Классный час " Проблемы разговорной речи"
Цель: сформировать представление учащихся об основных этических нормах и навыках культурного общения.
1. Формировать навыки правильной, нормированной устной и письменной речи.
2. Воспитывать любовь к своему языку, бережное отношение к нему.
3. Развивать умение «слышать» свою речь, речь своих товарищей и взрослых.
Эпиграф классного часа:
Хорошими манерами обладает тот,
кто наименьшее количество людей
ставит в неловкое положение. (Дж. Свифт)
Классный руководитель
-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о культуре поведения людей, о нашей разговорной речи.
Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной груши?
-Дикая груша растет где и как попало, а культурная –в саду.
-За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную -поливают, удобряют, прививают.
-Плоды у дикой груши не красивые, а у культурной- плоды хорошие.
Люди бывают такие же дикие и культурные.
Что значит быть культурным человеком?
- Это значит соблюдать правила культурного поведения в обществе
- Значит вести себя так, чтобы родителям не было стыдно за тебя.
А как вы думаете какого человека в старину называли «неотесанным»? –Человека невоспитанного, необразованного, некультурного.
Учитель. Сегодня наш классный час посвящен правилам этикета. Классный час мы начнем с необычного стихотворения Григория Остера из книги «Вредные советы».
Когда состаришься, ходи
По улицам пешком.
Не лезь в автобус - все равно
Стоять придется там.
И нынче мало дураков,
Чтоб место уступать,
А к тем далеким временам
Не станет их совсем.
Если друг твой самый лучший
Подскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лежа в луже,
Ты ничуть не огорчен,
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.
Слово учителя: «Человек живет среди людей. Отношение к вам других людей зависит от многих факторов, в том числе от внутренних качеств личности, но людям необходимо время, чтобы вас узнать. Русская пословица гласит: «Встречают по одёжке, а провожают …… (дети продолжают)». Это означает, что многое зависит от того, какое впечатление производит человек. Внешний облик, манеры поведения определяют восприятие одного человека другим. А мостиком, соединяющим внутренний мир человека с его внешним проявлением, является этикет. Знаете ли вы что такое именно этикет? И в чем он заключается? Этикет — установлений порядок поведения людей в обществе. Сущность этикета заключается в уважении к окружающим.
Существуют различные виды этикета:
1. Служебный (деловой);
2. Дипломатический;
3. Военный;
4. Педагогический;
5. Врачебный;
6. Этикет в общественных местах.
Что вы под этим понимаете? А школа является обществен ным местом?
С этикетом тесно связаны правила вежливости. Кто знает,откуда к нам пришло слово ВЕЖЛИВОСТЬ? Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», т.е. «знаток». Быть вежливым, следовательно, знать, как себя вести, с уважением относиться к окружающим.
Ребята я предлагаю вам в игровой форме проверить свои знания правил этикета применяемых в общественных местах и предлагаю командам показать сценку или просто разговор:
Задание 1
Ваше задание заключается в следующем: за 5 минуту написать как можно больше вежливых слов. Затем ученики зачитывают слова, подсчитывают количество слов, определяем победителя.
Задание 2 «Одной пословицей ». Прослушав ситуацию, подберите к ней пословицу:
1. Лена до позднего вечера была в гостях у подруги. Пришла домой усталая, устроилась на диване и облегченно сказала маме одну пословицу. Какую?! (В гостях хорошо, а дома лучше)
2. Сказала Нина что-то подружке по секрету. Та не утерпела, рассказала другой, другая – третьей, и вскоре об этом узнали все. Какая пословица есть на этот счёт? (По секрету всему свету.)
Задание 3 «Слова-паразиты» прослушайте тексты, найдите в них слова паразиты. Давайте посмотрим, делают ли слова-паразиты речь красивее ?!
1. Ну, значит, я стоял на вершине пологого холма; ну, и это самое, передо мною то золотым, то, понимаешь, посеребренным морем раскинулась и пестрела, так сказать, эта, спелая рожь.
2. Короче, не бегало зыби по этому морю; в принципе, не струился душный воздух: ну, и назревала гроза великая.
3. Около меня ну солнце еще светило – горячо и, это, тускло; но там, понимаешь, за рожью, не слишком далеко, ну и темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой, это самое, половине небосклона.
- Ребята, понравился вам текст ?!
- Хорошо воспринимается ?!
- А вы знаете, чей отрывок я «испортила»? (Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Голуби»)
- Давайте уберем слова-паразиты и послушаем, как звучит это стихотворение И.С.Тургенева « Голуби »
(Повторное чтение без слов-паразитов)
- Подведем итог. Итак, в речи, как в зеркале, отражается человек, его культура, богатство души, отношение к тому, что он говорит, а чтобы речь была красивой и правильной, соответствовала литературным нормам, необходимо соблюдать некоторые правила. Помните, что речь человека – это важная составляющая его имиджа.
Улетело сказанное слово,
Как песок сквозь пальцы утекло,
Но оно кого-то укололо
И обиду дальше унесло.
А ведь надо просто научиться
Грамотно использовать слова
И не постесняться извиниться,
Только грубость вырвется едва.
Пусть слова бегут вперед игриво,
Радуясь, лаская и смеша.
Как приятно говорить красиво,
Сленгом в разговоре не греша.
Спасибо вам, ребята, за нашу беседу. Я надеюсь, что сказанное сегодня, не пройдет даром. И помните слова И.С. Тургенева «Наш язык, наш прекрасный, могучий - русский язык…».
Спасибо за внимание!!! Хорошего дня и будьте вежливыми с окружающими и всегда помните о правилах этикета в общественных местах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.