Конструкт организации художественного труда "Лесной пейзаж" в старшей группе

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конструкт организации художественного труда с природным материалом "Лесной пейзаж" с детьми старшей группы (5-6 лет). Изготовление аппликации из листьев.
Иконка файла материала Конструкт Лесной пейзаж.docx

ГАПОУ СО «Каменск-Уральский педагогический колледж»

Конструкт  проведения  совместной образовательной деятельности

по ПМ 02 Организация различных видов деятельности и общения детей дошкольного возраста

Шульгиной Марии Михайловны

(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 431)

 

Группа: старшая группа (5-6 лет)

Тема: «Лесной пейзаж»

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Вид ОД: ручной (художественный) труд

Виды деятельности: продуктивная, изобразительная, декоративно-прикладная, трудовая, познавательная, коммуникативная

Формы организации: фронтальная, индивидуальная

Планируемый  результат:

·           Дети высказывают различные пути и варианты решения задачи

·           Дети имеют представления о лесах (хвойные, лиственные, смешанные);

·           Дети используют приёмы наглядно-образного мышления;

·           Дети активизируют свой словарный запас (хвойные, лиственные, смешанные);

·           Дети анализируют природный материал как основу будущей поделки;

·           Дети проявляют воображение;

·           Дети умеют располагать на пейзаже дальние и близкие объекты соответствующего размера;

·           Дети умеют изготавливать изделия из природного материала;

·           Дети проявляют внимательность и память

·           Дети умеют выбирать материалы  и инструменты для изготовления поделки.

·           Дети имеют представление  о технике безопасности при работе с клеем и природными материалами;

·           Дети выполняют работу аккуратно, доводят дело до конца;

·           Дети стремятся к воплощению развёрнутых сюжетов;

·           Дети чувствуют специфику природного материала и создают из него художественные образы;

·           Дети проявляют самостоятельность, творчество, инициативу;

·           Дети демонстрируют изобразительные навыки и применяют художественные способы для реализации творческих замыслов

·           Дети оценивают результаты своего труда, представляют и обсуждают его;

·           Дети проявляют бережное отношение к результатам труда;

·           Дети умеют замечать красоту и гармонию в своих изделиях и других детей

Цель: формирование творческих способностей у детей в процессе изготовления поделок из природных материалов

 

ЗАДАЧИ

образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательная:

·            Воспитывать аккуратность, умение доводить дело до конца;

·            Способствовать стремлению детей к воплощению развёрнутых сюжетов;

·            Поощрять у детей самостоятельность, творчество, инициативу;

·            Воспитывать бережное отношение к результатам труда;

·            Формировать умение замечать красоту и гармонию в своих изделиях и других детей

Развивающая:

·           Развивать внимательность и память;

·           Развивать наглядно-образное мышление;

·           Развивать воображение

Обучающая:

·            Совершенствовать изобразительные навыки и умение применять художественные способы для реализации творческих замыслов;

·            Развивать умение оценивать результаты своего труда, представлять и обсуждать их;

·            Научить детей чувствовать специфику природного материала и создавать из него художественные образы;

·            Закреплять представления детей о технике безопасности при работе с клеем и природными материалами;

·            Формировать у детей умение выбирать материалы и инструменты для изготовления поделки;

·            Учить детей изготавливать аппликацию из природного материала;

·            Обогащать словарный запас детей (хвойные, лиственные, смешанные);

·            Формировать умение анализировать природный материал как основу будущей поделки;

·            Формировать умение располагать на пейзаже дальние и близкие объекты соответствующего размера;

·            Формировать умение находить различные пути и варианты решения задач;

·            Актуализировать знания детей о лесах (хвойные, лиственные, смешанные);

 

Список использованных источников

1.      Федеральная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2024. – 224 с.: табл. (Правовая библиотека образования).

2.    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 48 с. (Правовая библиотека образования).

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Принципы воспитания: воспитание через творчество, воспитание через взаимодействие, создание положительного эмоционального подъёма

Принципы обучения:  принцип доступности, принцип систематичности и последовательности,  принцип прочности знаний

Методы воспитания: проблемная ситуация, эмоциональное стимулирование, поощрение, беседа, наблюдение педагога.

Методы обучения: Наглядные (показ, демонстрация, фотографии), словесные (беседа, чтение художественного слова, объяснение, указание, напоминание), практические (практическая деятельность, анализ работ, задание).

Оборудование:

Демонстрационное: изображения различных лесов (хвойные, лиственные, смешанные).

Раздаточное: клеёнки, кисточки, клей ПВА, картон, сухие листья, трава, цветы, семена клёна, веточки можжевельника.

Предварительная деятельность: беседы про лес, рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением лесов.

 

 

Ход совместной деятельности

Этапы

 

Методы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемый результат

 

1.Мотивация на совместную деятельность

Задачи:

-Смотивировать детей на предстоящую деятельность;

- Формировать умение находить различные пути и варианты решения задач

Беседа, стимулирование занимательным содержанием, проблемная ситуация, эмоциональное стимулирование, поощрение

Воспитатель мотивирует детей на совместную деятельность.

- Ребята, какое сейчас время года? (Весна). А как сейчас выглядит лес? Деревья? (Ответы детей).

- Ребята, может поможем пробудить лес после зимы? (Да!).

- А как мы это можем сделать? (Ответы детей).

-Какие интересные идеи! Мне понравилась идея оживить лес на бумаге, сделать поделку или рисунок. Ребята, вы согласны стать настоящими волшебниками и пробудить лес после зимы? (Да!)

Дети участвуют в беседе, обсуждают решение проблемной ситуации, высказывают свои идеи

 

Дети  смотивированы к предстоящей деятельности;

Дети высказывают различные пути и варианты решения задачи

 

2.      Совместное планирование

2.1.Анализ объекта

Задачи:

-Актуализировать знания детей о лесах (хвойные, лиственные, смешанные);

- Развивать наглядно-образное мышление;

- Обогащать словарный запас детей (хвойные, лиственные, смешанные);

-Формировать умение анализировать природный материал как основу будущей поделки;

-Развивать воображение

Беседа, демонстрация, фотографии, поощрение

 

Воспитатель приглашает детей на свои рабочие места, демонстрирует изображения лесов разных видов.

- Для начала посмотрим с вами фотографии различных лесов.

Посмотрите на эту фотографию. Какой это лес? (Сосновый).

- Правильно! А почему вы так решили? Какие там деревья растут? (Сосны).

- А что на этих деревьях растёт? (шишки). А вместо листиков, что? (Иголки). Конечно! Молодцы!

- А на этом фото, какой лес? (Сосновый). Внимательно посмотрите, какие это деревья? (Ёлки). Правильно! Их ещё называют елями. Значит это какой лес на фото? (Еловый). Молодцы!

- А на елях, что растёт: листья или иголки? (Иголки). Правильно!

- Иголки на деревьях – это хвоя. Ели и сосны – хвойные деревья. Поэтому леса, в которых они растут называют хвойными.

- А на этом фото, какой лес? (Березовый). Какие вы молодцы! А почему он так называется? (Потому что там растут берёзы). Правильно! А что растёт на ветках? (Листья). Конечно! А лес, в котором растут деревья с листьями, называют лиственным.

- Посмотрите на это фото. Здесь хвойный или лиственный лес? (Лиственный). Правильно!

- А следующем фото присутствуют и хвойные, и лиственные деревья. Как мы такой лес можем назвать? (хвойно-лиственный, лиственно-хвойный, перемешанный). Такой лес называют смешанным.

- А теперь, ребята, посмотрите, у каждого есть тарелочка с листьями. Можете разглядеть их. Посмотрите, может вы знаете, с каких деревьев эти листья. (Дуб, ива, берёза). Молодцы!

- У ивы какие листья? (длинные, узкие). А у дуба? (волнистые такие). Хорошо! А у берёзы? (маленькие, круглые). Молодцы!

-Ещё у вас есть веточки можжевельника, листья тополя, осины, клёна. На что похожи листья? (на деревья, на кустики).

- А эта трава на что похожа? (на кустики, на бабочек). Ещё у всех есть цветок – это мать-и-мачеха. Какого он цвета? (Жёлтого). А какой формы? (Круглый). На что похож это цветок? (на солнышко). Отлично! Ещё у нас есть вертолётики – это семена клёна. На что они похожи? (на птичек, облака, туловище животного, на ноги человечка). Как много интересных идей у вас.

Дети участвуют в беседе, отвечают на вопросы, рассматривают фотографии лесов, рассматривают листья, придумывают на что они похожи

Дети имеют представления о лесах (хвойные, лиственные, смешанные);

Дети используют приёмы наглядно-образного мышления;

Дети активизируют свой словарный запас (хвойные, лиственные, смешанные);

Дети анализируют природный материал как основу будущей поделки;

Дети проявляют воображение

 

2.2.Анализ процесса

Задачи:

-Формировать умение располагать на пейзаже дальние и близкие объекты соответствующего размера;

-Учить детей изготавливать аппликацию из природного материала;

-Развивать внимательность и память;

Беседа, указание, показ, объяснение, поощрение

Воспитатель вместе с детьми планирует совместную деятельность.

- А сейчас я вам расскажу, что вам нужно будет сделать. Сегодня мы с вами сделаем аппликацию из листьев «Лесной пейзаж». У вас есть картон. Сначала вам нужно разложить листья, траву на картоне, чтобы у вас получился лес. Чем ближе к нам деревья, тем они смотрятся больше. Значит, какие листья мы вперёд наклеим? (Большие, крупные). А далекие деревья мы какими видим? (Маленькими, маленькие листья нужны). Правильно! Молодцы!

Сначала разложите все детали аппликации, как вы придумаете. Можете использовать не все листья. Затем начинаете приклеивать сначала дальние деревья, потом передние. Клей наносите на картон и прикладывайте листик. Не наносите клей на листья, иначе их можно повредить. Кроме деревьев, что ещё может быть на «Лесном пейзаже»? (кусты, трава, солнце, облака, животные, птицы). Отлично! Можете сделать из материалов, которые у вас есть, лесных животных, птиц.

Дети слушают воспитателя, планируют деятельность, запоминают последовательность действий, обдумывают свою будущую поделку

Дети умеют располагать на пейзаже дальние и близкие объекты соответствующего размера;

Дети умеют изготавливать изделия из природного материала;

Дети проявляют внимательность и память

 

2.3.Выбор инструментов

Задача:

Формировать у детей умение выбирать материалы и инструменты для изготовления поделки.

Беседа, демонстрация, поощрение

- Ребята, какие инструменты и материалы нам понадобятся для работы? (Картон, чашечки с клеем ПВА, кисточка, клеёнка, листики). Хорошо!

- Что мы будем с картоном? (Ответы детей).

А зачем нам кисточки? Мы рисовать будем? (Нет! Кисточками нужно клей намазывать.)

А клеёнка нам для чего нужна? (Ответы детей).

Что-то ещё нам нужно? (Нет!)

-Молодцы!

 

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, выбирают материалы для изготовления поделки

Дети умеют выбирать материалы  и инструменты для изготовления поделки.

 

2.4.Техника безопасности

Задача: Закреплять представления детей о технике безопасности при работе с клеем и природными материалами;

Беседа, напоминание, поощрение

Воспитатель организует повторение техники безопасности

-Ребята, кто напомнит, как нужно себя вести на занятии? (Ответы детей).

- Как работаем с клеем? Куда кладём кисточки с клеем? (Ответы детей).

- Какие вы молодцы! С природным материалом работаем аккуратно, чтобы не крошилось. Не разбрасываем его. Ненужные детали складывайте сразу в тарелку.

Дети вспоминают технику безопасности при работе с клеем, природным материалом.

 

Дети имеют представление  о технике безопасности при работе с клеем и природными материалами;

 

 

Пальчиковая гимнастика «Лес»

Задачи:

-Подготовить руки и фаланги пальцев к работе;

-Подготовить детей к дальнейшей деятельности

Чтение худ.слова,

показ, поощрение

 

Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику.

-Ребята, прежде чем приступить к работе, подготовим наши пальчики.

Сосны, ели, (Ладони сомкнуты, пальцы соединены попарно)

Дубы, берёзы, клёны… (постукивания пальцами друг о друга)

Это лес – он наш друг зелёный! (Пальцы рук соединить в «замок»)

Добрый друг, он шумит, поёт (покачивание раскрытых ладоней влево-вправо)

И в прохладную тень зовёт. (машем ладонями на себя)

- Отлично! Молодцы!

Дети выполняют пальчиковую гимнастику, повторяют движения на воспитателем

 

 

Дети подготовили руки и фаланги пальцев к работе;

Дети готовы к дальнейшей деятельности

 

3. Реализация деятельности

Задачи:

-Воспитывать аккуратность, умение доводить дело до конца;

-Способствовать стремлению детей к воплощению развёрнутых сюжетов;

-Научить детей чувствовать специфику природного материала и создавать из него художественные образы;

-Поощрять у детей самостоятельность, творчество, инициативу;

-Совершенствовать изобразительные навыки и умение применять художественные способы для реализации творческих замыслов

Беседа, объяснение, практическая деятельность, наблюдение педагога,

поощрение

Воспитатель приглашает детей на свои рабочие места.

- Ребята, вы уже придумали, какой у вас будет лес, и какие природные материалы будете использовать? (Да!)

- Тогда можете приступать к работе. Сначала расположите на картоне все детали. Потом наносите клей кисточкой на картон, на то место, где у вас будет листик и приклеивайте его. На листики клей не наносите, а то он может раскрошиться.

- Не забывайте добавить ещё какие-нибудь детали, чтобы у вас получился красивый пейзаж. Можете рвать листья, если вам нужны детали поменьше. Ненужные детали убирайте обратно в тарелку, чтобы не мешались.

Воспитатель наблюдает за деятельностью детей, помогает в случае необходимости, следит за посадкой.

- Молодцы, ребята, работаем аккуратно. Руки вытираем салфеткой. По окончанию работы вам нужно собрать мусор и выбросить в ведро. Если необходима помощь, можете позвать меня.

Педагог наблюдает за детьми во время выполнения задания

 

Дети применяют свои творческие способности, изготавливают аппликацию из природных материалов

Дети выполняют работу аккуратно, доводят дело до конца;

Дети стремятся к воплощению развёрнутых сюжетов;

Дети чувствуют специфику природного материала и создают из него художественные образы;

Дети проявляют самостоятельность, творчество, инициативу;

Дети демонстрируют изобразительные навыки и применяют художественные способы для реализации творческих замыслов

 

Физминутка «Две сосны»

Задачи:

-Способствовать снятию мышечного напряжения;

-Способствовать переключению внимания у детей;

 

Чтение худ.слова,

Показ, поощрение

 

Воспитатель организует физминутку, приглашает детей в круг на ковер.

-Ребята, а теперь немного отдохнем. Встаём все в круг на ковре. Повторяем движения за мной

Две большие сосны (поднять руки вверх)

Стояли рядом, (руки опустить вниз)

А меж ними елочка росла. (руки внизу, немного в стороны, изображаем юбочку)

Две сосны подружку укрывали, (руки вверх и покачать из стороны в сторону)

Чтоб вершинку ветры не сломали, (соединить ладони над головой)

Чтоб красивой ёлочка была. (руки на пояс, повороты влево-вправо)

-Какие вы молодцы! Показали мы гномикам, как строили дома.

Дети выполняют физминутку по показу педагога

Дети сняли мышечное напряжение;

Дети переключили внимание

 

4. Подведение итогов

Задачи:

- Развивать умение оценивать результаты своего труда, представлять и обсуждать их;

-Воспитывать бережное отношение к результатам труда;

- Формировать умение замечать красоту и гармонию в своих изделиях и других детей

Беседа, поощрение, анализ работ

Воспитатель приглашает детей к демонстрационному столу с готовыми работами.

- Ребята, посмотрите, какие хорошие работы у вас получились. Что это мы с вами делали? (Лесной пейзаж). Вам нравятся ваши аппликации? Какая работа вам больше всего нравится? Почему? (Ответы детей). А мне все ваши работы нравятся. Такие прекрасные леса у вас получились.

- Как вы считаете, смогли ли мы оживить лес? (Да!)

- А как мы это сделали? (Ответы детей).

- Точно! Мы стали с вами волшебниками и пробудили лес после зимы в своих аппликациях. А что мы для этого использовали? (Ответы детей).

- Молодцы! У всех получились такие разные работы. Кто добавил бабочек, птичек, солнце, облака, кустики.

-Кто хочет рассказать про свою работу? Может у вас в лесу кто-то живёт? (Ответы детей). Молодцы, ребята!

Мы оставим работы пока что на столе, чтобы они подсохли.

 

Дети слушают, вступают в диалог, совместно с воспитателем подводят итог,

анализируют свои работы

Дети оценивают результаты своего труда, представляют и обсуждают его;

Дети проявляют бережное отношение к результатам труда;

Дети умеют замечать красоту и гармонию в своих изделиях и других детей

 

5. Открытость.

Задача:

ориентировать детей на самостоятельную деятельность  в режимных моментах.

Беседа, задание

Воспитатель ориентирует детей на самостоятельную деятельность.

- Ребята, а что мы потом сделаем с работами? (Выставку). Отлично! А кому мы можем показать нашу выставку? (Родителям). Хорошо! Вечером можете показать родителям свои работы. А сейчас можете поиграть. Кто хочет, может нарисовать лес, а потом рассказать всем про свой рисунок.

 

Дети планируют самостоятельную деятельность

Дети ориентированы на самостоятельную деятельность