Классный час
Правовой турнир
— Команды, представьтесь!
(Команды представляют название, эмблему, девиз).
Конкурс «Разминка»
Объясни понятия:
право
правовая норма
элементы правовой нормы
демократия
патриотизм
гражданин
правовой статус
абсентеизм
конституция
декларация
Конвенция
пакт
феминизм
дискриминация
ценз
омбудсмен
гуманизм
Продолжать предложение:
«Высшей ценностью в РФ является ... (человек его права и свобода).
Линкольн сказал: «Демократия - это власть народа, избранная народом, для ... (народа).
Наиболее демократичный орган власти Древнерусского государства ... (вече).
Устойчивая связь гражданина с государством называется ... (гражданство).
4-и лишний:
гимн
конституция
брак
президент
декларация
конвенция
пакт
республика—закон
мораль—право
суверенитет.
Конкурс «Печатаем на машинке»
Членам команды раздаются планшеты с буквами. Ведущий предлагает слово, и участники по очереди хлопками воспроизводят его.
(Предлагаемые слова: свобода, толерантность, ответственность.)
Конкурс «Даты»
С какими событиями связаны эти даты?
1215 г. - Англия. Великая хартия вольности (ограничение власти короля, борьба со злоупотреблениями, сотрудничество правителе и подданных).
1787 г. - Конституция США. (1791г, - Билль о правах).
1918 г. - Конституция РСФСР.
1945 г. - создание ООН.
1948 г. - принятие членами ООН Всеобщей декларации человека.
1966 г. - Международный Билль о правах человека.
1989 г. - Конвенция о правах ребенка.
12 декабря 1993 г. - Конституция РФ.
16 ноября 1995 г. - Международный день, посвященный толерантности.
Конкурс «События»
Узнай, о каком событии идет речь в этом отрывке: «Первой отменила эту дискриминацию Новая Зеландия в 1893 г. Ее примеру последовала Австралия. В Европе первой это сделала Норвегия в 1907 г., а Россия только после революции в 1927 г. Через год это случилось в Англии, где в парламент была представлена петиция с подписями. Подписи занимали 546 листов, склеенных в свиток длиной 274 метра, но соответствующий закон прошел большинством лишь в два голоса. *
Свободолюбивая Франция приняла аналогичный закон I только в 1944 г., Швейцария в 1971 г.
Так что же произошло в Новой Зеландии в 1893 г.? (Женщины получили равные права с мужчинами).
Конкурс «Черный ящик»
Узнайте, что в черном ящике.
Это волнует людей во многих странах мира. С этим в цивилизованных странах нельзя приходить на работу, не пускают в общие вагоны поездов, салоны самолетов. Это обсуждают депутаты Государственной думы РФ, и хотят запретить в школах, вузах, кинотеатрах.
Что за предмет лежит в черном ящике? (Сигарета.)
Конкурс «Лото»
(Соединить термин и его объяснение.)
1. Объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным. (Эмансипация.)
2. Выбор на лицо, участвующее в судебном разбирательстве выносящее решение о виновности или невиновности лица, объявляемого в совершении преступления. (Присяжный заседатель.)
3. Всеобщая декларация прав человека. ( 1948 г.)
4. Конвенция о правах ребенка. ( 1989г.)
5. Правила, которые оценивают человеческое поведение с точки зрения добра и зла. (Мораль.)
6. Всеобщее голосование по какому-либо вопросу, решения которого имеют обязательную силу. (Референдум.)
7. Независимость и самостоятельность государства во внешней политике. (Суверенитет.)
8. Устойчивая связь гражданина с государством, влекущая за собой равные права и обязанности. (Гражданство.)
9. Терпимость по отношению к иному мнению, поступку, позиции. (Толерантность.)
Конкурс «Права человека»
О каких правах человека идет речь в этих отрывках?
«Колобок»
«Колобок, колобок! Я тебя съем.
Не ешь меня, косой зайчик, я тебе песенку спою:
«Я колобок, колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На окошке стужен,
я от дедушки ушел,
я от бабушки ушел и от тебя уйду»
(Право на жизнь и личную неприкосновенность).
А.С. Пушкин. «Сказка о попе и его работнике Балде»
Балда нанимается на работу к попу. Это значит, он воспользовался правом на... (труд). (Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду.)
Сказка К. Чуковского «Айболит»
«Добрый доктор Айболит,
Он поддеревом сидит,
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица,
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит».
(Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.)
Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»
«Козлятушки, детушки,
Отопритеся, отворитеся,
Ваша мать пришла, молока принесла.
Бежит молоко по вымечку,
С копытечка на сыру землю».
(Право на свободу и личную неприкосновенность).
Русская народная сказка «Три медведя»
«В доме было две комнаты; одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой.
Первая чашка, очень большая, была Михаилы Ивановича. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.
Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднею ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашки, и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех». (Право на неприкосновенность частной жизни.)
С. Маршак. «Почта»
«Письмо само
Никуда не пойдет
Но в ящик его опусти –
Оно пробежит,
Пролетит, проплывет
Тысячи верст пути».
(Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни яйца без его согласия не допускаются.)
Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утенок»
«Утенок взмахнул крыльями и полетел.
— Полечу-ка я к ним, к этим величавым птицам. Они, наверное, заклюют меня насмерть за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним. Но пусть! И он опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, завидя его, тоже поплыли к нему. Он был уже не гадким темно-серым утенком, а лебедем.... А большие лебеди плавали вокруг и гладили его клювами».
(Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства).
Г.-Х. Андерсен. «Дюймовочка»
«Жила-была женщина, очень ей хотелось ребеночка, совсем крошку. Старая колдунья дала ей ячменное зерно, да не простое, и вырос из него чудесный цветок, совсем как тюльпан.
Это и точно был тюльпан, только в самой чашечке на зеленом стульчике сидела девочка, совсем крошка, и такая была она нелепая и хорошенькая, и росточком-то всего в дюйм, что ее так и прозвали - Дюймовочка».
(Материнство и детство, находятся под защитой.)
Конкурс «Ценности демократии»
Необходимо построить дом. Этот дом необычный. Он состоит из ценностей демократии.
Необходимо из предложенного набора понятий выбрать те, которые относятся к ценностям демократии, и вписать их на плакат с изображением дома.
Предлагаемые понятия:
толерантность
консенсус
анархия
компромисс
свобода
политика.
личностная ориентация индивидуальность
ясность правил
условия для реализации
монархия
Конкурс «Правовые заморочки». «Ребенок тоже человек»
Нецензурная брань учащегося в школе — это издержки воспитания или противоправное деяние? (Ко АП, статья 158, мелкое хулиганство.)
Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассников? (УК, статья 20.)
Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовившемся взрыве в школе? (УК, статья 20.)
До какого возраста человек является ребенком? (До 18лет.)
С какого возраста учитывается мнение ребенка в ходе судебного или административного разбирательства? (СК, статья 57, с 10 лет.)
Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей - мать или отец? (СК, статья 61, равенство прав родителей.)
Может ли 12-летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренном ему на день рождения? (СК, статья 60, с согласия родителей.)
Какие обязанности государства по отношению к детям сформулированы в Конвенции о правах ребенка? (Охранять ч защищать права детей.)
На кого конкретно Конвенция о правах ребенка возлагает ответственность за защиту прав и интересов детей? (На родителей.)
Конкурс «Юридическая консультация»
1. Гражданин Лазутин был собственником земельного участка, часть которого занимала березовая роща. Кузин во время прогулки срезал все грибы в роще на участке Лазутина. Увидев это, Лазутин потребовал отдать ему собранные грибы, заявив, что раз земельный участок его собственностью, то и все, что на нем произрастает, принадлежит ему. «Но ведь грибы выросли сами, я имею право их собирать.»
2. Во всех школах ведутся личные дела учащихся, в которых записаны сведения о каждом из них. Это оценки за каждый год, характеристики, данные о родителях. Я решил посмотреть личные дела своих одноклассников, но секретарь не разрешила этого делать. «Подумаешь, я имею права, меня друг попросил».
3. В период моего брака с Сергеем он создал фирму по продаже цветов. После развода я ставлю вопрос о разделе всего имущества, в том числе и фирмы, принадлежащей Сергею. А он возражает, так как я не работала в ней. А я занималась ведением хозяйства. Правомерны ли мои требования?
4. «Подскажите, что мне делать. У меня фамилия — Объедкова. Я оканчиваю школу и больше с этой фамилией жить не могу. Меня все дразнят. Что я могу сделать, чтобы облегчить свою учесть?
5. Мы с моей сестрой заигрались на улице и не увидели машину. В результате этого мне была причинена черепно-мозговая травма. Нам потом сказали, что вины водителя нет, он не хотел этого. Но и денег на лечение у нас нет. Могу ли я потребовать возмещения вреда, хотя бы морального?
Подведение итогов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.