Қазақстан Республикасының Білім және ғылым министрлігі
Шығыс Қазақстан облысы Семей қаласы
«Н.Г.Чернышевский
атындағы №1 жалпы орта білім беретін мектеп»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Восточно-Казахстанская область город Семей
Коммунальное
государственное учреждение «Средняя общеобразовательная школа
№1 им. Н.Г. Чернышевского»
Классный час на тему:
Сознательное поколение – светлое будущее.
Разработал: Классный руководитель 10 "Б"
учитель географии Якушев В.В.
Семей 2020 год
Сознательное поколение – светлое будущее.
Анализировать прошлое, вернее - дурное в прошлом, имеет смысл только в том случае, когда на основании этого анализа можно исправить настоящее или подготовить будущее.
(В.Некрасов)
Цель: воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, чувства ответственности за свою Родину, содействовать расширению знаний учеников о роли каждого человека в жизни.
Форма работы: лекция, беседа, диспут.
Задачи:
- способствовать развитию познавательной активности, интеллекта;
- развивать глубокое уважение к своему государству и его дальнейшей судьбе;
- воспитывать нравственно-патриотические чувства.
Ход мероприятия:
Здравствуйте, сегодня наш первый классный час в новом учебном году будет называться «Сознательное поколение – светлое будущее».
Для начала давайте узнаем, какого человека вы бы назвали человеком сознательным? Можете ли вы назвать себя человеком сознательным? (ответы учащихся).
В словаре С. И. Ожегова даётся следующее определение слову «сознательный»: СОЗНАТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. 1. Обладающий сознанием (во 2 знач.). Человек - существо сознательное. 2. Правильно оценивающий, вполне понимающий окружающее. Сознательное отношение к че-му-н. 3. Намеренный, совершенный по размышлении, обдуманный. С. обман. Сделать что-н. сознательно (нареч.). || сущ. сознательность, -и, ж. (ко 2 и 3 знач.). В широких масштабах сознательность имеет различные формы: правовая сознательность, гражданская сознательность, нравственная сознательность и т.д. Но всё же, если мы разберём все эти понятия, мы увидим, что их объединяет такое качество человека как способность давать отчёт своим действиям и нести за них ответственность.
Сознательность как качество личности – способность в своем поведении проявлять голос совести, обдуманно, осознанно принимать каждое решение, продумывать последствия своих поступков, помогать людям не по принуждению, а по зову сердца.
Для вас, учеников 9 класса, вопрос сознательности как одного из важных качеств человека наверно сейчас очень важен. Потому что именно сейчас перед вами появятся огромное количество вопросов, решить которые необходимо именно сознательно. Это вопросы, касающиеся выбора профессии, определённых жизненных приоритетов и принципов, какими путями вы будете достигать поставленных целей, готовы ли вы преодолеть возможные трудности.
Как сказал древнеримский философ Сенека «если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».
Первым шагом в становлении более сознательным человеком является осознание того, что мы сознательны.
Просыпаясь утром, посмотрите на все окружающее вас заново. Задайте себе следующие вопросы:
Вы можете задать себе подобные вопросы, начиная с «Что я делаю?», «Что я говорю?», «Чего я жду?» и т. п.
Основные методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, диспут, беседа, пример, анализ ситуаций. Практически все эти методы используются на ваших уроках учителями. Их целью является формирование у вас знаний и представлений о правильном общественном поведении, о социальных и культурных нормах, убеждённости в необходимости их соблюдения.
Сейчас вы поделитесь на две группы и прочтёте две притчи, проанализируете их, после чего вам необходимо будет ответить на некоторые вопросы.
1 группа.
Есть прекрасная притча иллюстрирующая понятие «правильного» выбора
Однажды собрались Боги и создали Человека И встал перед ними вопрос куда от него спрятать Истину?
—Давайте спрячем ее на дне океана1
— Нет-нет. давайте лучше укроем ее на обратной стороне Луны. Не скоро он сможет туда добраться!
— Ане спрятать ли нам ее на краю Вселенной?!
И тогда самый /мудрый из Богов сказал:
— Мы спрячем истину в сердцах людей. И я уверен, они в поисках ее опустятся на дно океана, будут искать ее на Луне и по всей Вселенной, даже не подозревая как она близка
2 группа.
«Притча о «благом начинании».
Семья путешествовала на своём авто. Проголодавшись, они остановились перекусить у небольшой рощи. Поев, отец бросил остатки еды на землю. Не понравилось это его сыну, и сказал он, что нехорошо мусорить, что для мусора есть специальные ящики.
— Это не мусор, сынок, — с сознанием дела ответил отец, — эти отходы съедят птицы, а всё остальное перегниёт, пойдёт на корм червям и станет удобрением.
Ничего не сказал на это сын, но всё равно остался при своём мнении. Они отправились дальше в путь и через несколько часов вновь остановились перекусить у небольшого леска. Выйдя из машины, они увидели у обочины, где, по-видимому, часто останавливались проезжие, кучу мусора из отходов пищи, которые начинали гнить и распространять неприятный запах, вынести который не было сил.
— Фу, — сказал отец семейства, — ну и вонь. Не люди, а свиньи. Разве можно так мусорить?
— Чего ты сердишься? — спросил сын.
— Как чего, разве ты не видишь, сколько тут мусора? И он портит не только воздух, но и этот прекрасный вид.
— Разве это мусор? — спросил сын. — Это же, как ты говоришь, «удобрение». Когда-то кто-то тоже решил, как и ты «удобрить» здесь землю. Увидели это «добрые» люди и продолжили «благое начинание», и «удобрили» землю кто сколько смог. И не сердиться нужно на людей, а радоваться, что они такие сознательные, что заботятся о природе и «удобряют» почву.
— Радоваться, говоришь? — спросил отец. — Да, ты прав, нужно бы радоваться, но почему-то не получается.
Ну, а теперь давайте ответим на вопросы:
- Как связаны данные притчи с сегодняшней темой классного часа?
- Одинаковые ли вопросы, связанные с сознательностью, они поднимают?
- Считаете ли вы поднятые вопросы актуальными для вас лично и современных молодых людей в целом?
(Ответы детей)
Н. А. Назарбаев в своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» отметил, «на наших глазах мир начинает новый, во многом неясный, исторический цикл. Занять место в передовой группе, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления, невозможно. Поэтому важно сконцентрироваться, изменить себя и через адаптацию к меняющимся условиям взять лучшее из того, что несет в себе новая эпоха».
Вообще, управлять свой жизнью, брать на себя ответственность за нее — это признак сформировавшейся взрослой личности.
На этом наш первый классный час заканчивается. Успехов вам в новом учебном году!
Список литературы:
1. https://psycabi.net/pritchi/227-doroga-k-mechte-pritcha-o-soznatelnom-vybore
2. https://podskazki.info/soznatelnost/
3. https://shkolazhizni.ru/archive/0/n-62045/
4. «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная
версия): Фундаментальная электронная библиотека
5. https://vidabonito.ru/filosofiya/soznavaya-svoyu-soznatelnost/
ФОТООТЧЕТ
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.