Классный час по теме: «Золотые ключики к сердцам».
Цели: формирование нравственных знаний; этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие у детей чувства товарищества, взаимопомощи, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся; воспитание вежливости, внимательности, уважения к людям, к друг другу.
Задачи:
1. Формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
2. Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
3. Формировать умение совместно работать в парах;
4. Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
5. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни;
Оборудование: презентация «Золотые ключики к сердцам», видеоролики: «Доброта- это…», «Видео для сына», «Всё зависит от нас самих», парные карточки «Добрые и злые качества». иллюстрации сердца, золотого ключика, карточки с афоризмами, рисунки для анализа.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
1. Вступительная часть
-Эпиграфом нашего мероприятия будут такие слова: «Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром!»
На доске - закрытое сердце. На нем– золотой ключик.
- Сегодня мы узнаем о том, что это за ключики, которые открывают все сердца, сегодня мы поговорим на тему ,очень важную для всех нас, а начнем наше занятие с одной удивительной песни. (Дети слушают аудиозапись песни «Доброта- это…»)
- Вы послушали песню. О чём она? (о добре, о друзьях…..)
- Что значит слово «Доброта» (Это все хорошее……)
- В толковом словаре можно прочесть следующее определение (подготовленный ученик читает определение из словаря).
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Ребята, а какого человека мы называем добрым? (того, кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек старается быть вежливым).
2. Основная часть
- Не только детям, но и многим взрослым людям хочется, чтобы все их друзья, все соседи и даже вовсе незнакомые люди всегда относились к ним внимательно, по-доброму, с уважением.
Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят и уважают.
Почему же нам не быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу? Ведь это не так уж трудно!
Ученик. Нетрудно уступить в автобусе место пожилому человеку. Нетрудно здороваться при встрече. И говорить им "до свидания", "всего хорошего" при расставании.
Ученик. Нетрудно быть опрятным, причесанным и умытым, чтобы окружающим людям было приятно с тобой общаться.
Ученица. Нетрудно помочь по дому старшим. Но вежливый человек должен выполнять не только эти правила. Их гораздо больше.
- Какого человека можно назвать добрым? (высказывание детей)
-Добрый человек – это тот, кто любит людей и животных, который готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратным, быть вежливым и внимательным в общении с друзьями и взрослыми.
- Конечно, доброта, милосердие, радость переживание за других людей создают основу человеческого счастья.
Давайте вспомним с вами мультик «Красавица и чудовище». В этой сказке был герой-красавец, который пытался добиться расположение главной героини Бель. В этого парня были влюблены все девушки.
-Но был ли он действительно красив? А почему Бель все-таки вернулась к Чудовищу, и почему полюбила его, ведь это был страшный и безобразный зверь.
2. Игра «Конфетки»
-Давайте поиграем немножко с вами. Игра называется «конфетки». Перед вами на столах лежат по 2 конфеты, одна завернута в красивый фантик, а другая в обычную бумагу. Выберите одну конфету и разверните ее? А теперь разверните вторую конфету.
(ребята разворачивают конфеты. Конфета с красивым фантиком оказалась обычным пластилином, а конфета в простой бумаге вкусной шоколадкой).
- Что же мы видим? Как вы думаете, бывает и такое в жизни, что человек, очень красивый снаружи, оказывается не таким красивым внутри или это можно встретить только в сказках и фильмах?
-Все верно, к сожалению, очень часто бывает так, что внешне человек выглядит очень красиво, он красиво одет, у него прекрасная внешность. Но когда познакомишься с таким человеком, то становится ясно, что внутри у такого человека нет ничего красивого.
3. Анализ картинок
-Посмотрите на картинки на доске. Что вы можете мне сказать о том, что изображено на них.
(анализ картинок на доске)
-Что вы можете сказать? Всегда ли красота внешняя говорит нам о том, что у человека и сердце, его душа красивая?
-Действительно, распознать добрую душу не так легко.
УЧИТЕЛЬ: - Ребята часто дразнят толстых и худых детей, высоких и низких ростом. Придумывают различные обидные клички своим товарищам, переделывают их имена и фамилии и не понимают, что тем самым оскорбляют человеческое достоинство.
Продолжите фразу: НЕ ОЦЕНИВАЙТЕ ЛЮДЕЙ, А ЦЕНИТЕ!
Учитель: - Все вы разные, и как из разных звеньев мозаики мы можем составить единое целое (картинку), так из вас разных можно собрать единый сплоченный коллектив.
- А что у вас общее?
Дети отвечают :
А) учёба;
Б) цель – получить образование;
В) класс, т.е коллектив;
Учитель: - Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все ребята класса были преданными друзьями… Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать друг друга такими какие мы есть .
4. «Яблоко добра и зла»
-Человек-это хрупкая ваза. Человека очень легко не только ранить, но и убить. И сделать мы это можем не только своими действиями, но и словами.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова - дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас.
Но для души до времени хранимы.
Чтоб их произнести в тот самый час
Когда они другим необходимы!
-Давайте проведём с вами эксперимент. Перед вами 2 абсолютно одинаковых яблока. Давайте в первом яблоке найдем что-то хорошее. Ведь в любом человеке, как в этом яблоке можно найти хорошие качества. Давайте скажем эти слова яблоку.
-А теперь посмотрите на 2 яблоко. Посмотрите: «Оно уродливо». В этом яблоке, как и в любом человеке можно найти что-то плохое. Давайте скажем эти слова яблоку.
- А теперь посмотрите на эти 2 яблока. Отличаются ли они внешне? А теперь разрежем и посмотрим, что происходит внутри.
-Какой вывод мы можем сделать?
-Так и человека, мы зачастую раним его и наносим смертельные душевные раны, даже не замечая этого.
5. Заповеди Божьи
И не спроста Бог дал людям Десять заповедей (правил). Давайте вспомним, как это произошло.
Подготовленный ученик: Господь повелел пророку Моисею вывести свой народ из египетского плена. Моисей повел еврейский народ через пустыню, и, когда они подошли к горе Синай, Господь возвестил пророку: "Скажи народу: если будете слушаться голоса Моего, то будете Моим народом". Моисей передал людям волю Божию, и они ответили: "Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны". Господь повелел готовиться к принятию Закона Божия постом и молитвой. Через три дня густое облако покрыло вершину горы. Сверкали молнии, гремел гром, от горы шел дым, и вся она колебалась. Моисей взошел на гору, и там Бог дал ему две скрижали (каменные доски), на которых были написаны
- Вы помните, на чем были написаны заповеди? (На двух скрижалях)
- На первой скрижали были написаны заповеди, которые учат, как мы должны вести себя по отношению к Богу.
- На второй скрижали были написаны заповеди, которые учат, как мы должны относиться к другим людям. Прочитайте их на доске.
-Вам необходимо соотнести заповедь с подходящим по смыслу высказыванием.
а) соотнесение высказывания с заповедью;
-Какой вывод мы можем сделать?
-Как нам относиться к людям, чтобы не ранить их душу? (Уважать другого. Любить ближнего своего. Не злиться. Быть добрым, терпимым. Сострадать.)
6. Добро и зло в сказках
- Непросто быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Вам нужно догадаться, о ком или о чём идёт речь.
Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
Этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
Как звали девочку , которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка (Кот в сапогах).
Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни (Татошка).
Чем же отличаются эти сказочные герои от других героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? (Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).
7. Самое дорогое в нашем сердце.
-Очень много мы с вами говорили о том, как необходимо вести себя в обществе, в коллективе. Но забыли поговорить об отношении к самому близкому человеку- матери. Зачастую приходиться видеть, как дети неосознанно, а есть случаи, когда и осознанно обижают своих мам.
-Сейчас нам кажется, что мама всегда будет рядом. Но, к сожалению, это не так.
-Сейчас мы просмотрим видеоролик, а далее вы ответите на вопрос: «Почему в жизни так бывает?»
Просмотр видеоролика «Подарок для сына»
-Слезы на глаза наворачиваются. Я прошу вас, никогда не забывайте жертву ваших матерей, цените и дарите им свою безграничную любовь.
-Но у нас свами есть ещё одна мать- Матерь Божья. Она является заступницей всех матерей и их детей.
-Господь поручил Своей Матери стать Матерью всего мира, чтобы в минуты скорбей, болезней, тревог, забот нашей земной жизни мы всегда находили у Неё защиту и утешение.
Когда нам плохо или страдают наши мамы , мы можем обратиться за помощью к нашей Заступнице, Защитнице- Пресвятой Богородице. Да, мы Её не видим, но Она рядом, лишь только позовём- будет с нами, хотя мы Её и не увидим. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл говорил:
«Каждый человек может обратиться к Ней за помощью, как к своей Матери, потому что Её Материнство распространяется на всех нас. Матерь Божия – Мать всех человеков, любящая нас не меньше нашей собственной матери».
Прослушивание молитвы «Заступнице Усердная»
-Мы с вами подходим к концу нашего мероприятия. А сейчас давайте проверим, усвоили ли вы понятия о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы подбирать ключики к сердцам людей.
8. Качества личности (таблица)
-Я предлагаю вам выполнить следующее задание. Подготовьте каточки с таблицей. Вам необходимо разделить качества личности человека на 2 группы: Добрые и злые качества. Задание вы будите выполнять в парах.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
-Давайте проверим.
3. Заключительная часть
- Завершая наш классный час, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
- Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли.. А закончить наше занятие я хочу ещё одним высказыванием о доброте.
Добрые слова – корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды,
Добрые сердца – сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!
- Ребята, так что же это за золотые ключики, которые открывают все сердца?
-Я предлагаю вам записать на волшебных ключиках качества человека, которыми он должен обладать, чтобы открывать сердца людей.
-Какие слова вы записали?
- Я подхожу к нашему сердцу и боюсь, откроется ли оно нам? Получилось ли найти нам тот самый золотой ключик? Открываю! Беру сердце и беру ключик. Я очень хочу подарить этот маленький ключик нашим гостям. Пусть этот золотой ключик откроет сердце каждого из вас добрыми делами, добрыми словами. Вот и закончился наш праздник, наше волшебство. Я прошу вас на прощанье выйти к доске, прикрепить ключики к нашему сердцу, а далее встать в круг, взяться за руки и спеть песню всем вместе.
(Дети поют песню Ёлки «Всё зависит от нас самих»)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.