Урок № 1.
Тема
|
Древние образы в народном искусстве. |
Педагогическая цель:
|
Познакомить учащихся с понятием «декоративно-прикладное искусство», со славянской орнаментальной символикой и её историей. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества. Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности. |
Тип урока |
Урок изучения новых знаний. |
Планируемые результаты (предметные ПР) |
Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства. Читать орнамент |
Личностные (ЛР)
|
- Уважительно относиться к культуре народного искусства; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
УУД Метапредметные (МПР) |
Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы под руководством учителя; Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий.
|
Основное содержание темы, понятия, термины. |
Традиционные образы народного прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни. |
Образовательные ресурсы. |
В/ф «Народные промыслы». Презентация «Солярные знаки». Иллюстрации с изображением знаков-символов, с изображением орнамента на предметах быта. Бумага, акварель. |
Ход урока.
Этап урока / учебная ситуация |
Результат этапа |
Цель этапа |
Взаимодействие в образовательном процессе |
|
Действия педагога |
Действия обучающихся |
|||
1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент. |
Готовность к уроку. (Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка). |
Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. |
Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки. |
Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -настрой на урок. |
2. Актуализация знаний, мотивация. |
Осознание необходимости получения новых знаний. |
Определение границ знания и незнания. |
Беседа о декоративно-прикладном искусстве: ДПИ – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.). Материалами ДПИ стали различные виды ткани, дерево, камень, глина, гипс, кожа и др. |
1.Объясняют смысл понятия «декоративно-прикладное искусство». 2.Называют предметы нашего быта, материалы ДПИ.
|
3. Постановка учебной задачи. |
Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. |
Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока. |
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Какого знания нам не хватает для изображения древа жизни? |
Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. |
4. Решение учебной задачи. |
Новое знание: понимать условно-символический характер народного декоративного искусства, читать орнамент. |
Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания. |
Беседа о крестьянском быте, о древних образах и символах (женская фигура, разветвлённое дерево, конь, птица), о солярных знаках (солнце-кружок, земля – линия или ромб и т. д. (Презентация), о значении цвета. Беседа о значении образов в жизни крестьянина. |
Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию. Анализируют новые сведения о древних образах и символах. Рассуждают о значении образов и символах в жизни крестьянина. |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. |
Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности. |
Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий. |
-Нашу жизнь можно представить в виде огромного дерева с его многочисленными ответвлениями и корнями. Помните, при создании рисунка необходимо сохранять обобщённую форму изображения, фантазируйте, украшайте свою работу. |
Изображение древа жизни акварелью. |
6. Оценка. |
Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности. |
Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий. |
-Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием) |
Выставка рисунков. (самооценивание) |
7. Итог. Рефлексия деятельности. |
Умение соотносить результаты собственной деятельности. |
Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. |
Беседа по вопросам: -Что такое ДПИ? Какие предметы относятся к ДПИ? - Что относится к материалам ДПИ? - Как в образах народного искусства отражаются представления древнего человека о жизни и быте? |
Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. |
8. Домашнее задание. |
Использование нового знания в выполнении творческого задания. |
Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение раннеусвоенных ЗУНов |
- Подобрать иллюстрации изображений орнаментов со знаками-символами. |
Запись д/з в дневник. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.