Конструкт организации художественного труда "Домики для гномиков" в старшей группе

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конструкт организации художественного труда с природным материалом в старшей группе (5-6 лет). Тема: "Домики для гномиков" Изготовление домиков из картонных основ с использованием различных природных материалов (кора, шишки, листья, верба, мох и др.)
Иконка файла материала Конструкт Домики для гномиков.docx

ГАПОУ СО «Каменск-Уральский педагогический колледж»

Конструкт  проведения  совместной образовательной деятельности

по ПМ 02 Организация различных видов деятельности и общения детей дошкольного возраста

Шульгиной Марии Михайловны

(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 431)

 

Группа: старшая группа (5-6 лет)

Тема: «Домики для гномиков»

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Вид ОД: ручной (художественный) труд

Виды деятельности: продуктивная, изобразительная, декоративно-прикладная, трудовая, познавательная, коммуникативная

Формы организации: фронтальная, индивидуальная

Планируемый  результат:

·           Дети высказывают различные пути и варианты решения задачи;

·           Дети имеют представления о домах (материалы, размеры, части домов);

·           Дети используют приёмы наглядно-образного мышления;

·           Дети обогащают словарный запас (деревянные, кирпичные, панельные);

·           Дети умеют приклеивать детали из природного материала на объёмные фигуры;

·           Дети умеют изготавливать домики из природного материала;

·           Дети проявляют внимательность и память;

·           Дети проявляют воображение;

·           Дети умеют выбирать материалы для изготовления поделки;

·           Дети анализируют природный материал как основу будущей поделки;

·           Дети имеют представление  о технике безопасности при работе с клеем и природными материалами;

·           Дети выполняют работу аккуратно, доводят дело до конца;

·           Дети чувствуют специфику природного материала и создают из него художественные образы;

·           Дети проявляют самостоятельность, творчество, инициативу;

·           Дети демонстрируют изобразительные навыки и применяют художественные способы для реализации творческих замыслов;

·           Дети оценивают результаты своего труда, представляют и обсуждают его;

·           Дети проявляют бережное отношение к результатам труда;

·           Дети умеют замечать красоту и гармонию в своих изделиях и других детей

Цель: формирование творческих способностей у детей в процессе изготовления поделок из природных материалов

ЗАДАЧИ

образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательная:

·           Воспитывать аккуратность, умение доводить дело до конца;

·           Поощрять у детей самостоятельность, творчество, инициативу;

·           Воспитывать бережное отношение к результатам труда;

·           Формировать умение замечать красоту и гармонию в своих изделиях и других детей

Развивающая:

·           Развивать наглядно-образное мышление;

·           Развивать внимательность и память;

·           Развивать воображение

Обучающая:

·           Формировать умение находить различные пути и варианты решения задач

·           Актуализировать знания детей о домах (материалы, размеры, части домов);

·           Обогащать словарный запас детей (деревянные, кирпичные, панельные)

·           Учить детей приклеивать детали из природного материала на объемные фигуры;

·           Учить детей изготавливать домики из природного материала;

·           Формировать у детей умение выбирать материалы для изготовления поделки;

·           Формировать умение анализировать природный материал как основу будущей поделки;

·           Закреплять представления детей о технике безопасности при работе с клеем и природными материалами;

·           Научить детей чувствовать специфику природного материала и создавать из него художественные образы;

·           Совершенствовать изобразительные навыки и умение применять художественные способы для реализации творческих замыслов;

·           Развивать умение оценивать результаты своего труда, представлять и обсуждать их

 

Список использованных источников

1. Федеральная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2024. – 224 с.: табл. (Правовая библиотека образования).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 48 с. (Правовая библиотека образования).

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Принципы воспитания: воспитание через творчество, воспитание через взаимодействие, создание положительного эмоционального подъёма

Принципы обучения:  принцип доступности, принцип систематичности и последовательности,  принцип прочности знаний

Методы воспитания: проблемная ситуация, эмоциональное стимулирование, поощрение, беседа, наблюдение педагога.

Методы обучения: Наглядные (показ, демонстрация, иллюстрации), словесные (беседа, чтение художественного слова, объяснение, указание, напоминание), практические (практическая деятельность, анализ работ, задание).

Оборудование:

Демонстрационное: изображения различных домов (кирпичные, деревянные, панельные, маленькие, большие, высокие, низки), примерный образец домика, изображения домов для гномиков из природных материалов.

Раздаточное: клеёнки, кисточки, клей ПВА, основы домиков из картона, сосновая кора, шишки, чешуйки от шишек, листья, верба, ветки, мох.

Предварительная деятельность: заготовка полянки для домиков в ходе самостоятельной деятельности. Материалы: пластмассовый поддон, песок, мох, камни, ветки, шишки, картон голубого цвета.

 

Ход совместной деятельности

Этапы

 

Методы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемый результат

 

1.Мотивация на совместную деятельность

Задачи:

-Смотивировать детей на предстоящую деятельность;

- Формировать умение находить различные пути и варианты решения задач

Беседа, стимулирование занимательным содержанием, проблемная ситуация, эмоциональное стимулирование

Воспитатель мотивирует детей на совместную деятельность.

- Ребята, в нашем уголке природы хотят поселиться лесные гномы. Но им нужно где-то жить.  Как мы им можем им помочь? (Ответы детей)

- Отличные идеи! Мы можем придумать им какие-нибудь дома.

Дети участвуют в беседе, обсуждают решение проблемной ситуации

 

Дети  смотивированы к предстоящей деятельности;

Дети высказывают различные пути и варианты решения задачи

 

 

 

 

 

2. Совместное планирование

2.1. Анализ объекта

Задачи:

-Актуализировать знания детей о домах (материалы, размеры, части домов);

- Развивать наглядно-образное мышление;

- Обогащать словарный запас детей (деревянные, кирпичные, панельные)

Беседа, демонстрация, иллюстрации, поощрение

 

Воспитатель приглашает детей на свои рабочие места, демонстрирует изображения различных домов.

 - Ребята, чтобы помочь гномам, вспомним, какие бывают дома. Проходите на свои места.

- Из каких материалов бывают дома? (из дерева, кирпичей).

- Правильно! Ребята, посмотрите, какие бывают дома. Деревянные, кирпичные, панельные - это дома, собранные из крупных железобетонных плит, изготовленных на заводах.

- Ребята, посмотрите, какие бывают дома по размеру? (Большие, маленькие).

- Как вы думаете, какого размера дома должны быть у гномиков? (Маленькие). Почему? (Потому что гномики маленькие). Правильно!

- А по высоте, какие дома могут быть? (высокие и низкие). Правильно! Молодцы!

- Ребята, посмотрите на изображение дома. Из каких частей состоит дом? (Крыша, окна, стены, двери, крыльцо). Молодцы! Всё назвали. А теперь посмотрите, какие маленькие домики мы будем с вами делать.

Воспитатель демонстрирует изображения различных домов для гномов из природных материалов.

Дети рассматривают изображения домов, отвечают на вопросы

Дети имеют представления о домах (материалы, размеры, части домов);

Дети используют приёмы наглядно-образного мышления;

Дети обогащают словарный запас (деревянные, кирпичные, панельные)

 

2.2. Анализ процесса

Задачи:

-Учить детей приклеивать детали из природного материала на объемные фигуры;

- Учить детей изготавливать домики из природного материала;

-Развивать внимательность и память;

-Развивать воображение

Беседа, указание, показ, объяснение, поощрение

Воспитатель вместе с детьми планирует совместную деятельность.

- Теперь внимательно послушайте, что вам нужно будет сделать. У всех есть основа для домика из картона. Сначала оформляем стены. Подбираете детали сначала для одной стены. Когда подобрали, смазываете одну стену домика клеем. Наносите больше клея, чтобы детали приклеились. Если мало клея нанесете, детали могут отпасть. Затем крепко прижимаете детали и ждёте, когда они приклеятся. Если детали уже держатся на картоне, то переворачиваете дом и подбираете детали для другой стороны. Так вам нужно будет обклеить все стены дома, а в конце оформить крышу. Запомнили, что нужно будет сделать? (Да!) Молодцы!

Оформление дома вы должны придумать сами. Можете использовать любые предложенные природные материалы. Ваши домики должны понравится гномикам, поэтому сделайте красивые домики. Можете придумать дополнительные детали к дому: трубу или забор.

Дети слушают воспитателя, планируют деятельность, запоминают последовательность действий, придумывают свой домик

Дети умеют приклеивать детали из природного материала на объёмные фигуры;

Дети умеют изготавливать домики из природного материала;

Дети проявляют внимательность и память;

Дети проявляют воображение

 

2.3. Выбор инструментов

Задачи:

-Формировать у детей умение выбирать материалы для изготовления поделки;

-Формировать умение анализировать природный материал как основу будущей поделки

Беседа, демонстрация, поощрение

- Ребята, посмотрите, что вам понадобится для работы.

У каждого есть основа дома из картона. Её вы кладёте на клеёнку. Ещё у вас есть клей ПВА и кисточки. Посмотрите, что у вас находится в пластиковой тарелке? (Кора, листья, верба, шишки, мох). Правильно!

-У вас в тарелке различные природные материалы. Вы можете выбирать, из чего будете делать стены, дверь, крышу. Придумать украшения дома. Из чего вы можете сделать стены? (Из коры, листьев, вербы, мха). А крышу для дома из чего можно сделать? (шишки, чешуйки от шишек, листья, кора, мох). Молодцы! Интересные у вас идеи.

 

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, выбирают материалы для изготовления поделки

Дети умеют выбирать материалы для изготовления поделки;

Дети анализируют природный материал как основу будущей поделки

 

2.4. Техника безопасности

Задача: Закреплять представления детей о технике безопасности при работе с клеем и природными материалами;

Беседа, напоминание, поощрение

Воспитатель организует повторение техники безопасности

-Ребята, кто напомнит, как нужно работать с клеем? (Ответы детей).

- На чём мы будем клеить? Куда положите кисточку с клеем? (Ответы детей).

- Как нужно работать с природным материалом? (Ответы детей). Какие вы молодцы! С природным материалом работаем аккуратно, чтобы не крошилось. Не разбрасываем его. Не нужные детали складывайте сразу в тарелку.

Дети вспоминают технику безопасности при работе с клеем, природным материалом.

 

Дети имеют представление  о технике безопасности при работе с клеем и природными материалами;

 

 

Пальчиковая гимнастика «Гномики»

Задачи:

-Подготовить руки и фаланги пальцев к работе;

-Подготовить детей к дальнейшей деятельности

Чтение худ.слова,

показ, поощрение

 

Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику.

-Ребята, прежде чем приступить к работе, подготовим наши пальчики.

Жили-были гномики (указательным и большим пальцем показываем размер)

В расчудесном домике. (ладони сложены в виде крыши)

Папа-гном дрова рубил, (ребром кисти ударяем о ладонь, меняем руки)

Гном-сынок их в дом носил (хватательные движения руками)

Мама-гномик суп варила, (круговые движения кистями)

Дочка-гном его солила, (пальцы сложены, изображаем «щепотку»)

Гномик-бабушка вязала, (имитируем вязание спицами)

Гномик-тетушка стирала, (потираем ладони друг о друга)

Дед окошко открывал, (руки в стороны)

В дом гостей он приглашал! (машем ладонями на себя)

- Отлично! Молодцы!

Дети выполняют пальчиковую гимнастику

 

 

Дети подготовили руки и фаланги пальцев к работе;

Дети готовы к дальнейшей деятельности

 

3. Реализация деятельности

Задачи:

-Воспитывать аккуратность, умение доводить дело до конца;

-Научить детей чувствовать специфику природного материала и создавать из него художественные образы;

-Поощрять у детей самостоятельность, творчество, инициативу;

-Совершенствовать изобразительные навыки и умение применять художественные способы для реализации творческих замыслов

Беседа, объяснение, практическая деятельность, наблюдение педагога,

поощрение

Воспитатель приглашает детей на свои рабочие места.

- Ребята, присаживаемся на места. Вы уже придумали дизайн домика, который будете делать? (Да!)

- Тогда можете приступать к работе. Сначала приклеиваете детали сначала на одну сторону и крепко держите, чтобы они приклеились. Если кому-то ещё нужны будут материалы, то можете их взять на демонстрационном столе. Можете придумать какие-то дополнительные детали, украшения для домиков.

Воспитатель наблюдает за деятельностью детей, помогает в случае необходимости, следит за посадкой.

-Ребята, работаем аккуратно. Руки вытираем салфеткой. По окончанию работы вам нужно собрать мусор и выбросить в ведро. Если необходима помощь, можете позвать меня.

Педагог наблюдает за детьми во время выполнения задания. Пока некоторые дети доделывают изделия, воспитатель выставляет готовые работы на полянку и ставит указатели с именами детей.

Дети применяют свои творческие способности, изготавливают изделие (дом для гномика) из природных материалов

Дети выполняют работу аккуратно, доводят дело до конца;

Дети чувствуют специфику природного материала и создают из него художественные образы;

Дети проявляют самостоятельность, творчество, инициативу;

Дети демонстрируют изобразительные навыки и применяют художественные способы для реализации творческих замыслов

 

 

 

Физминутка «Строим дом»

Задачи:

-Способствовать снятию мышечного напряжения;

-Способствовать переключению внимания у детей;

 

Чтение худ.слова,

показ

 

Воспитатель организует физминутку, приглашает детей в круг на ковер.

-Ребята, а теперь давайте немного отдохнем. Встаем в круг на ковре, повторяйте движения за мной.

Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют прыжки на месте)

Будем строить и играть.

Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх)

Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу — сомкнуть руки над головой)

Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперёд)

Будет жить в нём старый гном. (Приседают)

-Какие вы молодцы! Показали мы гномикам, как строили дома.

Дети выполняют физминутку по показу педагога

Дети сняли мышечное напряжение;

Дети переключили внимание

 

4. Подведение итогов

Задачи:

- Развивать умение оценивать результаты своего труда, представлять и обсуждать их;

-Воспитывать бережное отношение к результатам труда;

- Формировать умение замечать красоту и гармонию в своих изделиях и других детей

Беседа, поощрение, анализ работ

Воспитатель приглашает детей на стульчики на ковер.

- Ребята, посмотрите, у нас получился целый город из домов для гномиков. Как мы можем назвать этот город (Ответы детей). Какие интересные идеи. Выберем лучшее название голосованием.

Воспитатель проводит голосование за название города.

-Отлично! Название выбрали. А теперь я предлагаю вам рассказать про оформление вашего домика, про детали, которые вы решили добавить, про то, кто в нем жить будет. Кто хочет рассказать про своё изделие? (Ответы детей).

Воспитатель выслушивает желающих рассказать про изделие.

- Молодцы, ребята! Какие красивые домики у вас получились.

- А вам понравилось делать такие дома? Что вам больше всего понравилось на занятии? А какой домик вам больше нравится? Были у вас какие-нибудь трудности при изготовлении домов (Ответы детей).

А как вы думаете, смогли мы помочь гномикам? Как мы им помогли? Понравятся ли им наши домики? Будут ли они в них жить? (Ответы детей). Какие вы молодцы!

Наши домики должны высохнуть перед заселением гномиков. Поэтому пока что на полянке не играем, домики не роняем. А потом мы будем приглашать новых жильцов. Согласны? (Да!)

Дети слушают, вступают в диалог, совместно с воспитателем подводят итог,

анализируют свои работы, объясняют выбор

Дети оценивают результаты своего труда, представляют и обсуждают его;

Дети проявляют бережное отношение к результатам труда;

Дети умеют замечать красоту и гармонию в своих изделиях и других детей

 

5. Открытость.

Задача:

ориентировать детей на самостоятельную деятельность  в режимных моментах.

Беседа, задание

Воспитатель ориентирует детей на самостоятельную деятельность.

- Ребята, а кому мы можем показать наши домики?

(родителям). Отлично! Можете показать вечером, когда будут вас забирать или завтра утром. Можете ещё рассказать им о домике, и кто в нем будет жить. Хорошо? (Да!)

- А сейчас можете поиграть. Кто хочет, может взять конструктор и построить ещё дома для других жильцов. Можно для игрушек.

Дети планируют самостоятельную деятельность

Дети ориентированы на самостоятельную деятельность