Комитет по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга Санкт-Петербургское Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Медицинский техникум № 9»
РАЗРАБОТКА
классного часа
по теме «Ответственность»
СОСТАВИЛА:
Куратор Рыжикова Л.И.
Город
Санкт-Петербург
2014-2015 уч. год
Сценарий классного часа по теме «Ответственность»
ЦЕЛЬ:
1. Формирование правильного отношения к ответственности.
2. Воспитание терпимости, обоюдного уважения друг другу.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:
лекция куратора, доклады студентов, дискуссия, тестирование, решение ситуационных задач по данной тематике.
ПОДГОТОВКА:
1. Подбор афоризмов по теме, интересного материала для выступления студентов, теста, ситуаций для инсценировки, наглядного материала
2.
Сценарий классного часа «Ответственность»
Чем сильнее чувство ответственности, тем слабей жажда власти.
Стефан Гарчинский
Прежде чем снимать с себя ответственность, найдите, на кого ее переложить.
Анатолий Рас
Ответственность - это цена величия
Уинстон Черчилль
Куратор: «Люди забыли эту истину, - сказал Лис,- но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.
- Я в ответе за мою розу... - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.»
Вы все помните эти слова из «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери. Классный час, который мы сегодня проводим, посвящён теме: «Ответственность». Помогут мне провести классный час двое ведущих.
В 1: В словаре русского языка: «ответственность - обязанность, необходимость давать отчёт в своих действиях, поступках и т.п. и отвечать за их возможные последствия, за результат чего либо». Ответственность: это определённость, надёжность, честность; это осознание и готовность признать себя причиной своих поступков; это готовность действовать рационально для блага людей. Ответственность — это не вина, это уверенность.
В 2: Ответственность - что это такое? Перед кем, чем и за что можно быть ответственным, почему, и куда эту ответственность надо нести? Ответственность - понятие с одной стороны, эфемерное, призрачное и нематериальное. С другой стороны, ответственность - очень даже материальная, тяжёлая штука, всем хорошо знакомая.
Термин «ответственность» впервые ввел в научный оборот Альфред Бэн, трактовавший ее в плане «наказуемости». Долгое время проблема ответственности была преимущественно предметом внимания правоведов именно в этом аспекте. Где люди принимают на себя ответственность за свои действия, там нет преступлений.
В 1: Создание благосостояния невозможно до тех пор, пока мы не осознаем, что только мы сами за все в ответе. Мы сами, а не государство, не обстоятельства, не партнер, не наше воспитание, не наше здоровье, не наша финансовая ситуация — ответственность всегда лежит на нас самих.
Представьте себе апельсин, что получится из него, если я аккуратно его выжму? "Глупый вопрос, — скажете вы, — естественно, апельсиновый сок". Правильно. А что будет из того же апельсина, если я его раздавлю? апельсиновый сок. А если я ударю им о стену? снова апельсиновый сок.
Апельсин не отвечает за то, что с ним происходит, но он отвечает за то, что из него выходит. Он отвечает всегда тем, что в нем есть.
Так же и мы ответственны за то, что в нас происходит, — за нашу позицию и за то, как мы реагируем на случившееся.
Быть ответственным — значит быть в состоянии дать ответ.
В 2: Большинство людей отказывается от ответственности, и снова мы слышим три основания, почему люди не хотят быть ответственными.
1. Виноваты гены
2. Виноваты родители
3. виновата среда
Мы обязаны быть ответственными вопреки всем превратностям судьбы. Только от нас зависит, как мы реагируем на ситуацию.
В 1: Личность начинается с проявления самостоятельности,
дисциплинированности, ответственности. Если проявляет себя ребёнок ответственно, особенно подросток и юноша, в коллективе, тогда более крепнут его моральные силы. Формирующаяся личность - явление динамичное. Если человек перестаёт проявлять самостоятельность и ответственность, он как личность останавливается в своём развитии. Необходимо с раннего возраста приучать детей к активной деятельности, самостоятельности, дисциплинированности, ответственности.
В 2: Степень самостоятельности, ответственности в выборе профессии, жизненного пути - свидетельство моральной и гражданской зрелости молодого человека. Каждый человек ответствен. Каждый человек должен. Есть ответственность за труд, за поведение, за любовь и ненависть, за слово, которое ты произносишь, за друга.
В 1: За что вы чувствуете ответственность? (опрос студентов)
Ответственность за свои слова!
Ответственность за семью!
Ответственность за то, что такая проблема вообще возникла! Ответственность за свои ошибки!
Ответственность за будущее другого человека,
Ответственность за будущее детей!
Ответственность за принятые решения!
Ответственность за допущенные провалы!
Ответственность за решение своей проблемы!
Ответственность за свои взаимоотношения!
Куратор: Главное - человек должен взять ответственность на себя за все, что происходит с ним в жизни и перестать быть жертвой обстоятельства в своих представлениях и ощущениях действительности. А в профессиональной деятельности взять ответственность за результат своей
«Ошибка» стихотворение
Одна все твердила о грыже и хирургии,
Другой, молоточком по телу стуча,
Рецепт прописал и, прощаясь, промолвил ворча о том,
Что тут явно запущена пневмония.
А третий нашёл, что банальный грипп у него,
Что вирус есть вирус. Все просто и все повседневно.
Плечо же болит, вероятней всего, оттого,
Что чистил машину и гвозди вколачивал в стену.
И только четвёртый, мальчишка, почти практикант,
На пятые сутки со «Скорой» примчавшийся в полночь,
Мгновенно поставил диагноз: обширный инфаркт,
Внесли кардиограф. Всё точно: обширный инфаркт,
Уколы, подушки... Да поздно нагрянула помощь...
На пятые сутки диагноз. И вот его нет!
А если бы раньше? А если б всё вовремя ведать?
А было ему только сорок каких-нибудь лет,
И сколько бы смог он ещё и увидеть, и сделать!
Ошибка в диагнозе? Как? Отчего? Почему!?
В ответ я предвижу смущенье, с обидой улыбки:
-Но врач - человек, так неужто, простите ему нельзя совершить, как, и всякому в мире, ошибки?!
Не надо, друзья, ну к чему тут риторика фраз?
Ведь, честное слово, недобрая это дорога!
Минер ошибается в жизни один только раз,
А сколько же врач? Или всё тут уж проще намного?! Причины?
Да будь их хоть сотни, мудреных мудрей,
И все же решенье тут очень, наверно, простое:
Минер за ошибку расплатится жизнью своей,
А врач, ошибаясь, расплатиться жизнью чужою.
Ошибка - конец. Вновь ошибка, и снова - конец!
А в мире ведь их миллионы, с судьбой плачевной,
Да что миллионы, мой смелый, мой юный отец,
Народный учитель, лихой политрук и боец,
Когда - то погиб от такой вот «ошибки» врачебной!
Не видишь решенья? Возьми и признайся: -Не знаю! -
Талмуды достань иль с другими вопрос обсуди.
Не зря у Гиппократа в клятве есть фраза такая:
«Берясь за леченье, не сделай беды. Не вреди!»
Бывает неважной швея или слабым рабочий,
Обидно, конечно, да ладно же, все нипочем,
Но врач, он не вправе быть слабым иль так, между прочим,
Но врач, он обязан быть только хорошим врачом!
Да, доктор не бог. Тут иного не может быть мненья.
И смерть не отменишь. И годы не сдвинутся вспять,
Но делать ошибки в диагнозах или леченье –
Вот этих вещей нам нельзя ни терпеть, ни прощать!
И пусть повторить мне хотя бы стократно придётся:
Ошибся лекальщик - тут хоть брани его век,
Но в ящик летит заготовка. А врач ошибется,
То «в ящик сыграет», простите, уже человек!
Как быть? А вот так: нам не нужно бумаг и подножья
Порой для престижа. Тут главное - ум и сердца,
Учить надо тех, в ком действительно искорка божья,
Кто трудится страстно и будет гореть до конца!
Чтоб к звёздам открытий взмыть крыльям бесстрашно звенящим,
Пускай без статистик и шумных парадных речей
Дипломы вручаются только врачам настоящим
И в жизнь выпускают одних прирожденных врачей!
Чтоб людям при хворях уверенно жить и лечиться,
Ищите, ребята, смелее к наукам ключи.
У нас же воистину есть у кого поучиться,
Ведь рядом же часто первейшие в мире врачи!
Идите же дальше! Сражайтесь упрямо и гибко.
Пусть счастьем здоровья от вашего веет труда!
Да здравствует жизнь! А слова «роковая ошибка»
Пусть будут забыты уверенно и навсегда!
|
Куратор. Примите ответственность за свои ошибки. Ошибка не означает, что вы плохи, она значит то, что вы - один из нас, человеческих существ. Никогда не игнорируйте ошибки - и тогда вы не будете обрекать себя на их бесконечное повторение.
В 1.Мы предлагаем Вам проиграть ситуации, в которых может оказаться каждый из нас в этой взрослой жизни. Приглашаются девушка и юноша.
В 2: Ситуация 1: Семья: муж, жена и шестилетний ребёнок. Жена уходит на работу в ночную смену, муж собирается идти на футбольный матч, которого долго ждал. Что делать, и как быть?
Куратор: Скажите, какая еще может быть развязка в этой ситуации?
В 2: Ситуация 2: Свекровь попадает в больницу, ей необходимо до обеда привести лекарство и еду. Муж и жена поехали отдохнуть за город на выходные. Что делать?
Куратор: Как можно было ещё поступить?
В 2: Ситуация 3.Парень встречается с девушкой в течение полугода. Парень пригласил девушку в кино. Ему звонят друзья и просят приехать срочно? Что делать и как поступить?
Куратор: Если бы вы были на месте наших героев?
Куратор. Ваше мнение.
В 1.Вашему вниманию предлагается тест «Способны ли вы,
самостоятельно вести дела?»
Тест
СПОСОБНЫ ЛИ ВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЕСТИ ДЕЛА?
Выберите в каждом из семи пунктов по одному определению ваших качеств более всего вам подходит.
Поставьте баллы: а) - 4; б) - 3; в) - 2; г) - 1
1. ИНИЦИАТИВА
а) ищете дополнительные задания
б) находчивы, смекалисты при выполнении задания
в) выполните необходимый объём без указания руководства
г) безынициативны, ждёте указаний
2. ОТНОШЕНИЕ К ДЕЛУ
а) позитивное начало, дружелюбное отношение к людям
б) приятны в обхождении, вежливы
в) иногда с вами трудно работать
г) сварливы и некоммуникабельны
3. ЛИДЕРСТВО
а) сильны, внушаете уверенность и доверие
б) умело отдаёте эффективные приказы
в) ведущий
г) ведомый
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
а) проявляете ответственность при выполнении поручений
б) соглашаетесь с поручениями (хотя и не без протеста)
в) неохотно соглашаетесь с поручениями
г) уклоняетесь от любых поручений
5. ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ
а) обладаете даром убеждения, умением выстраивать факты в логическом порядке
б) способный организатор
в) средние организаторские способности
г) плохой организатор
6. РЕШИТЕЛЬНОСТЬ
а) быстры и точны
б) основательны и осторожны, осмотрительны г) быстры, но часто делаете ошибки
г) сомневаетесь и боязливы
7.УПОРСТВО
а) целеустремлённость, не пасуете перед трудностями
б) предпринимаете постоянные усилия
в) средний уровень упорства и решимости
г) почти никакого упорства
После суммирования баллов определите оценку потенциальных возможностей.
Отличные - 25-28
Очень хорошие - 21-24
Хорошие - 17-20
Средние - 13-16
Плохие - 12 и меньше
Доклад студента
Люди, произнося слова во многих случаях, вкладывают разные понятия в них. Часто, говоря слово «Ответственность», подразумевают слово «Обязательность».
Обязательность — это некоторые функции, обязанности, которые человек взял на себя сам, либо ему вменили. А ответственность — это то, что он сам на себя берет. Есть очень хорошая на мой взгляд фраза о том, что ответственность нельзя дать, ее можно только взять.
Так вот, если обязательства — это некоторый процесс, то ответственность, всегда результат. Можно быть человеком обязательным, но безответственным. Скажем, я работаю медицинской сестрой в больнице, в мои обязанности входит ставить капельницы и инъекции пациентам и убирать судно с под лежачих пациентов, я, действительно, обязанности свои выполняю — ставлю капельницы и инъекции и убираю судна, а ответственность моя — чтобы все эти процедуры были выполнены точно вовремя. Могу я ставить капельницу и инъекции, убирать судно так, чтобы эти процедуры были не вовремя? Могу. К большому сожалению, это явление очень часто происходит в наших больницах. В общем-то быть обязательным и безответственным можно запросто.
Можно быть ответственным, и, при этом, необязательным. Скажем, необходимо выносить судно у тяжелобольной, каждый раз после дефекации. А я выношу судно только перед обходом врача, - обязанности свои не выполняю, но за результат ответственна.
Очень часто, когда люди называют себя или кого-то ответственными имеют ввиду обязательность, исполнительность, пунктуальность, добросовестность выполнения, но ответственность, в первую очередь — это ответственность за то, что мы имеем по факту в результате деятельности.
Ответственность — это когда человек отдает себе отчет, что все, что происходит в его жизни, его состояниях, его эмоциях, его событиях на
работе и в личной жизни — это все результат, это все следствие его поступков, его действий, его способа смотреть на мир.
В 1: Мы ответственны за то, что мы делаем и за то, чего не делаем.
Иногда мы чувствуем большое искушение уклонится от ответственности. Часто кажется, что легче и приятнее не брать на себя ответственность. Но плата за это оказывается очень высокой, потому что в таком случае мы становимся игрушкой в чужих руках и должны жить по правилам, которые написали для нас другие.
В 2: Ответственность - это ответ - на последствия выбора или поступка, на ситуацию, на чувства другого или свои.
Это движение вперед, а не назад.
В 2: Я отвечаю перед миром за свое настоящее, за то, как я проявляюсь. И перед собой за свое будущее. За то, каким я его сделаю.
Куратор: Брать на себя ответственность - означает быть более осознанным и свободным, строить свою жизнь с большим пониманием и ощущением, что это именно моя жизнь.
УЧИТЕСЬ!
Эдуард Асадов
Учитесь мечтать, учитесь дружить, учитесь милых своих любить
И жить горячо и смело.
Воспитывать душу и силу чувств не только труднейшее из искусств,
Но очень важное дело!
-Позвольте,- восклицает иной простак, - Воспитывать чувства? Но как же так? Ведь в столбик они не множатся! Главное в жизни без лишних слов-
это найти и добыть любовь,
А счастье само приложиться! Спорщики, спорщики! Что гадать,
Реку времён не вернёте вспять,
Чтоб заново жить беспечно.
Так для чего ж повторять другим Всех наших горьких ошибок дым,
Жизнь-то ведь быстротечна.
Нельзя не учась водить самолёт,
Но разве же проще любви полёт,
Где можно стократ разбиться?
Веру, тепло и сердечность встреч разве легко на земле сберечь?
Как же туту не учиться?!
Учитесь, товарищи, уступать,
Учитесь по совести поступать и даже в пиру - не упиться.
Не просто быть честным всегда и везде, и чтобы быть верным в любой беде, трижды не грех учиться!
С готовой, с красивой душой навек отнюдь не рождается человек,
Ничто ведь само не строится.
Уверен, что скромником и бойцом, Отзывчивым, умницей, храбрецом –
Учатся и становятся!
Но как это сделать? Легко сказать!
Как сделать? А душу тренировать на искренность, на заботы.
Как в спорте, музыке, как в труде, Тренаж нужен людям везде - везде,
Вот так и берут высоты.
Высоты всяческой красоты,
Любви и действительной доброты,
И нечего тут стыдиться!
Ведь ради того, чтоб не зря весь век носили мы звание Человек.
Стоит, друзья, учиться!
Куратор: «В этом и заключается основная радость жизни, отдать себя целиком той цели, которую вы признаете великой; быть стихией, а не жалким эгоистичным сгустком болезней и скорбей, жалующимся на то, что мир не поставит себе задачей сделать вас счастливым. Я считаю, что моя жизнь принадлежит всему обществу и что пока я живу, я буду считать своей почетной обязанностью делать для него все, что в моих силах. И я хочу полностью себя реализовать прежде чем умру, ибо чем упорнее я работаю, тем дольше я живу. В жизни мне доставляет радость сама жизнь. Жизнь для меня - это не свеча, которая быстро гаснет. Это прекрасный факел, который я держу в руке в настоящее время и который я хочу разжечь еще сильнее, прежде чем передам его будущему поколению...»
Бернард Шоу "Человек и сверхчеловек»
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.