Классный час на тему «Толерантность и мы» (9 класс) Цели: · познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности; · развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей. Задачи: · дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности; · развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся; · воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися. Форма проведения: “круглый стол” с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами. Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара). Ход классного часа - Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Что же такое толерантность? Немного из истории. (можно дать подготовить материал обучающимся) На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего — в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”. Самым последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В своем «Трактате о веротерпимости» (1763) Вольтер не критикует ни одну конкретную религию, но показывает, как они, милосердные по своей сути, разъедаются предрассудками и нетерпимостью. По его мнению, все верования должны иметь возможность для выражения, но «верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлеченных предметах». Важнейшим результатом деятельности философов, и прежде всего Вольтера, явилось признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между религиями, народами и другими социальными группами. Через 11 лет после смерти Вольтера, 26 августа 1789 г., Учредительное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, провозгласив на весь мир свободу мысли и слова, за признание которых так упорно боролся Вольтер. Эта декларация — предвестница современных деклараций о правах человека, апофеозом которых стала появившаяся три века спустя, в 1948 году, Всеобщая декларация прав человека. В ней изложены главные принципы мира, ненасилия и демократии. Эти принципы рассматриваются в качестве требований или прав, которые может предъявить обществу каждый человек. В декларации отмечается, что насилие, войны могут быть как следствием подавления демократии, так и результатом нетерпимости. Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному: Tolerangia (испанское) – способность признавать отличные от своих собственные идеи и мнения. Tolerange (французское) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам. Kuan rong (китайское) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. Tasamul (арабское) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпимость. Толерантность (русское) – способность терпеть что-то, кого-либо; быть выдержанным, выносливым, мириться существованием чего-то, кого-либо, считаться с мнением других. Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность – глобальная проблема, и наиболее эффективным способом формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.
Вопросы к учащимся: 1. Какое из определений вам импонирует более всего? 2. Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны? 3. А что же объединяет эти определения? 4. Какое из определений вам импонирует более всего? 5. Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны? 6. А что же объединяет эти определения? Почему так актуальна толерантность в настоящее время? В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот… «Перед вами две дороги, выбирайте» Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы. - Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка. - Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку. - Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине. - А нам-то что? Он сам виноват. - Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь. - Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать? - Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку. - Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее. - Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку. - Что с вами? – спросила она мужчину. – что с вашей ногой. - я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно. - Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую». - Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»? Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню. - Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу. - Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом. Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь. - У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату. - Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдете себе счастье. Вопросы к учащимся: 1. Почему молодой человек отказался помочь? 2. Как бы вы поступили в этом случае? 3. Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь? Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню? Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты. Есть два пути развития личности: · Толерантный · Интолерантный Работа учащихся по группам Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной личности.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Тест на толерантность 1. Неприятна ли Вам ситуация, в которой приходится отказаться от плана, придуманного Вами, потому что принят план, предложенный другом? а) да б) нет 2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто –то предлагает начать игру. Что вы предпочтете: а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет б) чтобы играли все желающие, даже если еще не знают правил 3. Вы спокойно воспринимаете неприятные для Вас новости? а) да б) нет 4. Вызывают ли у Вас неприязнь люди, которые появляются в общественных местах в нетрезвом виде? а) если они не переступают допустимых границ, Вас вообще это не интересует? б) вам всегда неприятны люди, которые не умеют себя контролировать 5. Можете ли Вы легко войти в контакт с обучающимися из других школ? а) вам обычно это трудно сделать б) вы не обращаете внимания на такие различия 6. Как Вы реагируете на шутку, объектом которой являетесь? а) вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники б) если даже шутка будет неприятна, Вы постараетесь ответить в такой же шутливой форме 7. Согласны ли Вы с мнением, что многие люди «сидят на своем месте»: а) да б) нет 8. Вы приводите в компанию друга или подругу, и он (а) становится центром внимания. Как Вы реагируете? а) Вам неприятно, что при этом внимание отвлечено от Вас б) Вы радуетесь за своего друга 9. Пожилой человек критикует молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете Вы? а) промолчите или просто уйдете в сторону б) вступите в спор запишите себе по 2 очка за ответы: 1б, 2б, 3а, 4а,5б, 6б, 7а, 8б, 9а От 0 до 4 очков Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы Вы не находились, может возникнуть впечатление, что Вы склонны навязывать свое мнение другим: чтобы добиться своего, часто повышаете голос. Вы авторитарны, и с Вами трудно поддерживать продуктивный контакт людям, если они думают иначе , чем Вы; Вас раздражает, если с Вами не соглашаются От 6 до 12 очков Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но порой способны и излишнюю резкость, проявление неуважения к мнению собеседника. В такой момент Вы можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер От 14 до 18 очков Твердость Ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью. Гибкостью Вашего ума. Вы можете принять любую позитивную идею, даже если не вполне ее разделяете. Вы достаточно самокритичны и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от своих взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочным
Педагог: Ребята, давайте проанализируем цитаты. Конфуцианство: «Не делай другим того, чего ты не хотел бы от других». Буддизм: «Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову» Христианство: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и поступайте вы с ними». Индуизм: «Не делай другому того, от чего больно тебе» Ислам: «Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как самого себя». Джайнизм: «В счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе». Иудаизм: «Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе». Сикхизм: «Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Тогда на небе вы будете равны» Даосизм: «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей». Зороастризм: «Только та натура хороша, которая не сделает другой того, что нехорошо для нее самой». Задание: 1. Подумайте, какой общий смысл содержится в этих цитатах времен и народов. 1. Сформулируйте принцип, который мог бы выразить взаимное уважение друг к другу обучающихся в классе, в школе и взаимное уважение между учителями и обучающимися. Резюме: жизнь учит людей реализовывать ценности, достигать цели, решать проблемы. И школа в том числе: у нас есть общие ценности, общие цели, общие проблемы. И мы их можем решать на основе принципа толерантности, т.е. снисходительности и уважения. Уверенные в себе люди принимают других такими, какие они есть, не раздражаясь, не унижая, не навязывая своего мнения.
Составление с учащимися правил толерантного общения. Например: 1. Уважай собеседника. 2. Старайся понять то, о чем говорят другие. 3. Отстаивай свое мнение тактично. 4. Ищи лучшие аргументы. 5. Будь справедливым, готовым принять правоту другого. 6. Стремись учитывать интересы других. Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Китайская притча «Ладная семья» Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже. Обсуждение притчи Заключительное слово учителя. |
o Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
o Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
o Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
o Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
o Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
И всё это вам поможет жить в мире.
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным мир!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.