Классный час по толерантности к инвалидам
«Дорогою добра»
Цель занятия:
Вырабатывать у детей правильное и разумное отношение к людям с ограниченными возможностями;
Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями;
Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков;
Воспитывать чувство милосердия к окружающим людям.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Игра «Поприветствуем друг друга»
Цель: создать в группе атмосферу открытости; показать, что в группе между участниками существуют как различия, так и объединяющие их вещи.
Дети встают в круг, приветствуют друг друга как жители разных народов мира:
- сложить руки на груди (как в «молитве») и поклониться - Япония;
- потереться носами – Новая Зеландия;
- пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу – Германия;
- показать язык – Тибет;
- крепко обняться – Россия;
- помахать рукой нашим гостям.
Обсуждение.
- Понравилась игра?
- Что чувствовали, когда приветствовали друг друга?
II. Сообщение темы занятия.
«Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности».
Ромен Ролан
«Я человек» каждый ли человек на Земле может так сказать про себя?
Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем кроме внешних признаков должен обладать человек?
Человек должен иметь добрые и чистые мысли, хорошие качества характера (души), доброе и любящее сердце. Человек должен быть человечным.
Мудрые мысли, которые только что прозвучали можно выразить словами М.Пришвина «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от человека».
(Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, а всё хорошее, что существует на земле, создано хорошими людьми).
III. Работа над содержанием слова «толерантность»
Я попрошу вас назвать ещё одно очень важное качество, которым должен обладать каждый человек, а помогут вам в этом буквы, из которых следует составить слово.
Т О С Т Ь Л Е Н О Р А Н Т (ТОЛЕРАНТНОСТЬ)
А кто из вас может объяснить значение этого слова?
Толерантность - (от лат.слова tolerantia– терпение), это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, готовность к взаимодействию с людьми иной культуры, национальности, религии или социальной среды, это возможность услышать другого, понять иного.
Какие качества толерантного человека можно назвать? Давайте вместе подумаем над этим вопросом.
· терпимость (умение спокойно и без вражды относиться к словам, мыслям и поступкам других людей)
· справедливость
· совесть (чувство ответственности за своё поведение; оценка своих поступков)
· сострадание
· уважение себя, мнений и поступков других людей
· сдержанность (отсутствие агрессии)
· прощение
· принятие другого (не отталкивать от себя людей, а помогать им по необходимости)
· милосердие (учитывать настроение окружающих)
· уважение прав своих и другого человека
· великодушие
· примирение со сложившимися ситуациями
· отсутствие оскорблений и не унижений по отношению к другим
· негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме
· отсутствие ненависти, зависти и призрения
Приобретая все эти качества, человек становится миролюбивым и доброжелательным (желающим добра другому) по отношению к любому человеку, который встречается ему на пути.
Мир создал людей разных внешне и внутренне, разных по состоянию души, по физическому и умственному развитию.
V. Беседа по содержанию произведения В.Катаева «Цветик-семицветик»
Я предлагаю вам вспомнить произведение В. Катаева , откуда взяты эти строки:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли-
Быть по моему вели.
Вели, чтобы…
Правильно, это произведение называется «Цветик-семицветик».
- Кто был главным героем этого произведения? (девочка Женя)
- Что необычного удалось приобрести девочке? (Цветик-семицветик, который ей подарила старушка).
- Чем был необычен этот цветок? (Мог исполнить любое желание).
- Какое первое желание Жени было исполнено? (Жёлтый лепесток – она оказалась дома со связкой баранок).
- Какое второе желание загадала Женя? (Красный лепесток – мамина вазочка склеилась).
- Где удалось очутиться Жене после третьего желания? (Синий лепесток – на Северном полюсе).
- Каким было четвёртое желание девочки? (Зелёный лепесток - очутиться дома).
- Куда был потрачен пятый оранжевый лепесток? (Женя получила все игрушки, которые есть на свете).
- Как отреагировала Женя на сюрприз с игрушками? (Фиолетовый лепесток- возвращение игрушек в магазины).
- И так остался последний голубой лепесток. Кто из вас помнит, на что хотела потратить его девочка? (Конфеты, велосипед, билет в кино, сандалеты).
- Какое же решение приняла Женя с последним лепестком? (Помогла выздороветь Вите, который не мог двигаться самостоятельно).
- Как вы думаете, какое из всех семи желаний было обдумано?
Правильно самое обдуманное и правильное желание было седьмое.
- С какой стороны предстала перед нами Женя, загадывая 7-е желание?
Она увидела, поняла и приняла незнакомого ей человека таким, какой он есть. Жене захотелось помочь Вите почувствовать себя здоровым, таким, как все.
- Не всякая болезнь излечима, а следовательно много среди нас людей, которые нуждаются в чьей то поддержке со стороны.
Доводилось ли вам встречать на своём пути людей, которым нужна чья-то помощь или поддержка, как в данной сказке?
- О каких людях я спрашиваю?
Встречаются люди с физическими недостатками или с обиженной судьбой, люди с нарушением здоровья, с тяжелыми заболеваниями, с последствиями травм, которым тяжело и без дополнительной обиды. Любая обида несёт человеку переживания, печаль, уныние и волнение (это очень плохие спутники жизни, от которых надо избавляться).
Как вы думаете, о ком пойдёт сейчас речь?
Правильно, о людях с ограниченными возможностями
VI Беседа с учащимися о людях с ограниченными возможностями
Человек с ограниченными возможностями такой же человек, как и все. Он нуждается в счастье, радости, общении, любви, страдает от одиночества, равнодушия, непонимания и нуждается в поддержке. Он приспосабливается к обществу обыкновенных людей, а мы должны ему помочь.
Представьте, что вы идёте по улице, где много людей. Каких людей с ограниченными возможностями вы можете встретить на своём пути? (Слабовидящие, слабослышащие, те, кто передвигается на инвалидной коляске).
Какие чувства возникают у вас, когда вы встречаете на своём пути такого человека?
СЛАБОВИДЯЩИЕ ЛЮДИ
Могут ли работать на компьютерах, врачами, лётчиками, учителями, водителями автомашин, сборщиками в цехах, инженерами?
Могут ли сами перейти через дорогу?
Могут ли обойти препятствие на дороге?
Могут ли читать книги?
Могут ли быть изобретателями и учёными?
Могут ли заниматься спортом?
Могут ли учиться в обычной школе?
СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ЛЮДИ
Могут ли работать учителями, инженерами, конструкторами, водителями автомашин, хирургами, лётчиками?
Могут ли заниматься спортом?
Могут ли быть учёными?
Могут ли учиться в обычной школе?
Могут ли слушать радио, смотреть телевизор?
Могут ли быть изобретателями, учёными?
Могут ли быть артистами?
ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ПЕРЕДВИГАЮТСЯ НА КОЛЯСКАХ
Могут ли учиться в обычной школе?
Могут ли пользоваться общественным транспортом?
Могут ли беспрепятственно ходить на работу?
Могут ли работать конструкторами, компьютерщиками, юристами, врачами, водителями автомашин, лётчиками?
Могут ли посещать театр, цирк, зоопарк?
Могут ли заниматься спортом и в каким видом?
Могут ли быть артистами кино?
Ребята, из ваших ответов видно, что люди, имеющие ограниченные возможности, порой не могут делать самые простые для всех нас вещи, например: перейти дорогу, или прочитать книгу, или послушать радио, или зайти в трамвай, троллейбус, автобус, или подняться по лестнице в магазин, аптеку, в свой подъезд и т.д.
Давайте дадим слабовидящим людям возможность быть с нами на равных правах. Что им для этого нужно? (Ответ: очки, азбука Брайля, специальное компьютерное
оборудование для проговаривания текста, собака-поводырь, трость с сигнализацией на препятствие, светофор с сигнализацией и др.)
Попробуем наглядно представить азбуку Брайля.
Ребята, возьмите лист бумаги. Начертите несколько клеточек. В каждой клеточке сделайте проколы, можно ручкой. Переверните лист бумаги и пальцами нащупайте выпуклые точки. Определенное количество таких точек соответствует какой-либо букве. Таков принцип Азбуки Брайля. По этой азбуке в специальной школе учатся слабо видящие дети, по этой азбуке читают слабовидящие люди. Книги у них очень толстые, т.к. изготовлены из картона.
Давайте поможем слабослышащим людям. Что нужно этим людям, чтобы они слышали и понимали нас? (Ответ: слуховой аппарат, азбука жестов).
Азбука жестов - это, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев рук. По азбуке жестов учатся слабовидящие дети в специальных школах.
Давайте поможем людям на инвалидных колясках. Что нужно этим людям, чтобы они могли жить и работать? (Ответ: электрическая легкая коляска, приспособления для приготовления пищи, уборки квартиры, для пользования ванной, транспорт с подъемником, компьютер, пандусы в жилых домах, магазинах, театрах и т.д., широкие двери в лифтах и жилых помещениях и офисах и т.д.).
Итак, ребята, вы увидели, что люди с ограниченными возможностями - это такие же люди, как и все.
Из-за несчастного случая или болезни они попали в тяжелое положение. Как и все нуждаются в счастье, радости, общении и сильнее других людей страдают от одиночества, равнодушия, непонимания. Они нуждаются в помощи здоровых людей.
Помните, ребята: «Есть превосходные люди, которые невыносимы и есть другие, которые нравятся со всеми недостатками». Эти прекрасные слова сказал французский философ Ф.де Ларошфуко
VII. Сообщения учащихся о героизме людей с ограниченными возможностями.
Сейчас вы узнаете о человеческой стойкости, мужестве и несгибаемой силе духа людей с ограниченными возможностями, но безграничными способностями.
ГЕРОИ КИЛИМАНДЖАРО. "Чтобы доказать себе, что ты не хуже, а может, и лучше других, нужно раз в жизни стиснуть зубы и напрячь все силы, но покорить свою вершину", - сказали российские инвалиды Андрей Козуб, Вячеслав Суров и др. и покорили горную вершину высотой 5895 м, доказав тем самым не только себе, но и всем, что сила духа и мужество могут преодолеть все препятствия.
НИНА МАЛЕР - психолог из Швейцарии.
Мужество и энергия Нины, которая после болезни потеряла возможность не только двигаться, но даже дышать самостоятельно, потрясла всех. Она в Швейцарии создала даже Фонд помощи инвалидам России. Она работает на компьютере с помощью струи воздуха из дыхательной трубки, делая 140 знаков в минуту.
МЭРИ ВЕРДИ - девочка на инвалидной коляске, очень захотела танцевать. Она училась грациозно вращаться и делать изящные движения. Однажды Мэри решила принять участие в конкурсе танцев, но не предупредила организаторов о том, что она инвалид. Онемевшая публика следила за ее выступлением, а один из судей даж открыл рот от удивления. Мэри создала группу "Танцующие колеса".
VIII Завершение.
1. «Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении».
2 .Творческая работа «Дерево толерантности».
Инструкция: «У каждого из вас на парте есть цветные листочки, Напишите на них, что, по – вашему мнению, какой шаг надо сделать, чтобы ваш класс, лично вы стали толерантными, то есть, чтобы отношения между людьми стали как можно более толерантными». Затем листочки «приклеиваются» на «Дерево». (Дерево нарисовать на доске).
3. «Молодцы! Спасибо за работу! Я думаю, каждый из нас возьмет для себя что – то из сегодняшнего занятия. И даже не это самое главное. И важно даже не то, что мы говорили и во что играли на протяжении занятия, а то, что вы из него вынесете в реальную жизнь, как измените, отношение с людьми, с которыми встречаетесь!»
IX. Рефлексия
Теперь попрошу всех встать в ровный круг очень тесно друг к другу, положите руки друг другу на плечи, правую ногу вытяните к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором весело скажем: «Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир!»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.