Классный час по теме «В мире диких животных»
Цель: закрепить знания детей о жизни диких животных, их ролью и значением в природе; воспитывать у детей бережное отношение к миру животных.
Задачи: формировать любознательность и интерес к познавательной деятельности;
Оборудование: презентация «В мире животных»; картинки с изображением диких животных, книги о диких животных.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром. Тема занятия: «В мире животных».
Круг приветствия:
Мы живем на планете Земля – очень щедрой и богатой животным и растительным миром. Природа нашей планеты создала все условия, чтобы мы жили и наслаждались красотой вокруг нас.
Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга и окружающий нас мир.
Спасибо скажем мы не раз
Всему живому вокруг нас!
Как хорошо на свете жить,
Как хорошо уметь дружить!
Молодцы, ребята!
Учитель: Ребята! Почтальон принес вам очень важное и срочное письмо. Интересно от кого это письмо? (читает письмо)
- Дорогие, дети, помогите!
У нас в лесу переполох.
Мы не можем есть и спать.
Мы не знаем, как нас звать.
Как мы ходим, что едим,
Говорим или рычим?
Помогите! Подскажите,
Кто мы есть и как нам жить.
- Ребята, как вы думаете от кого это
письмо?
Дети: От диких животных
Учитель: Правильно, молодцы. Где живут дикие животные?
Дети: В лесу
Учитель: Вы хотите помочь диким животным? (ДА)
Для этого нам необходимо попасть в лес. Закройте глаза, покрепче возьмитесь за стульчики руками и скажите: раз, два, три, стульчик меня в лес неси.
(Дети закрывают глаза, держатся за стульчики руками и произносят слова. На интерактивной доске СЛАЙД «Лес» звучат звуки природы «Пение птиц»).
- А вот и первая подсказка:
Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт?
(Медведь)
Кто поможет медведю вспомнить кто он, где живет и чем питается?
(На доске появляются СЛАЙДЫ 1-2 с изображением медведя, Учитель дополняет рассказ детей).
- Медведь, ребята, хоть и большой и сильный, но в основном доброжелательный, если его не дразнить и не заходить на его территорию, то он мирно будет собирать малину и мед у пчел. Медведь всеядное животное. Очень любит ягоды, сладкие корешки и мед. Его можно назвать сладкоежка, а еще он очень любит купаться, ловить рыбу и лакомиться ею.
Хвост пушистый бережёт
И зверюшек стережёт:
Знают, рыжую в лесу –
Очень хитрую (лису)
Кто расскажет лисе о ее повадках, где она живет?
(Рассказ ребенка о лисе. На доске появляются СЛАЙДЫ 3-4 с изображением лисы, Учитель дополняет ответ ребенка).
- Лиса – хищное животное. Она питается мелкими грызунами, птицами, яйцами, зайцами. Лиса очень хитрая, у нее хороший нюх и благодаря ему она выслеживает свою добычу.
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы.(Заяц)
(Рассказ ребенка о зайце. На доске появляются СЛАЙДЫ 5-6 с изображением зайцев, учитель дополняет ответ ребенка).
- Зайцы травоядные животные, у них острые, крепкие и большие передние зубы, благодаря которым они легко грызут кору с деревьев и корешки. Зимой заяц становится белый, чтобы легче спрятаться от хищников.
Ночью воет он в лесу:
“Я ягнёнка унесу-у-у!”
В зайцах тоже знает толк
Злой, голодный серый …
(Волк)
(Рассказ ребенка о волке. На доске появляются СЛАЙДЫ 7-8 с волками, учитель дополняет ответ ребенка).
- Ребята, хоть волк и опасный хищник, но все же он приносит большую пользу в лесу, его называют санитаром леса, потому что он в основном охотится на слабых и больных животных. Волки живут и охотятся стаями, у них есть вожак.
По веткам скачет,
Да не птица,
Рыжая,
Да не лисица.
(Белка)
(Рассказ ребенка о белке. На доске появляются СЛАЙДЫ 9-10 с изображением белки, Учитель дополняет ответ ребенка).
- Белки находят в лесу на дереве уютное дупло, которое выдолбил дятел, и устраивают там свой домик. Летом белки собирают грибы и сушат их чтобы запастись кормом на зиму, а еще белочки собирают орешки, шишки и мох, чтобы зимой не замерзнуть.
Как колючий колобок
В этом домике зверёк
Его в руки не возьмёшь
Потому что это —
(Ёж)
(Рассказ ребенка о еже. На доске появляются СЛАЙДЫ 11-12 с изображением ежей, Учитель дополняет ответ ребенка).
- Еж, ребята, всеядное животное. Он любит грибы, яблоки, а так же не прочь поохотиться на мышей. Осенью еж сворачивается в клубок и катается листьям, чтобы потеплее укутаться в них как в дупло. А затем спит в своей норке до весны.
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга.
(Олень)
(Рассказ ребенка об олене. На доске появляются СЛАЙДЫ 13-14 с изображением оленей, Учитель дополняет ответ ребенка).
- Олень очень гордое животное. У самца большие ветвистые рога, которые боятся даже волки. Вожак олень защищает свое стадо. Питается олень травой, лишайниками, мхом.
Он из
леса вышел снова,
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось
Познакомтесь это...(Лось)
(Рассказ ребенка о лосе. На доске появляются СЛАЙДЫ 15-16 с изображением лося, Учитель дополняет ответ ребенка).
Молодцы, ребята. Теперь наши дикие животные вспомнили кто они, где живут и что едят и очень вам благодарны. А мы с вами немножко поиграем.
Физкультминутка «Встреча в лесу»
Как-то раз лесной тропой. (Дети идут по кругу)
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)
За мамой-лисицей топал лисенок, (Передвигаются вприсядку)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Крадутся на носочках)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку)
За мамой-зайчихой косые зайчата, (Скачут на прямых ногах)
Волчица вела за собою волчат (Крадутся)
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицо в круг, лакательные движения)
Ребята, вам было весело сегодня на занятии? (Да!)
А вот диким животным грустно, потому что они потеряли своих детенышей. Поможем им? (Да!)
Практическая деятельность
Собрать пазлы с животными - детенышами.
- Молодцы ребята! Вы помогли диким животным найти их детенышей! Они вам очень благодарны!
На доске СЛАЙДЫ с изображением детенышей животных.
Учитель:
- Вы знаете, многие животные на грани исчезновения, потому что люди охотятся на них. Убивают их ради красивого меха и просто ради удовольствия. Природа матушка нам дает тепло и пропитание, так почему же людские сердца так ожесточились? Почему человек не бережет мир в котором живет? Неужели люди, которые будут жить после нас, не увидят таких красивых животных? Как защитить вымирающих животных? И вот люди решили записать всех вымирающих животных в одну книгу, чтобы все знали о них, и издали закон об охране этих видов животных. И назвали ее Красная книга.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
(на доске по очереди появляются СЛАЙДЫ с изображением снежного барса, архара, сайгака)
Учитель знакомит детей с редкими животными, их средой обитания, повадками и привычками.
Снежный барс- редкий исчезающий зверь. Окраска шерсти барса белая с дымчатым налетом с крупными темными или черными пятнами. Уши у барса короткие, закругленные. А хвост длинный и пушистый. Барсы живут в горной местности и охотятся на горных козлов. Постоянного жилья у барса нет, они кочуют вслед за горными козлами. Живут барсы 15 лет.
Архар – горный баран. Живет на открытых, невысоких горах. Зимой спускается на низкогорье. Окраска шерсти бурая (темная). На голове огромные закрученные рога. Архар редкое животное. В год у архаров рождается один, иногда два ягненка.
Сайгак (антилопа) – обитают в степях Казахстана, это редкий вид антилопы. В результате охоты на сайгаков они почти исчезли, но благодаря тому, что их занесли в Красную книгу и взяли под защиту, их вид почти полностью восстановился.
Сайгак отличается от косули горбатым носом и прямыми винтообразными рогами. Если посмотреть поближе, то они похожи на винт, шуруп. У сайгака короткая, рыже-желтая шерсть и короткий хвост.
Рефлексия
(На доске СЛАЙД «Ручей в лесу», звучит мелодия из серии «Звуки природы»)
Учитель:
- Вам понравилось занятие?
- Что нового вы узнали?
- С какими редкими животными вы познакомились?
- Как нужно относиться к окружающему нас миру?
Окончание занятия:
Дети, стоя в кругу и взявшись за руки, декламируют слова:
Давайте, дети,
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь и птицы.
И доверяли повсюду нам
Как самым верным
Своим друзьям!
Литература:
1. Беладина И.Г., Найденская Н.Г. Планета наш дом. Мир вокруг нас: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников И.Г. Беладина, Н.Г. Найденская. М.: Изд. «Лайда», 1995.- 96с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Л.И. Божович. М.: Просвещение, 1968. - 258 с.
3. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу А.И. Васильева. М.: Просвещение, 1972. 126 с.
4. Виноградова Ф. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой. - М., 1978.- 154с.
5. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. - М., 2005.-170с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.