Классный час «Нравственность – это разум воли»
Цели:
• Формирование нравственных понятий:
доброта, вежливость, человечность.
• Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ
собственного поведения и поступков окружающих людей.
• Воспитывать у учащихся взаимоуважение, вежливое обращение, способность
чувствовать, понимать себя и другого человека.
• Работать над выработкой положительных черт характера.
Задачи:
1. Определить степень нравственных норм учащихся.
2. Выявить наличие нравственных потребностей учащихся.
3. Оказать посильную помощь в приобретении навыков общения.
4. Оборудование: красные и синие кружки из картона, тетради, ручки
Ход классного часа
Вступительное слово учителя.
Времена меняются, технический прогресс стремительно летит, но духовные ценности остаются теми же, они не подвластны влиянию времени. Добро и зло, жадность и великодушие, верность и предательство – это противостояние все также ведет борьбу в душе всякого человека.
С давних времён люди пытались найти такие нравственные нормы взаимоотношений, которые бы объединяли (а не разъединяли) человеческое сообщество.
Высказывания Великих людей о нравственности. 1. Не делай другим того, чего не желаешь себе…». (Конфуций)
2. Иисус Христос : «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…»
3. «Чего в другом не любишь, того сам не делай!» (В.И. Даль)
4. «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» (Л.Н. Толстой.)
Человек - существо социальное. Его нельзя
оторвать от конкретных условий общества. Поэтому мы и говорим, что основу его
поведения составляет та общественная среда, в которой он живёт.
Но вместе с тем человек – существо разумное. Всё, что он делает, он делает
осмысленно. Как существо мыслящее, чувствующее, человек обладает активной
способностью выбирать формы своего поведения. Человек должен сделать всё от
него зависящее, чтобы крепко стоять на ногах, быть высоконравственным, уметь
анализировать свои поступки.
Проведем игру Плохо-Хорошо. Вы должны поднять красный кружок при ответе «хорошо» и синий кружок при ответе «плохо».
Опрос
1. Ссориться – это плохо или хорошо?
2. Обижать малышей – это плохо или хорошо?
3. Помогать старшим – это плохо или хорошо?
4. Пропускать вперёд женщин – это плохо или хорошо?
5. Перебивать собеседника – это плохо или хорошо?
6. Уступать пожилым людям место в автобусе – это плохо или хорошо?
Учитель: Что необходимо, чтобы вы чувствовали себя комфортно в классе, школе, в общественных местах?
Ученики: Чтобы окружающие люди были добрыми, воспитанными, милосердными, честными.
Учитель:
Доброта– это стремление помогать людям в несчастье, доброе отношение к детям, старикам, братьям нашим меньшим, к природе.
Милосердие – это милые сердцу поступки и дела.
Человеколюбие – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.
– Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Идея тесного единства человеколюбия, доброты и человеческого счастья пронизывают воззрение многих выдающихся мыслителей. Древний римский философ (Сенека) сказал: «Человек, который думает только о себе, ищет во всём свою выгоду, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других».
Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым, а себялюбец и эгоист – несчастлив.
Учитель: Я хочу познакомить вас с правилами, которые помогут вам заслужить уважение у окружающих:
1. Искренне интересуйтесь другими людьми.
2. При общении почаще улыбайтесь.
3. Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук.
4. Будьте хорошими слушателями.
5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне.
Правила социально – нравственного поведения.
1. Заполняй свой ум мыслями о спокойствии, здоровье любви к ближним, надежде, ведь «наша жизнь – это то, что мы думаем о ней.»
2. Никогда не пытайся свести счеты с вашими врагами, потому что этим вы принесете больше вреда себе, чем им.
3. Вместо того, чтобы переживать из – за неблагодарности, будьте к ней готовы.
4. Помните, что единственный способ обрести счастье – это совершать благодеяния ради радости, получаемой от этого.
5. Ведите счет своим удачам, а не своим оплошностям.
6. Забывайте о своих собственных неприятностях, пытаясь дать немного счастья другим.
7. Когда судьба вручает вам лимон, постарайтесь сделать из него лимонад.
Задание 1.
Нравственность - черта порядочного человека. Это социальная ценность.
Люди придумали много поговорок о нравственности. Выберите по очереди из ромашки любой лепесток с поговоркой и прочитайте всем:
1) Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься;
2) Правда груба, да Богу люба. Правда гневна, да Богу мила;
3) Лучше по миру собирать, чем чужое брать;
4) Говорить без дела, что по воде писать.
5)Береги платье с нову, а честь смолоду
6)Не то золото что блестит
7)Друзья познаются в беде
8)Не плюй в колодец самому придется воды напиться
9)Не руби сук на котором сидишь
10)Герой умирает раз, трус тысячу раз
11)С миру по нитке голому рубашка
12) Нравственность - это разум воли
13)Честное дело не таится
14)Шила в мешке не утаишь
Задание 2.
Напишите в тетради слова, относящиеся к нравственности. (Доброта, милосердие, честь, совесть, дружба, любовь, взаимовыручка, взаимопонимание, достоинство, обязательность, независимость, свобода, братство, справедливость, правда.
Вывод классного часа. На каждой парте находится лист с нравственными правилами поведения людей и кодексом нравственных идеалов. Ученики обсуждают правила, объясняют, в чем состоит их значимость для общества. Можно предложить выполнить ученикам следующую работу: расположить указанные правила в порядке их значимости.
Нравственные правила людей:
1. Необходимо быть великодушным с людьми.
2. Всегда и во всем слушайся свою совесть.
3. Не будь злопамятным, умей прощать.
4. Уважай мнение другого, даже если ты с ним не согласен.
5. Всегда поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
6. Заботься и о людях, и о животных.
7. Соблюдай правила поведения.
8. Не психуй, не капризничай, а делай так, как положено.
9. Будь честным не только с людьми, но и в отношении к самому себе.
Кодекс нравственных идеалов:
1. Гуманное отношение к людям.
2. Никогда не стремись сделать что-либо с выгодой только для себя.
3. Сначала думай о других, а потом о себе.
4. Если делать что-то, то делать на совесть.
5. Не проходи мимо нуждающихся в помощи.
6. Будь справедливым к себе и к окружающим людям.
7. Уважай старших и заботься о родителях.
8. Строй отношения с людьми на доверии.
9. Делай людям добро и оно вернется к тебе.
Заключительное слово учителя. Самоутверждение в нравственной сфере – одна из важнейших ступеней личностного развития. Человеку необходимо осознание того, что он правильно живет, трудится, отдыхает. Без этой нравственной основы – как некоторой внутренней опоры – личность не обладает цельностью и логикой своего существования, является жертвой ситуации и, в конце концов, деградирует.
Живи и жить давай другим, только не за
счет другого.
Всегда доволен будь своим, не трогай ничего чужого –
Вот правило, стезя прямая для счастья каждого и всех.
(Г.Державин)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.