

Выполнила: Джамалдинова А.Д.
Махачкала 2021
Классный час на тему:
«Мы же культурные люди».
Цель:Сформировать у учащихся навыки культурного поведения в повседневной жизни, опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.
Форма проведения: беседа.
Оборудование: брошюрка по этикету.
Структура урока:
1. Орг. Момент (3 – 5 мин)
2. Ход классного часа (30 мин)
· Работа в группах «Проблемные вопросы»
· Разбор и оценка ситуаций: «Кто здоровается первым?»
· Задачи на вежливость. Игра «Беспроигрышная лотерея»
3. Подведение итогов(3 – 5мин)
Вступительное стихотворение.
Чтоб жизнь прожить, знать надобно немало:
Культурным будь и вежливым сначала.
| 
 Действия учителя  | 
 Действия ученика  | 
|
| 
 1. Орг. Момент (3–5 мин)  | 
||
| 
 Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня мы с вами поговорим о культуре поведения людей.  | 
 Здороваются. Занимают свои места.  | 
|
| 
 2. Ход классного часа (30 мин)  | 
||
| 
 1. Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной груши? 
 
  | 
 · Дикая груша растет, где и как попало, а культурная – в саду. · За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают. · Плоды у дикой груши некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды хорошие.  | 
|
| 
 2. Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются? 
  | 
 -Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно. 
  | 
|
| 
 3. Как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?  | 
 -Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее. 
  | 
|
| 
 4. Что значит быть культурным человеком? 
  | 
 -Это значит соблюдать правила культурного поведения. -Значит вести себя так, чтобы себя не опозорить. -Значит вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно. 
  | 
|
| 
 5. Я с вами согласна. А как вы думаете, какого человека в старину называли «неотесанный»? 
  | 
 -Человека невоспитанного, необразованного, некультурного. -Того, который ничему не учился. -Того, которого никто не уважает. 
  | 
|
| 
 6. Действительно. Обтесать бревно или камень – значит сделать их гладкими блестящими. Неотесанный – значит необработанный. А в переносном значении неотесанный - значит невоспитанный, невежественный человек. Так объяснятся значение этого слова в словаре Даля. 
  | 
||
| 
 7. Хотите ли вы быть культурными людьми?  | 
 -Дети отвечают утвердительно. 
  | 
|
| 
 Работа в группах. «Проблемные вопросы»  | 
||
| 
 «Этикет» - это набор правил культурного поведения. Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе. Но все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься! В связи с этим у меня появилось к вам несколько вопросов. Отвечать будете по группам. (Учащиеся делятся на две группы).  | 
||
| 
 1. Итак, первая группа: Почему некультурно ходить по тротуарам толпой? 
 2. Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться? 
  | 
 -Потому что это неуважение к людям, идущим навстречу: толпа перегораживает весь тротуар, мешает встречному движению людей. -Потому что это неуважение к окружающим: у них может быть совсем невеселое настроение, и ваш смех их может раздражать.  | 
|
| 
 1. Вторая группа: Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать? 2. Почему некультурно мусорить на улицах? 
  | 
 -Потому, что можно задеть руками постороннего человека. 
 
 -Потому что это неуважение к труду дворников, и к другим людям, которым неприятно видеть мусор.  | 
|
| 
 Разбор и оценка ситуаций. «Кто здоровается первым?»  | 
||
| 
 Уважение к окружающим – это закон для культурного человека. Этот закон обязательно включает в себя уважение к старшим, почтение к женщине. А всегда ли мы выполняем этот закон? Послушайте такой рассказ «Кто здоровается первым?» «В последнее время вокруг Димки стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на нее во все глаза, а она прошла мимо, и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил учителя математики, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5-Б. Он буквально сверлил ее глазами – и представьте себе, она даже не сказала «привет». Всю ночь Димка мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг него зреет заговор». А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался? 
  | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 -Никакого заговора вокруг героя рассказа нет. Просто он сам должен был поздороваться первым. -Мужчины должны первыми здороваться со старшими, с женщинами, а не ждать, пока с ними поздороваются. -А девочки тоже должны первыми здороваться со старшими, но не с мальчиками.  | 
|
| 
 Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает. А теперь продолжение этого рассказа. «На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка первым должен был всех приветствовать. И решил Дима исправить положение и поздороваться со всеми еще раз, да не просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие! Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на колесиках. «Здравствуйте, баба Катя!» – закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия. Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решила, что Димка хочет ей помочь, и радостно вручила ему свою тяжелую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку на 5 этаж. Из-за этого Димка чуть не опоздал в школу – а ведь ему еще предстояло поприветствовать учителя математики! Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжелый портфель. Димка решил не рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как только учитель вышел в коридор, Димка протянул ему руку: «Здравствуйте Иван Иванович!». Но учитель торопливо отвел руки за спину и виновато улыбнулся: «Здравствуй, Ежиков, к сожалению, дать мне тебе нечего». Расстроенный, Димка пошел к 5-Б классу, чтобы хоть Ленке подарить свое крепкое мужское рукопожатие, но Ленка возмутилась и прочитала ему лекцию» Как вы думаете, ребята, о чем ему рассказала Лена?  | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 -Что он своим поведением унизил старушку, учителя и Лену. -Что первым протягивает руку всегда старший, а не младший. -Что первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не сделала, то здороваться за руку с ней не надо. -Когда встречаются два мужчины одного возраста и положения (например, два одноклассника), не имеет значения, кто первым протянет руку для рукопожатия.  | 
|
| 
 Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил культуры поведения.И, сам того не желая, оскорбил окружающих.  | 
||
| 
 Задачи на вежливость. Игра «Беспроигрышная лотерея».  | 
||
| 
 А теперь, ребята, у нас будет практическая работа. Я приглашаю сюда всех наших мальчиков.  | 
 Мальчики выходят к доске. 
  | 
|
| 
 Все вы знаете, что такое лотерея. А мы сейчас проведем с вами беспроигрышную лотерею. Каждый из вас вытянет лотерейный билет, на котором будет записано, какое правило этикета вам нужно выполнить. Вы выполняете правило и получаете награду – аплодисменты наших девушек. Итак, начинаем. Кто первый? 
 Читает текст задания по книге и подсказку о том, как нужно выполнять это задание. 
  | 
 Мальчики подходят к учителю, вытягивают из коробки билетики с номерами заданий.  | 
|
| 
 Задания для карточек: 1. Если парень с девушкой (мужчина с женщиной) выходят из здания, как должен поступить парень у выхода? 2. Как пригласить правильно девушку на танец? 
 
 3. Как правильно помочь девочке надеть куртку? 
 
 4. Беседуют две девочки. Как правильно спросить у одной из них, который час? 
 
 5. Как правильно позвонить по телефону, узнать, что задано по математике. И, если девочки нет дома, поговорите с её мамой. 
 
 
 6. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у первой двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, если надо, то, как это сделать?  | 
 
 -Надо, чтобы парень открыл дверь и пропустил девушку вперед. 
 
 -Нужно подойти к девушке, наклонить голову и сказать: «Можно пригласить тебя на танец?» -Нужно взять у девочки куртку и держать, пока девочка не вставит руки в рукава, потом сзади поправить воротник на куртке. -Нужно подойти к двум девочкам, которые сидят за партой, и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, (имя девочки), скажи, пожалуйста, который час?» -Нужно взять трубку, сказать: «Здравствуйте. Позовите, пожалуйста, (имя девочки). Передайте, пожалуйста, что звонил (имя и фамилия мальчика). Я хотел узнать, что задано по математике» -Надо поздороваться кивком головы или жестом, но ни в коем случае не кричать через весь автобус. 
  | 
|
| 
 4. Подведение итогов(3-5мин)  | 
||
| 
 Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил поведения? Конечно же, нет. 
  | 
 -Сейчас правила поведения тоже нужны, потому что без них люди не будут уважать друг друга 
  | 
|
| 
 Я очень рада, что вы оказались культурными. Надеюсь, что в будущем вы останетесь такими же культурными и воспитанными детьми.  | 
||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.