Цели: создать условия для формирования у младших школьников понятия слова «доброта», способствовать осознанию значению нравственного понятия «добра» в жизни каждого человека, воспитывать взаимоуважение способность чувствовать, понимать себя и людей.
Ход урока.
I.Орг.момент
Песня «Добрый день»
-Наш сегодняшний классный час начнём с того, что пошлём друг другу добрые мысли и чувства. Как это сделаем? А что вы хотите мысленно пожелать?
II.Постановка учебной задачи.
-Послушайте стихотворение Генриха Акулова (читает ученица Гаджиева)
Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые — щедро больным помогают,
Добрые — дарят тепло и уют,
Добрые — в ногу со слабым шагают
И никакого спа-си-бо не ждут.
-Вы уже догадались о чём пойдёт наш разговор?
-Правильно, о добре. Тема нашего классного часа «Ступеньки доброты». Эпиграфом нашего урока является слова М.Твена «Доброта –это то, что может увидеть слепой и услышать глухой». В конце классного часа скажите согласны вы с таким утверждением или нет.
III.Этап открытий новых знаний.
-Ребята, что значит слово «доброта» , прочитайте значение слова в словаре Ожегова и Даля.( отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать хорошее людям)
-А зачем людям доброта?
-Какого человека называют добрым?
(читает ученик Кибиев)
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
IV.Работа по теме.
-Доброта –это солнышко(на доске). Оно будет сегодня наблюдать за вашей работой. Что-то не хватает у нашего солнышка. Что? (Лучики)
-Правильно! Дети, как вы думаете, где живём доброта? (в сердцах)
-Верно. Первый шаг к доброте- это добрые слова, которые называются …?
Рифмованные
загадки
Есть одна игра для вас.
Я прочту стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте.
Где отгадка - там конец.
Кто подскажет - молодец!
Растает
даже ледяная глыба
От слова теплого : ... ("Спасибо")
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит : ... "Добрый день")
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы: ... ("Спасибо")
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь:… ("Здравствуйте ")
Когда нас бронят за шалости,
Говорим: ... ("Прости, пожалуйста")
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят: ... ("До свидания")
-Молодцы ! Ребятки, жизнь человека состоит из крупных хороших и не очень хороших событий: радостных, горестных, беззаботных. Представьте, что все ваши события в блюдце( гвоздики, скрепки, невидимки). Магнит- это ваше сердце, от него идут те самые невидимые лучики добра. Если поднести магнит к блюдцу что произойдёт? (к магниту притягиваются все предметы)
-Так и в жизни, после хороших поступков –у нас появляются новые друзья, улучшается настроение, сохраняется здоровье.
(На доске открываются лучики –волшебные слова, поступки, поведение, мысли, душа)
Опыт-игра «Добрые дела»
Банка чуть заполненная водой, у учеников камешки-сердечки . Доброе дело- закидывают камешек в банку.
Игра «Кто мой друг»
-Я буду называть сказочного героя , а вы, ребята, называйте его друга.
-Белоснежка и..(Семь гномов)
-Буратино и …(Пьеро)
-Крокодил Гена и …(Чебурашка)
-Винни Пух и ..(Пятачок)
-Бурундуки Чип и …(Дейл)
-Золушка и …(Принц)
V.Работа в группах.
1 группа -Вспомнить сказки , где добро побеждает зло.
2 группа –Собрать пословицы и объяснить значение
3 группа- Дописать и продолжить высказывания (антонимы)
4 группа –Добро к чему? К кому? Зачем? Почему?
5 группа –Спеть караоке песню «Если с другом вышел в путь»
VI.Физминутка музыкальная –«Если с другом вышел в путь».
VII.Составление памятки к «Ступенькам доброты»
Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
VIII.Подведение итога урока.
-Послушайте, пожалуйста , историю. Она произошла давным –давно.
(Звучит аудиозапись)
В древнем городе жил один мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределы родного города. Но был в городе человек, который завидовал славе мудреца.
И вот однажды завистник решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошёл он на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Если он скажет «живая», я сомкну ладони, и бабочка умрёт. А если скажет «мёртвая», я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас мудрее!»
Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и прилюдно задал мудрецу вопрос: «Скажи, о мудрейший! Какая у меня бабочка в руках: живая или мёртвая?» И тогда великий мудрец, который был очень умным и дальновидным человеком, ответил: «Всё в твоих руках...»
Действительно, всё в наших руках. Добро сотворённое нашими руками принесёт чудо и оно вернётся вам бумерангом.
IX.Рефлексия.
-Вспомните, ребята, какие добрые дела или поступки вы совершали. Называем добрый ваш поступок и закидывайте в баночку с водой камушек.
(Вода-это доброе отношение окружающих, камни- это добро. Если камней будет много –вода будет выливаться)
-Мне особенно хотелось бы сказать об отношении к родителям, пожилым, больным. Порой дети дерзят , грубят родителям, невнимательны к ним. Это огорчает. Дарите любовь и благодарность к тем, кто дал вам жизнь, поставил вас на ноги. Доброта –это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. Помните, без добрых дел нет доброго имени!
-А теперь ответьте , пожалуйста, согласны ли вы с таким мнением Марка Твена и как вы его понимаете?(Дети объясняют, размышляют)
-В жизни можно по-разному жить,
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя спать,
Вовремя делать гадости.
А можно и так -
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать
И подарить его людям.
-Будьте здоровы, ребята!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.