. Сначала выходят желающие, но упражнение полезно проделать всем участникам.
3. Анализ занятия
Психолог задает вопросы для обсуждения:
-Почему в компаниях подростков не принято быть вежливыми и говорить друг
другу добрые слова?
-Трудно ли говорить добрые слова друг другу?
Учитель. Запишите высказывание: «Если одно-два приветливых слова
могут сделать человека счастливым, то надо быть негодяем, чтобы отказать ему в
этом» (Томас Пэн — американский просветитель, философ).
Работа в группах.
Проанализируйте, часто ли (и с кем) вы бываете вежливы? Много ли среди ваших знакомых истинно вежливых людей?
Вывод: вежливым человеком не рождаются, а становятся. От вас требуется умение самим следить за собой, понимать то, как надо вести себя в разных ситуациях, не обижаться, если взрослые и товарищи делают замечание, а стараться исправить плохое поведении.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.