Конструкт организации художественного труда "Гномики" в старшей группе

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конструкт организации художественного труда с природным материалом в старшей группе (5-6 лет). Тема: "Гномики" Изготовление лесных гномиков из шишек, веток и желудей с использованием различных дополнительных природных материалов.
Иконка файла материала Конструкт Гномики.docx

ГАПОУ СО «Каменск-Уральский педагогический колледж»

Конструкт  проведения  совместной образовательной деятельности

по ПМ 02 Организация различных видов деятельности и общения детей дошкольного возраста

Шульгиной Марии Михайловны

(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 431)

 

Группа: старшая группа (5-6 лет)

Тема: «Гномики»

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Вид ОД: ручной (художественный) труд

Виды деятельности: продуктивная, изобразительная, декоративно-прикладная, трудовая, познавательная, коммуникативная

Формы организации: фронтальная, индивидуальная

Планируемый  результат:

·           Дети высказывают различные пути и варианты решения задачи;

·           Дети имеют представления о гномах;

·           Дети демонстрируют наглядно-образное мышление;

·           У детей обогащается словарный запас (кирка);

·           Дети проявляют воображение;

·           Дети умеют изготавливать гномиков из природных материалов;

·           Дети умеют скреплять детали изделия пластилином;

·           Дети умеют выбирать инструменты и материалы для изготовления изделия;

·           Дети анализируют природный материал как основу будущей поделки;

·           Дети проявляют желание использовать дополнительные материалы;

·           Дети имеют представление  о технике безопасности при работе с пластилином и природными материалами;

·           Дети имеют желание соблюдать технику безопасности

·           Дети выполняют работу аккуратно, доводят дело до конца;

·           Дети чувствуют специфику природного материала и создают из него художественные образы;

·           Дети проявляют самостоятельность, творчество, инициативу;

·           Дети демонстрируют изобразительные навыки и применяют художественные способы для реализации творческих замыслов

·           У детей развита мелкая моторика рук;

·           Дети оценивают результаты своего труда, представляют и обсуждают его;

·           Дети проявляют бережное отношение к результатам труда;

·           Дети умеют замечать красоту и гармонию в своих изделиях и других детей

Цель: формирование творческих способностей у детей в процессе изготовления поделок из природных материалов

ЗАДАЧИ

образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательная:

·           Формировать желание использовать дополнительные материалы;

·           Формировать желание соблюдать технику безопасности;

·           Воспитывать аккуратность, умение доводить дело до конца;

·           Поощрять у детей самостоятельность, творчество, инициативу;

·           Воспитывать бережное отношение к результатам труда;

·           Формировать умение замечать красоту и гармонию в своих изделиях и других детей

Развивающая:

·           Развивать наглядно-образное мышление;

·           Развивать воображение;

·           Развивать мелкую моторику

Обучающая:             

·           Формировать умение находить различные пути и варианты решения задач

·           Формировать представления детей о гномах;

·           Обогащать словарный запас детей (кирка);

·           Учить детей изготавливать гномиков из природных материалов;

·           Формировать умение скреплять детали изделия пластилином;

·           Формировать умение выбирать инструменты и материалы для изготовления изделия;

·           Формировать умение анализировать природный материал как основу будущей поделки;

·           Закреплять представления детей о технике безопасности при работе с пластилином и природными материалами;

·           Научить детей чувствовать специфику природного материала и создавать из него художественные образы;

·           Совершенствовать изобразительные навыки и умение применять художественные способы для реализации творческих замыслов

·           Развивать умение оценивать результаты своего труда, представлять и обсуждать их;

 

Список использованных источников

1. Федеральная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2024. – 224 с.: табл. (Правовая библиотека образования).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 48 с. (Правовая библиотека образования).

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Принципы воспитания: воспитание через творчество, воспитание через взаимодействие, создание положительного эмоционального подъёма

Принципы обучения:  принцип доступности, принцип систематичности и последовательности,  принцип прочности знаний

Методы воспитания: игровая ситуация, стимулирование занимательным содержанием, эмоциональное стимулирование, поощрение.

Методы обучения: Наглядные (показ, демонстрация, иллюстрации), словесные (беседа, чтение художественного слова, объяснение, указание), практические (практическая деятельность, анализ работ, задание).

Оборудование:

Демонстрационное: Изображения различных гномиков                                                                                 

Раздаточное: досочки, пластилин, шишки, ветки, желуди, дополнительные природные материалы: шишки, верба, листья, ветки, камни кора.

Предварительная деятельность: создание города с домиками для гномиков из картонной основы и природных материалов

 

Ход совместной деятельности

Этапы

 

Методы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемый результат

 

1.Мотивация на совместную деятельность

Задачи:

-Смотивировать детей на предстоящую деятельность;

- Формировать умение находить различные пути и варианты решения задач

Беседа, стимулирование занимательным содержанием, игровая ситуация, эмоциональное стимулирование, поощрение

Воспитатель мотивирует детей на совместную деятельность.

-Ребята, дома которые мы сделали высохли. А значит настало время заселять их жильцами. А кто в них поселится? (Гномики). Правильно! Гномики.

- Но какие же гномики могут поселиться в наших домиках? Откуда они придут? (Ответы детей).

- Интересные идеи! Но сначала узнаем немного про гномов.

Дети участвуют в беседе, придумывают идеи

 

Дети  смотивированы к предстоящей деятельности;

Дети высказывают различные пути и варианты решения задачи

 

2. Совместное планирование

2.1. Анализ объекта

Задачи:

-Формировать представления детей о гномах;

- Развивать наглядно-образное мышление;

- Обогащать словарный запас детей (кирка);

-Развивать воображение

Беседа, демонстрация, иллюстрации, поощрение

 

Воспитатель приглашает детей на свои места и показывает им иллюстрации, слайды презентации.

- Ребята, а вы знаете, кто такие гномы? (Ответы детей).

- Гномы – волшебный народ невысокого роста. Говорят, что гномы родом из Скандинавии, но сейчас-то они живут по всему миру. Скандинавия – это регион в Европе, который состоит из трёх стран: Норвегии, Швеции и Дании.

Гномы бывают разными. Некоторые отличаются скверным характером, но есть и добродушные. Всех их объединяет живой ум, острое зрение и ловкость. Есть гномы, которые живут под землёй, они- шахтёры. Такие гномы работают, не покладая рук, добывая руду и драгоценные камни. Они очень трудолюбивые и жадные.

- Этот гном держит кирку. Кирка – это инструмент для добычи горных пород.

- А сейчас, ребята, посмотрите на фотографии гномов. Что они делают? Чем занимаются? (Ответы детей). Молодцы!

- Вам тоже нужно будет придумать, чем будет заниматься ваш гном. У кого-то может он будет рыбачить, у кого-то гулять, у кого-то в руках может будут какие-то предметы. Придумайте, кто это у вас будет: мальчик или девочка.

Дети беседуют с педагогом, отвечают на вопросы, рассматривают изображения

Дети имеют представления о гномах;

Дети демонстрируют наглядно-образное мышление;

У детей обогащается словарный запас (кирка);

- Дети проявляют воображение

 

2.2. Анализ процесса

Задачи:

-Учить детей изготавливать гномиков из природных материалов;

- Формировать умение скреплять детали изделия пластилином;

-Развивать воображение

Беседа, показ, объяснение

Воспитатель вместе с детьми планирует совместную деятельность.

- Ребята, смотрите внимательно, как будем делать гномиков. От большого куска пластилина нужно отделить 4 небольших шарика и отложить из в сторону, а оставшийся кусок скатываем в шарик и скрепляем им голову и туловище. С помощью маленьких пластилиновых шариков скрепляем руки и ноги к туловищу.

- А дальше уже придумывайте, что гномик будет делать, какие детали ещё нужно добавить. Когда гномик будет готов, я дам вам фломастер, и вы можете нарисовать лицо. Придумайте, какие эмоции будут у вашего гномика. Он будет грустный, сердитый или веселый.

Дети слушают воспитателя, наблюдают за показом процесса изготовления изделия,  планируют деятельность

Дети умеют изготавливать гномиков из природных материалов;

Дети умеют скреплять детали изделия пластилином;

- Дети проявляют воображение

 

2.3. Выбор инструментов

Задача:

-Формировать умение выбирать инструменты и материалы для изготовления изделия;

-Формировать умение анализировать природный материал как основу будущей поделки;

-Формировать желание использовать дополнительные материалы

Беседа, демонстрация, поощрение

-Ребята, что нам понадобится для работы? (Досочки, пластилин, природные материалы). Отлично!

- Посмотрите, какие природные материалы у вас лежат в тарелочках? (Шишки, желудь, веточки). Молодцы!

- С какого дерева эта шишка? (Сосна). А что мы из неё сделаем? (Туловище).

- А жёлудь с какого дерева? (Дуб). Что мы из желудя сделаем? (Голову гномику). Правильно!

- Веточки какие у вас есть? (Толстые и тонкие, маленькие).

- Более толстые ветки будем использовать для ног, а тоненькие для рук.

- Если захотите что-то добавить, можете подходить к демонстрационному столу и брать любые природные материалы. Какие материалы вы здесь видите? (Листья, рябина, верба, шишки, ветки, семена, кора).

Дети беседуют с педагогом, выбирают и рассматривают материалы и оборудование

Дети умеют выбирать инструменты и материалы для изготовления изделия;

Дети анализируют природный материал как основу будущей поделки;

Дети проявляют желание использовать дополнительные материалы

 

2.4. Техника безопасности

Задача:

-Закреплять представления детей о технике безопасности при работе с пластилином и природными материалами;

-Формировать желание соблюдать технику безопасности

Беседа, напоминание, поощрение, указание

Воспитатель организует повторение техники безопасности

- А сейчас, ребята, расскажите, как мы ведём себя на занятии? (Ответы детей).

-Ребята, для чего нам нужна доска? (Ответы детей).

- А как мы работаем с пластилином? (Ответы детей).

- Молодцы! Всё знаете. Если пластилин упадёт на пол, обязательно поднимите, чтобы его никто не растоптал. Пластилин с пола очень сложно отскребать.

Дети вспоминают технику безопасности по работе с пластилином и природным материалом.

 

Дети имеют представление  о технике безопасности при работе с пластилином и природными материалами;

Дети имеют желание соблюдать технику безопасности

 

 

Пальчиковая гимнастика «Гномики»

Задачи:

-Подготовить руки и фаланги пальцев к работе,

-Подготовить детей к дальнейшей деятельности

Чтение худ.слова,

показ

 

 

 

Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику.

-Ребята, прежде чем приступить к работе, подготовим наши пальчики. Повторяйте за мной.

Жили-были гномики (указательным и большим пальцем показываем размер)

В расчудесном домике. (ладони сложены в виде крыши)

Папа-гном дрова рубил, (ребром кисти ударяем о ладонь, меняем руки)

Гном-сынок их в дом носил (хватательные движения руками)

Мама-гномик суп варила, (круговые движения кистями)

Дочка-гном его солила, (пальцы сложены, изображаем «щепотку»)

Гномик-бабушка вязала, (имитируем вязание спицами)

Гномик-тетушка стирала, (потираем ладони друг о друга)

Дед окошко открывал, (руки в стороны)

В дом гостей он приглашал! (машем ладонями на себя)

- Отлично! Молодцы!

Дети выполняют пальчиковую гимнастику

 

 

Дети подготовили руки и фаланги пальцев к работе;

Готовы к дальнейшей деятельности

 

3. Реализация деятельности

Задачи:

-Воспитывать аккуратность, умение доводить дело до конца;

-Научить детей чувствовать специфику природного материала и создавать из него художественные образы;

-Поощрять у детей самостоятельность, творчество, инициативу;

-Совершенствовать изобразительные навыки и умение применять художественные способы для реализации творческих замыслов

-Развивать мелкую моторику

Беседа, объяснение, практическая деятельность,

поощрение

Воспитатель приглашает детей на свои рабочие места.

- А сейчас, ребята, начинаем делать гномиков. Сначала разомните пластилин. Отщипите 4 маленьких шарика размером с горошинки и отложите их. Большим куском пластилина скрепите шишку и желудь так, чтобы шляпка желудя была сверху. Затем пластилином прикрепите ветки к шишке, чтобы получились руки и ноги у гномика.

Воспитатель наблюдает за деятельностью детей  и помогает в случае необходимости.

-Ребята, кто сделал гномиков, придумайте, чем они у вас будут заняты, как выглядеть. И можете подходить к демонстрационному столу и выбирать дополнительные детали из природных материалов. Кто сделает, можете брать маркер и нарисовать лицо гномику.

Воспитатель наблюдает за деятельностью детей, помогает найти необходимые детали из природных материалов.

-Ребята, работаем аккуратно. По окончанию работы вам нужно собрать мусор и выбросить в ведро. Если необходима помощь, можете позвать меня.

Пока дети доделывают свои работы, воспитатель располагает гномиков в городе рядом со своими домиками.

Дети применяют свои творческие способности, изготавливают гномика из природных материалов

Дети выполняют работу аккуратно, доводят дело до конца;

Дети чувствуют специфику природного материала и создают из него художественные образы;

Дети проявляют самостоятельность, творчество, инициативу;

Дети демонстрируют изобразительные навыки и применяют художественные способы для реализации творческих замыслов

У детей развита мелкая моторика рук

 

Физминутка «Маленький гном»

Задачи:

-Способствовать снятию мышечного напряжения;

-Способствовать переключению внимания у детей;

 

Чтение худ.слова,

показ

 

- Ребята, а теперь давайте немного отдохнем. Встаем в круг на ковре и повторяем движения за мной.

Жил-был маленький гном (приседают, встают)

У гнома был маленький дом (изображают руками «крышу» над головой)

Гномик кашу варил («помешивают» кашу)

И всем – всем - всем говорил (показывают друг на друга)

«Все мы, и ты, и я – друзья! (кладут руку на плечо соседа)

В гости ко мне прибегайте (бег на месте)

Ноги вытирайте! («вытирают» ноги)

Садитесь за стол (приседают)

Кашей угощайтесь! (имитируют действия с ложкой)

И друг другу – улыбайтесь! (улыбаются).

- Какие вы молодцы! А сейчас я предлагаю сесть вам за свои рабочие места.

Дети выполняют физминутку по показу педагога

Дети сняли мышечное напряжение;

Дети переключили внимание

 

4. Подведение итогов

Задачи:

- Развивать умение оценивать результаты своего труда, представлять и обсуждать их;

-Воспитывать бережное отношение к результатам труда;

- Формировать умение замечать красоту и гармонию в своих изделиях и других детей

Беседа, поощрение, анализ работ

Воспитатель приглашает детей на стульчики на ковер.

-Ребята, посмотрите, гномики уже заселились в город. Предлагаю вам придумать имя своему гномику, и я запишу его на указатель у домика.

Воспитатель записывает имена гномиков на указатели.

- Ребята, вы все молодцы! У всех получились замечательные гномики. Вам понравилось делать изделия из природных материалов? Что вам больше всего понравилось? Какие трудности у вас возникали в ходе изготовления изделий?  Из каких материалов мы делали гномиков (Ответы детей).

- Как вы думаете, понравились домики гномикам? (Да!)

- Ребята, посмотрите, какие гномики поселились в городе? (рыбаки, художник, лодочник, гномик, который прыгает на скакалке, который держит котика, который гуляет…)

- Ребята, кто-нибудь хочет рассказать историю про своего гномика? Как его зовут, кто это, чем занимается? (Ответы детей).

- Молодцы! Какие интересные истории.

- Вам нравятся ваши работы? (Даа!) А какой гномик вам больше нравится? Почему? (Ответы детей).

Дети слушают, вступают в диалог, придумывают имена гномикам, совместно с воспитателем подводят итог,

Анализируют свои работы, объясняют выбор

Дети оценивают результаты своего труда, представляют и обсуждают его;

Дети проявляют бережное отношение к результатам труда;

Дети умеют замечать красоту и гармонию в своих изделиях и других детей

 

5. Открытость.

Задача:

ориентировать детей на самостоятельную деятельность  в режимных моментах.

Беседа, задание

Воспитатель побуждает к самостоятельной деятельности.

- Ребята, я вам предлагаю придумать сказки про своих гномиков, потом мы все послушаем. Кому мы ещё можем показать наш город и рассказать сказки (родителям, другим детям). Отличные идеи.

- а сейчас, кто хочет, может нарисовать историю про своего гномика.

Дети слушают педагога, планируют самостоятельную деятельность

Дети ориентированы на самостоятельную деятельность