Разговор с обучающимися 4 класса
«Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно» (Д.С.Лихачев)
Цель: развитие у учащихся чувства любви к своей Родине, интереса и уважения к историческому прошлому русского народа.
Ход беседы
1. Приветствие. Эмоциональный настрой.
— Здравствуйте, ребята. (Меня зовут Татьяна Олеговна). Я очень рада встретиться с вами. Прежде чем начать нашу с вами беседу, я хотела узнать вас поближе. Предлагаю вам немного поиграть в игру «Давайте познакомимся».
- Я буду говорить о том, что люблю, а вы, если тоже любите это- говорите « и я».
Хоровая игра.
- Я очень люблю мороженое. А вы?
- А еще я люблю лето и каникулы. А вы?
- А еще я очень люблю выходные? А вы?
- Очень люблю свою семью. А вы?
- Я помню все значимые события в своей жизни. А вы?
- Вот мы и узнали немного друг о друге. У нас с вами так много общего, что думаю, у нас сегодня обязательно все получится.
2. Актуализация жизненного опыта учащихся.
- Какую последнюю фразу я произнесла?
- Сегодня наш разговор будет о памяти…
— Ребята, назовите свои имена.
— А как вы узнали своё имя? От кого? (Учащиеся ответят, что имя узнали от своих родителей.)
—Петя, назови имена своих родителей. Маша, а твоих родителей как зовут?
— А как ваши родители узнали свои имена? (Им рассказали их родители – бабушки и дедушки.)
— У нашей Родины тоже есть имя. Какое? (Россия, Российская Федерация.)
(Педагог крепит на доску табличку со словом Россия).
— Как вы узнали имя своего Отечества? (Школьники ответят, что узнали от своих родителей.)
— Что помогает человеку помнить свое имя, место, где он живёт, важные события? (Память.)
Педагог крепит на доску табличку со словом ПАМЯТЬ.
3. Работа по теме беседы.
— В каждой семье помнят имена родных, даты их рождения, профессии, адрес, знают, как живёт каждый человек. Об этом рассказывают друг другу члены семьи при встречах, на семейных праздниках. О том, что было раньше, сообщают старшие, которые об этом помнят. Это – история семьи. А может ли быть такая «семейная» история у нашего народа, нашей Родины? (Учащиеся отвечают утвердительно.)
Педагог крепит табличку ИСТОРИЧЕСКАЯ к слову ПАМЯТЬ.
— Вы тоже будете рассказывать своим детям и внукам о прошлом и настоящем нашего народа, нашей Родины. Мы – народ России, мы – россияне. Как вы считаете, что нам важно помнить? (Обсудите это в парах, на обсуждение у вас одна минута).
- Выскажите ваши версии, которые родились в ходе обсуждения.
В ходе диалога с учащимися к ключевому понятию ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ педагог добавляет карточки ИСТОРИЯ, ПРЕДКИ, КУЛЬТУРА, ВЕРА, ТРАДИЦИИ, ГЕРОИ, ЦЕННОСТИ, ПРАЗДНИКИ, ПОБЕДА, в результате создаётся кластер:
— Историческая память – это сохранение и передача потомкам знаний об истории своего Отечества, культуре, вере, героизме предков, традициях и национальных ценностях. Только благодаря памяти можно преодолеть время, соединить прошлое и будущее. Историческая память – это то, что объединяет каждого из нас с другими россиянами.
- Ребята, а что произойдет, если мы не будем своим детям и внукам рассказывать обо всем этом? (показывает на кластер «Историческая память» (Все забудется, сотрется из памяти).
- Значит время может уничтожить историческую память? (Дети отвечают утвердительно)
(Педагог акцентирует внимание на высказывании Дмитрия Сергеевича Лихачева):
- Ребята, на слайде мы можем увидеть высказывание академика Дмитрия Сергеевича Лихачева
«Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно»
- Ребята, как вы понимаете эту фразу? Обсудите ее в парах.
Через минуту педагог спрашивает учащихся, они высказывают свое мнение. (Обязательно благодарит детей за их мнение, хвалит их)
4. Включение изученного в систему знаний.
1) Памятники
- Одно из средств сохранения истории – это памятники. Я предлагаю вам поработать в группах
— Ребята, у вас на столах лежат фотографии памятников и таблички с их названиями. Ваша задача соединить фотографию и название. (дети выполняют задание, эти фото также видно на слайде)
После минуты работы, дети вывешивают фотографии и подписи к ним на доске,озвучивают результаты. (Педагог благодарит учащихся).
-
Фото 1. Памятник Родина-мать в Волгограде.
Фото 2. Монумент «Тыл-фронту» в Магнитогорске.
Фото 3. Стелла «Защитникам Отечества» в Челябинске
Фото 4. Монумент «Мужество» г.Брест, Беларусь
2) «Бессмертный полк»
—
- Ребята, посмотрите на фотографию на слайде. Как называется акция, изображенная на слайде?
- Для чего, с какой целью проводится эта акция?
- Кто из вас принимал участие в этой акции?
- Много испытаний выпало на долю русского народа в годы Великой Отечественной войны. Наши деды и прадеды ценой собственной жизни победили фашизм, героическим трудом в послевоенные годы восстановили страну и передали нам, их потомкам, процветающую и мирную страну. Мы всегда помним и чтим подвиг солдат, партизан, тружеников тыла и будем учить этому наших детей и внуков!
5. Подведение итогов. Рефлексия.
—Ребята, хранить память, беречь память (историческую память!) нашего русского народа – долг каждого из нас. Память возрождает жизнь. Значит, мы возрождаем жизнь. А значит наш народ, наша нация, наша Родина будут жить вечно!
Будьте достойными гражданами своей Родины, любите, защищайте, храните её!
- Встаньте справа от меня те, кому было сегодня интересно на нашей беседе, а слева – те….
- По цепочке ОДНИМ словом охарактеризуйте то, о чем мы с вами говорили сегодня.
- Я благодарю вас за интересную беседу, желаю вашим семьям мира и добра! До свидания!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.