Классный час на тему "Символы России" (1 класс)

  • docx
  • 07.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Символы России кл.час 28.11!!.docx

Классный час на тему «Символы России» (1 класс)

Цель: воспитывать у обучающихся уважение к символам государства (герб, флаг, гимн). Научить различать государственные и негосударственные символы России.

Задачи:
• познакомить с символикой Российского государства: флагом, гербом, гимном;
• формировать уважительное отношение к культуре родной страны, воспитывать чувства патриотизма и гордости, любви и преданности Родине;
• расширить кругозор учащихся, обогатить словарный запас детей.

Планируемые результаты:

Личностные: проявление познавательного интереса, активности, инициативности в познании истории своей страны; проявление любви к Родине, доброжелательного отношения к окружающим.

Метапредметные: восприятие и актуализация информации с помощью зрительных образов, понимание их смысла и назначения; участие в коллективном обсуждении и коллективной творческой работе, умение делать простые выводы.

Ход урока:

Наш классный час мы начнём с речевой разминки (дополните предложения):

-Наша Родина…(Россия).

-Столица России…(Москва).

-Степи, озёра, леса и поля- всё это наша …(родная земля).

Сегодня мы поговорим о нашей Родине и о…

О чём же? Мы узнаем разгадав ребус. Работаем в парах.

Ответ: символы России.

У каждой страны есть свои особые знаки отличия – свои символы. Это герб, гимн, флаг.

Герб – это эмблема, отличительный знак государства. Герб России появился давным-давно, более пятисот лет назад.

Рассмотрим, что изображено на гербе. (слайд 1)

В поле красного щита расположен золотой …(двуглавый орел). Орел – могучая птица. В представлении древних славян орел связан с солнцем. Но орел на гербе России необыкновенный! У него не одна голова, а две, и их венчают золотые короны.

Золотой двуглавый орёл не только символ солнца, но и образ солнечной колесницы. В древности славяне полагали, что солнце выезжает на золотой колеснице, запряженной двумя птицами. Солнце встаёт на востоке, а заходит на западе, поэтому одна голова орла повернута на восток, а другая на запад.

Орла венчают три короны – символ единства нашей страны. Корона на голове орла – это символ законности, обозначающий, что страна живёт по справедливым законам, по чести и совести, в дружбе и согласии всех народов. В лапах орёл держит скипетр и державу.

-Что такое скипетр? (Примерные ответы детей: это императорский жезл, символ власти).

Что такое держава?- Держава - это золотой шар с крестом наверху.

На груди орла расположен красный щит, на нём серебряный всадник, поражающий копьём дракона.

-Как вы думаете,что означает изображение всадника? (Примерные ответы детей: Победу добра над злом!)

- Где можно увидеть изображение герба Российской Федерации? (На флагах, монетах, печатях, на государственных документах.)

-Какие ещё символы нашей страны мы знаем? (флаг, гимн)

Флаг и гимн объединяют людей внутри страны и показывают единство граждан для людей из других государств.

Гимн – торжественная песня, прославляющая нашу страну.

Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио. К словам и музыке гимна предъявляются  особые требования.   Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь. (звучит гимн, дети встают и подпевают).

Гимн, который мы с вами исполнили сейчас, имеет своих авторов, которых мы должны знать. Может, кто-то из вас назовет их имена?

Ученик:Гимн Российской Федерации написали два человека: поэт С.В. Михалков написал слова, а музыку - А.В. Александров.

 

- А где вы видели российский флаг, слышали гимн? (Примерные ответы детей: на школьных праздниках, по телевизору)

-Ребята, а какого цвета российский флаг? (Примерные ответы детей: белый, синий, красный.)

Цвета российского флага – белый, синий, красный. Всего три цвета. (слайд 2)

Поэтому иногда его так называют – триколор, это значит, три цвета. Как вы думаете, на что похожи цвета нашего флага? Где в природе вы встречаете такие краски? Что они обозначают?( Ответы детей: «Белый похож на молоко», «На поле незабудок», «На цветки розы», «Белый – цвет снега, тишина, спокойствие», «Синий – цвет моря, оно очень красивое», «Красный – на цветках или яблоках», «Красным рисуют сердечко».)

- Как и для герба, принято, что для флагов каждый цвет имеет свое значение.

Например:

Красный цвет (червлень) – символ храбрости, мужества, любви.

Голубой цвет (лазурь) – символ верности и красоты, цвет неба.

Белый цвет (серебро) – символ чистоты и невинности.

Повторите цвета у российского флага.

Проверим, запомнили ли вы цвета флага.

- Какого цвета должна быть полоса наверху?(белого).

-Какого цвета самая нижняя полоска? (красного)

-Какого цвета полоска в середине ?(синего).

Разукрасьте.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=663b0a1dad51ceb7483d57352e782459_l-5709707-images-thumbs&n=13

Герб, гимн, флаг- это государственные символы России. Есть и негосударственные символы, о них мы узнаем после того, как немножко отдохнём.

Физкультминутка

Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

— «Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая:

- «Лучше нет родного края!».

Какие же символы мы отнесём к негосударственным, народным? Об этом вы узнаете, разгадав загадки. Слушайте внимательно:

- Клейкие почки,
Зелёные листочки.
С белой корой
Стоит под горой. (БЕРЁЗА) 

Почему берёза - символ России? Берёз в России много. Они стали частью жизни русского человека: летом укрывали от солнца, а зимой давали огонь, чтобы согреть крестьянские избы. Берёзовое лыко использовали для плетения лаптей и туесков, на бересте делали первые записи.

А вы знаете что значит слово туески?

Ту́естуесо́к, бура́к — сосуд из бересты цилиндрической формы. Используется в быту для хранения различных пищевых продуктов и жидкостей, засолки грибов.(слайд 3)
Вторая загадка.

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. 

Бурый он и косолапый,

Ловит рыбу мощной лапой.

А ещё он любит мёд!

Кто сластёну назовёт?(МЕДВЕДЬ)

У.: Медведь –это один из самых крупных хищников планеты. Медведь – это символ добродушия и ярости, богатырской силы. Русских сравнивают с медведями, с одной стороны, за их нерасторопность и незлобливость, с другой – за их умение постоять за себя. О нём сложено много различных сказок, он изображён на многих городских  гербах, а  также медведь считается своеобразным "царём" русского леса.

- Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьёй одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберёшься ты до крошки,
Эти девицы — … (МАТРЁШКИ) (слайд 4)

У.: Вы правы, это именно матрёшки. Это самая знаменитая деревянная кукла  России. Название, очевидно, происходит от русского имени Матрона, и корень этого слова «матерь» не случаен. Матрёшка символизирует материнство, плодородие, женственность. Появилась она в XIX веке, автором считается художник Сергей Малютин.

На столе стоит пузатый.
Носик – кран его горбатый.
Рядом пряники, конфеты…
Загудит вдруг, как ракета,
Запыхтит, из носа – пар!
Тульский это… (САМОВАР) (слайд 5)

Мы раньше обувью служили.

Крестьяне нами дорожили.

Их в былые времена 
Надевала вся страна. 
Но теперь наденешь вряд ли 
Ты из лыка липы ...(ЛАПТИ) (слайд 6)

У.: Лапти – обычный вариант обуви крестьян. Они изготовлялись из древесного лыка или бересты. Крестьяне были бедны и такая дешёвая, но очень недолговечная обувь стала символом нищеты и безграмотности народа.

В старину бедняки ели щи и ходили в лаптях, отсюда и пошло выражение «лаптем щи хлебать». Это про человека, который не мог заработать себе на сапоги и более изысканную еду. Говорили, что он «лаптем щи хлебает», то есть живёт в страшной нищете и невежестве.

В свою очередь «не лаптем щи хлебать» – это быть человеком небедным, хватким и сообразительным.

-Молодцы, ребята. Конечно, говоря о народных символах, мы можем и расширить данный список. Можем назвать и ромашки, и шапку- ушанку, и валенки,  и русский народный костюм, а так же  обычай гостей встречать хлебом- солью и т.д. Всего и не перечислить. Богата наша страна своими неповторимыми особенностями.

Сегодня мы говорили о символах нашего государства.

Что относится к государственным символам России, а что негосударственным?

Назовите.

Чтобы проверить как вы усвоили тему, проведём небольшую проверочную работу. Для этого нам нужно разделиться на 6 групп.

 У вас на партах лежат конверты. В них символы и государственные и негосударственные. 1, 3, 5-ые группы собирают и клеят на альбомный лист только государственные символы, а 2, 4,6-ые группы- негосударственные символы. Самопроверка по слайду 7.

-Молодцы!

Рефлексия. Оцените свою работу на уроке. (слайд 8)

Важно помнить, ребята, что герб, флаг и гимн всегда напоминают нам о нашей Родине. Когда мы знаем, что означают цвета на гербе или флаге, мы всегда можем вспомнить, какая у нас страна – красивая, какой мужественный народ. Мы очень любим и гордимся нашей Родиной – Великой Россией!