Конструкт организации художественного труда "Шишки" в старшей группе

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конструкт организации художественного труда с природным материалом в старшей группе (5-6 лет). Тема: "Шишки" Изготовление объёмных фигурок из шишек и дополнительных природных материалов.
Иконка файла материала Конструкт Шишки.docx

ГАПОУ СО «Каменск-Уральский педагогический колледж»

Конструкт  проведения  совместной образовательной деятельности

по ПМ 02 Организация различных видов деятельности и общения детей дошкольного возраста

Шульгиной Марии Михайловны

(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 431)

 

Группа: старшая группа (5-6 лет)

Тема: «Шишки»

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Вид ОД: ручной (художественный) труд

Виды деятельности: продуктивная, изобразительная, декоративно-прикладная, трудовая, познавательная, коммуникативная

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая

Планируемый  результат:

·           Дети высказывают различные пути и варианты решения задачи

·           Дети имеют представления о шишках (сосновые, еловые и др.);

·           Дети используют приёмы наглядно-образного мышления;

·           Дети обогащают словарный запас (сосновые, еловые);

·           Дети анализируют природный материал как основу будущей поделки

·           Дети умеют приклеивать детали на объёмные фигуры;

·           Дети умеют изготавливать изделия из природного материала;

·           Дети проявляют внимательность и память;

·           Дети проявляют воображение

·           Дети умеют выбирать материалы для изготовления поделки.

·           Дети имеют представление  о технике безопасности при работе с пластилином и природным материалом;

·           Дети выполняют работу аккуратно, доводят дело до конца;

·           У детей развита мелкая мотрика;

·           Дети стремятся к воплощению развёрнутых сюжетов;

·           Дети чувствуют специфику природного материала и создают из него художественные образы;

·           Дети проявляют самостоятельность, творчество, инициативу;

·           Дети демонстрируют изобразительные навыки и применяют художественные способы для реализации творческих замыслов

·           Дети оценивают результаты своего труда, представляют и обсуждают его;

·           Дети проявляют бережное отношение к результатам труда;

·           Дети умеют замечать красоту и гармонию с своих изделиях и других детей

Цель: формирование творческих способностей у детей в процессе изготовления поделок из природных материалов

 

ЗАДАЧИ

образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательная:

·           Воспитывать аккуратность, умение доводить дело до конца;

·           Способствовать стремлению детей к воплощению развёрнутых сюжетов;

·           Поощрять у детей самостоятельность, творчество, инициативу;

·           Воспитывать бережное отношение к результатам труда;

·           Формировать умение замечать красоту и гармонию в своих изделиях и других детей;

Развивающая:

·           Развивать наглядно-образное мышление;

·           Развивать внимательность и память;

·           Развивать воображение;

·           Развивать мелкую моторику рук;

Обучающая:

·           Формировать умение находить различные пути и варианты решения задач;

·           Актуализировать знания детей о шишках (сосновые, еловые и др.);

·           Обогащать словарный запас детей (сосновые, еловые);

·           Формировать умение анализировать природный материал как основу будущей поделки

·           Учить детей скреплять детали из природного материала пластилином;

·           Учить детей изготавливать изделия из природного материала;

·           Формировать у детей умение выбирать материалы для изготовления поделки;

·           Закреплять представления детей о технике безопасности при работе с пластилином и природным материалом;

·           Научить детей чувствовать специфику природного материала и создавать из него художественные образы;

·           Совершенствовать изобразительные навыки и умение применять художественные способы для реализации творческих замыслов

·           Развивать умение оценивать результаты своего труда, представлять и обсуждать их

 

Список использованных источников

1. Федеральная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2024. – 224 с.: табл. (Правовая библиотека образования).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 48 с. (Правовая библиотека образования).

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Принципы воспитания: воспитание через творчество, воспитание через взаимодействие, создание положительного эмоционального подъёма

Принципы обучения:  принцип доступности, принцип систематичности и последовательности,  принцип прочности знаний

Методы воспитания: проблемная ситуация, эмоциональное стимулирование, поощрение, беседа, наблюдение педагога, напоминание.

Методы обучения: Наглядные (показ, демонстрация), словесные (беседа, чтение художественного слова, объяснение, указание, напоминание), практические (практическая деятельность, анализ работ, задание).

Оборудование:

Демонстрационное: шишки (сосновые, еловые, кедровые, лиственницы).

Раздаточное: досочки, пластилин, шишки, ветки, сушеные листья, цветы, ягоды, семена, верба.

 

Ход совместной деятельности

Этапы

 

Методы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемый результат

 

1.Мотивация на совместную деятельность

Задачи:

-Смотивировать детей на предстоящую деятельность;

- Формировать умение находить различные пути и варианты решения задач

Беседа, проблемная ситуация, эмоциональное стимулирование

Воспитатель мотивирует детей на совместную деятельность.

- Ребята, я прибиралась в шкафу и нашла целую корзину с шишками. Мне их стало жалко выбрасывать. Что же мы можем с ними сделать? Предлагайте свои идеи. (Поделки, игрушки, поиграть с ними).

- Хорошие идеи!

Дети участвуют в беседе, обсуждают решение проблемной ситуации

 

Дети  смотивированы к предстоящей деятельности;

Дети высказывают различные пути и варианты решения задачи

 

2.      Совместное планирование

2.1.  Анализ объекта

Задачи:

-Актуализировать знания детей о шишках (сосновые, еловые и др.);

- Развивать наглядно-образное мышление;

- Обогащать словарный запас детей (сосновые, еловые);

-Формировать умение анализировать природный материал как основу будущей поделки

Беседа, демонстрация, поощрение

 

Воспитатель приглашает детей к демонстрационному столу.

- Ребята, подходите сюда, посмотрим, какие у нас шишки есть.

Воспитатель показывает сосновую шишку.

- Как вы думаете, от какого дерева эта шишка? (Ёлка). Это шишка растёт на сосне. Значит какая это шишка? (Сосновая шишка). Правильно!

- А на что похожа эта шишка? (Ответы детей). Какие интересные идеи!

Воспитатель показывает еловую шишку.

- А эта шишка от какого дерева? (Ёлка). Правильно! Научное название дерева – ель. Это еловая шишка. На что она похожа? (Ответы детей). Молодцы!

Воспитатель показывает остальные виды шишек, если такие имеются.

 

Дети рассматривают изображения домов, отвечают на вопросы

Дети имеют представления о шишках (сосновые, еловые и др.);

Дети используют приёмы наглядно-образного мышления;

Дети обогащают словарный запас (сосновые, еловые);

Дети анализируют природный материал как основу будущей поделки

 

2.2. Анализ процесса

Задачи:

-Учить детей скреплять детали из природного материала пластилином;

- Учить детей изготавливать изделия из природного материала;

-Развивать внимательность и память;

-Развивать воображение

Беседа, указание, показ, объяснение, поощрение

Воспитатель вместе с детьми планирует совместную деятельность.

- Из этих шишек вам нужно будет создать какой-нибудь образ: человечков, животных, сказочных персонажей, транспорт. Что вы увидите в этой шишке, то и сделайте.

- Я из еловой шишки хочу сделать Бабу-Ягу. Сначала нужно придумать образ и подобрать детали из других природных материалов. Затем я приклею детали к шишке пластилином.

Отщепляем кусок пластилина нужного размера, скатываем  в шар и соединяем детали. Если детали не держатся, то добавляйте ещё пластилина. Можете размазать его по деталям. Потом добавляю какие-то мелкие детали, глаза, головной убор.

- Вот так вам нужно будет сделать то, что вы придумаете.

Дети слушают воспитателя, планируют деятельность, запоминают примерный процесс изготовления поделки

Дети умеют приклеивать детали на объёмные фигуры;

Дети умеют изготавливать изделия из природного материала;

Дети проявляют внимательность и память;

Дети проявляют воображение

 

2.3. Выбор инструментов

Задачи:

Формировать у детей умение выбирать материалы для изготовления поделки.

Беседа, демонстрация, поощрение

Воспитатель делит детей на 2-3 группы, предлагает сесть за сдвинутые столы.

- Ребята, сейчас берём свои папки, достаём досочки, пластилин и садимся на свои места.

- Что мы будем делать пластилином? (Скреплять детали). Правильно! А зачем нам досочка? (На ней лепить). Хорошо!

- Посмотрите, что у вас есть на столах. Какие природные материалы вы видите? (Листья, верба, шишки, вертолётики, ветки, кора).Отлично!

- Для основы поделки вам нужно использовать шишку, а для дополнительных деталей можете брать любые природные материалы.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, выбирают материалы для изготовления поделки

Дети умеют выбирать материалы для изготовления поделки.

 

2.4. Техника безопасности

Задача: Закреплять представления детей о технике безопасности при работе с пластилином и природным материалом;

Беседа, напоминание, поощрение

Воспитатель организует повторение техники безопасности

-Ребята, кто напомнит, как нужно работать с пластилином? (Ответы детей). Молодцы!

- Как нужно работать с природным материалом? (Ответы детей). Какие вы молодцы! С природным материалом работаем аккуратно, чтобы не крошилось. Не разбрасываем его. Не нужные детали складывайте сразу на свои места.

Дети вспоминают технику безопасности при работе с пластилином, природным материалом.

 

Дети имеют представление  о технике безопасности при работе с пластилином и природным материалом;

 

 

Пальчиковая гимнастика «Гномики»

Задачи:

-Подготовить руки и фаланги пальцев к работе;

-Подготовить детей к дальнейшей деятельности

Чтение худ.слова,

показ, поощрение

 

Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику.

-Ребята, прежде чем приступить к работе, подготовим наши пальчики.

Мишка по лесу ходил, (Пальчики шагают по столу)
Много шишек находил, (Удары кулачки-ладошки поочерёдно)
Много шишек находил, (Удары кулачки-ладошки поочерёдно)
В детский сад нам приносил. (Удары кулачки-ладошки поочерёдно)
Раз, два, три, четыре, пять! (Загибают пальчики на обеих руках)
Будем с шишкой мы играть! (Разгибают пальчики на обеих руках)
Будем с шишкой мы играть, (Прокатывание шишки между ладонями)
Между ручками катать! (Прокатывание шишки между ладонями)

В ручку правую возьмём
И сильней её сожмём! (Сжимаем шишку в правой руке)
Руку быстро разжимаем,
На столе её катаем.(Прокатываем шишку по столу правой рукой)
В ручку левую возьмём
И сильней её сожмём! (Сжимаем шишку в левой руке)
Руку быстро разжимаем,
На столе её катаем. (Прокатываем шишку по столу левой рукой)

1, 2, 3, 4, 5!
Мы закончили играть. (Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук)
Пальцы мы не потеряли,
Очень весело играли! (Хлопаем в ладоши на каждое слово)
Пальчики свои встряхнём (Встряхиваем кисти рук)
И немного отдохнём! (Закрываем глаза, отдыхаем)

- Отлично! Молодцы!

Дети выполняют пальчиковую гимнастику

 

 

Дети подготовили руки и фаланги пальцев к работе;

Дети готовы к дальнейшей деятельности

 

3. Реализация деятельности

Задачи:

-Воспитывать аккуратность, умение доводить дело до конца;

-Способствовать стремлению детей к воплощению развёрнутых сюжетов;

-Научить детей чувствовать специфику природного материала и создавать из него художественные образы;

-Поощрять у детей самостоятельность, творчество, инициативу;

-Совершенствовать изобразительные навыки и умение применять художественные способы для реализации творческих замыслов;

-Развивать мелкую моторику рук

Беседа, объяснение, практическая деятельность, наблюдение педагога,

поощрение

Воспитатель приглашает детей на свои рабочие места.

- А сейчас можете приступать к работе. Кто уже придумал, что будете делать? Поделитесь своими идеями. (Ответы детей).

- Как интересно!

Воспитатель наблюдает за деятельностью детей, помогает скрепить детали пластилином, если кому-то требуется.

- Кто сделает, можете выставить свою работу на карточку со своим именем на демонстрационный стол.

- Кто хочет, можете сделать несколько поделок. У нас много шишек. Вдруг вы ещё что-то интересное придумаете.

- Кто всё сделал, можете прибирать своё рабочее место. Оставшийся пластилин складывайте обратно в коробочки и в свою папку. Потом не забудьте помыть руки от пластилина.

Дети применяют свои творческие способности, изготавливают изделие (дом для гномика) из природных материалов

Дети выполняют работу аккуратно, доводят дело до конца;

Дети стремятся к воплощению развёрнутых сюжетов;

Дети чувствуют специфику природного материала и создают из него художественные образы;

Дети проявляют самостоятельность, творчество, инициативу;

Дети демонстрируют изобразительные навыки и применяют художественные способы для реализации творческих замыслов;

У детей развита мелкая моторика рук

 

 

Физминутка «Мишка косолапый»

Задачи:

-Способствовать снятию мышечного напряжения;

-Способствовать переключению внимания у детей;

 

Чтение худ.слова,

показ

 

Воспитатель приглашает детей в круг на ковер, проводит физминутку.

- Ребята, встаём все в круг, немного подвигаемся.

Мишка косолапый

По лесу идёт (руки в стороны, наклоны вправо-влево)

Шишки собирает (наклоны вперёд)

И в карман кладёт (руки на пояс)

Вдруг упала шишка (руки вверх, потрясти над головой)

Прямо мишке в лоб (обе руки на лоб)

Мишка рассердился (помахать кулачками)

И ногами топ-топ (топаем ногами)

-Какие вы молодцы!

Дети выполняют физминутку по показу педагога

Дети сняли мышечное напряжение;

Дети переключили внимание

 

4. Подведение итогов

Задачи:

- Развивать умение оценивать результаты своего труда, представлять и обсуждать их;

-Воспитывать бережное отношение к результатам труда;

- Формировать умение замечать красоту и гармонию в своих изделиях и других детей

Беседа, поощрение, анализ работ

Воспитатель приглашает детей на стульчики на ковер.

- Какие вы молодцы, ребята! Так много интересных поделок сделали.

- Вам понравилось занятие? (Ответы детей).

- Интересно было придумывать самим поделку? (Ответы детей).

- Кто хочет рассказать про свою поделку? Можете придумать имя, историю или даже коротенькую сказку. (Ответы детей).

- Ребята, вам нравятся поделки других ребят? А истории понравились? (Да!) Конечно! Очень замечательные поделки у всех получились. Все постарались.

- Это вы хорошо придумали: сделать из шишек поделки, чтобы не выбрасывать их. У нас получился целый музей. Но как же нам его назвать?! Может «Лесные скульптуры»? Согласны? (Да!)

Дети слушают, вступают в диалог, совместно с воспитателем подводят итог,

анализируют свои работы, объясняют выбор

Дети оценивают результаты своего труда, представляют и обсуждают его;

Дети проявляют бережное отношение к результатам труда;

Дети умеют замечать красоту и гармонию с своих изделиях и других детей

 

5. Открытость.

Задача:

ориентировать детей на самостоятельную деятельность  в режимных моментах.

Беседа, задание

Воспитатель ориентирует детей на самостоятельную деятельность.

- А сейчас, ребята, можете поиграть со своими поделками. Можете вместе придумать сказку со всеми героями и показать спектакль.

 

Дети планируют самостоятельную деятельность

Дети ориентированы на самостоятельную деятельность

 

 


 

Посмотрите также