Классный
час на тему: «Права и обязанности школьника»
Цель и задачи:
1. Обобщить все права и обязанности школьника, скорректировать представление о
правах и обязанностях школьника.
2. Совершенствовать навыки работы в группе, микрогруппе.
3. Вызвать желание (потребность) соблюдать права и обязанности в школе.
Ход работы
Этапы |
Содержание воспитательного занятия |
УУД |
Организационный момент |
Учитель: Поэтесса Ирина Токмакова написала такие строки: Слыхали радостную весть? Мне скоро будет ровно шесть! А если человеку шесть. И у него тетрадки есть, И ранец есть, и форма есть, И счетных палочек не счесть, И он читать старается, То значит он (вернее – я), То значит он (вернее – я), Он в школу собирается.
О чем говорится в стихотворении? Ученики: О школьнике,
который собирается в школу |
|
Вводная беседа |
Учитель: Школа это уже не детский сад и здесь каждый имеет свои права и обязанности. Давайте поговорим о том, что школьник имеет права, а что не имеет Школьник не имеет права: - опаздывать без уважительной причины; - не выполнять домашние задания; - плохо учиться; - пропускать уроки без уважительной причины; - врать старшим; - обижать младших и своих сверстников; - драться; - молчать, если его обижают. Школьник имеет права: - право на учебу; - право на каникулы; - право на занятии в кружках и секциях; - право на общение друг с другом; - право на помощь в учебе; - право на жизнь; - право на медицинский уход.
|
|
Основная часть |
Учитель: Сегодня
поговорим о правах и обязанностях ученика в школе, но сначала разберемся. А
что такое школа? Учитель: В школе есть столовая, куда мы ходим каждый день. И там нужно соблюдать правила. Послушайте стихотворение, и скажите какие правила нужно соблюдать в школьной столовой?
Хорошо веди себя в школьной столовой Звонок! Все дружною гурьбой В столовую летят стрелой. А здесь есть правила свои, Запомни их и повтори! Ешь аккуратно, не спеши, Не брызгай, на пол не кроши, Хлеб береги и уважай, Его повсюду не бросай, Поел – и убери, друг мой, Свою посуду за собой. Учитель: Как вы
считаете, в этом стихотворении указаны права или обязанности школьника? Учитель по выбору просит прочитать с доски правило. Ученики: 1. Приходите в той форме, которая принята в школе; 2. Проследите, чтобы вам не мешали часы, украшения, заколки. Девочкам нужно убирать волосы; 3. Если урок проходит на улице, ни в коем случае не выходите за пределы спортивной площадки; 4. Чтобы избежать травм, делайте только те упражнения и только так, как говорит и показывает учитель; 5. Во время выполнения упражнений будьте внимательны. Старайтесь не упасть и не толкнуть других учеников; 6. Нельзя находиться слишком близко к ученику, который выполняет какое-либо упражнение. Учитель: Сейчас еще раз разберемся, что относится к обязанностям. Я прочту вам стихотворения, а вы должны объяснить, почему это относится к обязанностям.
Волчонок в классе развлекался, На стуле без конца качался, На стенах мелом рисовал И дверь ногою открывал.
Его ребята окружили, Волчонку строго объяснили: – Нам школа – это дом второй, Всему здесь учат нас с тобой, И мы беречь её должны – Нам хулиганы не нужны! Учитель: Как нужно поступать волчонку? Право это или обязанность? Ученики:
Волчонку
нужно вести себя спокойно на уроках, сидеть ровно на стуле и не качаться.
Нельзя рисовать на стенах, и двери нужно открывать руками. Это является
обязанностью, потому что мы должны хорошо вести себя в школе, не так как
волчонок. Сидит за партою Лисица, Учитель:
Правильно ли вела себя Лисица? Это относится к праву или к обязанности? Учитель: Главный помощник в учёбе – учебник. Он молчаливый и добрый волшебник, Знания мудрые вечно хранит. Ты сбереги его праздничный вид!
Сразу в обложку его оберни, Ручкой не пачкай, не рви и не мни. Славный учебник научит всему – Будь благодарен за это ему! Учитель: О чем говорится
в этом стихотворении? Почему это обязанность? Ученики: Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право - нарушить порядок. Нарушить порядок - нарушить обязанности. (Работа
по презентации) Права ребёнка: * право на жизнь * право свободно выражать свои взгляды и мнения * право на образование * право жить с родителями * право на защиту от насилия
Обязанности ребёнка * хорошо учиться * помогать по дому * заботиться о старших * стараться самому обслуживать себя * заботиться о младших * не обсуждать поступки родителей с посторонними (Работа
с ситуациями)
1. Во время урока ты свободно ходишь по классу, так как считаешь, что имеешь право на свободу передвижения Ученики: Нельзя себя так
вести, потому что мы нарушаем права других учеников, мешаем им учиться. 2. Вы разговариваете с товарищем на уроке, так как считаете, что имеете право на свободу слова. Ученики: Мы нарушаем свои обязанности и еще нарушаем права учителя. Также мешаем учиться другим ребятам. Учитель: И последнее. 3. На уроке ты слушаешь песенку по телефону, так как считаешь, что у тебя есть право на пользование культурными достижениями. Ученики: Эта ситуация неправильна. Нельзя мешать учиться другим ученикам. Учитель: Очень хорошо. А как вы думаете, кто такой обязательный человек? И что вообще означает слово «обязательный»? Ученики: Обязательный человек - это тот, кто выполняет свои обязанности, кто не нарушает законы. Учитель: Хорошо, ребята.
Я надеюсь, что вы поняли, как важно быть обязательными людьми и выполнять все
свои обязанности. Сейчас разделитесь по группам по 4 человека. Ваша задача
нарисовать, как вы поняли, что такое обязанности учащегося в школе. Время
дается 5 минут. * текст со статьями *
рисунки, связанные с различными ситуациями в школе « Конвенции о правах
ребенка» |
|
Заключительная беседа |
Ребята, теперь давайте проверим, полученные знания. Сейчас вы получите карточки со словами «да» и «нет». Я вам буду говорить утверждение, если вы согласны, то поднимаете карточку со словом «да», а если не согласны, то карточку со словом «нет». 1. Рисовать на партах нельзя (да) 2. Ребёнок обязан плохо учиться (нет) 3. На уроке нужно слушать музыку на телефоне (нет) 4. На урок физкультуры нужно приходить только в специальной спортивной форме (да) 5. Ребёнок должен поддерживать порядок, чистоту, как в задании школы, так и на её территории (да) 6. Ребёнок имеет право получать любые книги в школьной библиотеке (да) Молодцы! На этом наш классный час заканчивается, надеюсь, вы хорошо усвоили материал, и будете знать о своих правах и обязанностях.
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.