Классный час «Родимый край мой – Беларусь!»
Милевская Т.Е.
Цель: формирования гражданственности и патриотизма, национального
самосознания.
Задачи:
расширить кругозор учащихся, наблюдательность;
повысить интерес к истории Отечества;
воспитывать чувство настоящего хозяина
родной земли, помочь увидеть красоту и неповторимость родного края;
Оформление, технические средства:
1. Мультимедийная презентация «2018 год – Год малой родины»
2. Компьютер, мультимедийная установка.
3. Листы бумаги,
маркеры, фломастеры, клей, названия команд «Василек», «Колосок», подготовка
маленьких цветочков для выставления баллов.
Форма проведения: практикум, игровая деятельность.
Эпиграф: “Нам Родину завещано любить
И сердцем
отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить,
И нам порой так нужно оглянуться”.
Вступительное слово учителя
Добрый день, ребята. Сегодня на нашем классном часе мы поговорим о нашей Родине, нашем славном государстве.
Упражнение “Салфетка”.
Инструкция: На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите,
пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом. Оторвите с любого
края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого
уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и
продемонстрируйте то, что у вас получилось.
Учитель: Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых повторяется
рисунок. Как вы думаете, почему мы получили такой результат?
Дети отвечают.
Учитель:
- Каждый человек уникален, он обладает только ему присущими качествами. Но, несмотря на то, что мы такие разные, многое нас объединяет.
- Как вы считаете, что может объединять нас с вами?
Дети называют.
– Да, все мы - жители замечательной страны. Наша Родина – Беларусь. (Слайд) И мне бы хотелось нашу сегодняшнюю встречу назвать «Родимый край мой – Беларусь!» (Слайд с темой кл. часа и эпиграфом: Эпиграф:
“Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить,
И нам порой так нужно оглянуться”.
– Белая Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом – самые
дорогие слова для белорусского человека.
Учащийся:
Яна мне дадзена адзіная
На ўсё жыццё, на цэлы век.
Мая адзіная, радзімая
Ў вянках лясоў і стужак рэк.
Заўсёды самая прыветная,
Як сонца, свеціцца сама,
Жыве, як мара запаветная,
І роўных ёй — нідзе няма.
Яе праменнямі сагрэтая,
Наліта сілай маладой,
Іду, нястомная, па свету я
Яе часцінкаю жывой.
І ганаруся ўсюды смела я,
Што вырасла на той зямлі,
Якую клічуць Руссю Белаю,
Што тут дзяды мае жылі
Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной - местом, где родился и вырос. Наша Родина - Республика Беларусь - на карте занимает не так уж много места. Но по богатству природы и по красоте пейзажей она может поспорить со многими государствами Европы.
Светлые березовые рощи и прохладные сосновые леса, разливы рек, подобные морям, и бескрайние поля, таинственные лесные озера и овраги, чего только нет в нашем краю!
Ты такі ненаглядны —
Мой радзімы куточак зямлі.
Ты такі ненаглядны —
Край, дзе крылы ўзнімаюць буслы,
Дзе асколачкам неба
Васілёк у мірным полі цвіце
І ля кожнай хацінкі
Прыгажуня бяроза расце,
Край азёраў глыбокіх
І чаромхавых белых завей,
Ідэалаў высокіх,
Працавітых і шчырых людзей.
Тут з адкрытай душою
Запрашаюць гасцей у свой дом.
Тут накормяць, напояць,
Абагрэюць сардэчным цяплом.
Краем красивых городов встает Беларусь перед глазами каждого, кто приезжает
сюда, чтобы познакомиться с природой, жизнью и бытом ее народа.
Змалку звалі цябе
Мы прыгожай Радзімаю.
Беларусь, Беларусь,
Як ты сэрцу любімая!
Беларусь, над табою
Неба з яснымі зорамі.
Паглядаеш на іх
Ты вачамі — азёрамі
Быць Беларусам —
Гэта значыць
Свайго ні гуку не забыць,
Усё чужое перайначыць,
Каб Беларусі вечнай быць!
Быць Беларусам —
Гэта значыць
За родны край згараць на дым,
Па-беларуску чуць і бачыць
На гэтым свеце і на тым.
Учитель:
- Ребята, вы разделились на две команды «Каласок» и «Василек» и сейчас я вам предлагаю поучаствовать в игре-соревновании.
1 ЗАДАНИЕ
- Вам необходимо сложить из пазлов картинку - границу нашего государства. Кто быстрее это сделает, тот и победит в этом конкурсе.
2 ЗАДАНИЕ
(Уч-ся раздаются листы с нарисованной границей государства.)
- Вам необходимо обозначить на вашей карте
границы областных центров Белоруссии и подписать областные города нашей
страны.
3 ЗАДАНИЕ
- Обозначьте (напишите) на вашей карте страны, с которыми граничит Беларусь.
( слайд) – Великий художник Васнецов писал:
“Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории”. Как вы
считаете, а что создаёт величие нашего государства?
Учитель: Главным богатством нашей страны является её народ, со
своими традициями и чертами белорусского человека. Многие наши соотечественники
по праву пользуются мировой славой во всём мире.
4 ЗАДАНИЕ
Сейчас вам на слайдах будут представлены портреты великих людей, которые родились в Белоруссии и прославили нашу страну во всем мире. Ваша задача узнать этого человека и поднять карточку с его фамилией.
5 ЗАДАНИЕ
- Так уж повелось, что всех людей, проживающих на территории нашей страны, называют белорусами, независимо от их национальной принадлежности. В годины тяжёлых испытаний для страны белорусский народ находил в себе силы, чтобы справиться с ними. Всегда белорусы были верны своей Родине. (Слайд)
- А какие испытания выпадали на долю нашей
страны?
Ребята называют
1 Ведущий (чтец) (слайды)
Огромную цену заплатил белорусский народ за свою свободу. Погиб каждый третий житель нашей страны в годы Великой Отечественной войны. В память о погибших во время войны возведены мемориалы славы, памятники, на братских могилах никогда не вянут цветы.
2 Чтец зачитывает стихотворение
Крыніца
Нам ніколі не памерці
ані ў якім горы, —
з баявой зямлі не сцерці
сінія азёры:
нашу Нарач, нашу Свіцязь,
Вечалле, Асвею...
Партызанскі край, што віцязь,
Нам здабыў надзею.
Нам ніколі не памерці,
Не растаць, як свечкі:
Прападуць азёры ў свеце —
Застануцца рэчкі: наша Ясельда, і Шчара,
І Дняпро, і Нёман...
Беларусь — край светлых чараў —
Кожнаму знаёма.
Нам ніколі не памерці,
Не растаць, як знічкі:
Пасля нас і нашы дзеці
Стануць ля крынічкі —
І Айчынаю прадвесняй
Будуць ганарыцца...
Беларусь — крыніца песні
І любві крыніца!
Сяргей Панізнік
Учитель
Белорусы всегда были истинными патриотами своей Родины. Какие же качества отличают белорусского человека? Давайте попытаемся назвать несколько черт, присущих именно белорусскому человеку.
6 ЗАДАНИЕ
На листе ватмана написано вертикальное слово патриот, вы должны к каждой букве написать качество присущее именно белорусскому человеку.
П - пожертвование, пионер
А - авторитет
Т - терпение
Р - риск, радушие
И - искренность
О - отвага, оптимизм
Т – трудолюбие
- Наша страна всегда выходила победителем в тех войнах, в которых была вынуждена участвовать. А происходило это потому, что маленькие белорусы с самого детства слышат родное белорусское слово, живут в атмосфере белорусской культуры и традиций.
7 ЗАДАНИЕ
- Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете фольклор наших предков.
Игра «Састаў прымаўку» (Пословица делится на две части. Необходимо найти пару к первой части).
Дарагая тая хатка, ... як з роднай крыніцы
Усякаму мілая ... мягчэй чужой пярыны
Няма смачней вадзіцы, ... як у раі
Родная зямля ... дома лепей
У сваім краі, ... свая старана
Усюды добра, а ... вуглы дапамагаюць
У сваёй хаце і ... дзе радзіла мяне матка
Чалавек без радзімы, ... чужына-мачыха
Радзіма-маці, ... сваё гняздо міла
Усякай птушцы ... што птушка без
песні
Правильные варианты
1. Дарагая тая хатка, дзе радзiла мяне матка.
2. Усякаму мілая свая старана.
3. Няма смачней вадзiцы, як з роднае крынiцы.
4. Родная зямля мякчэй чужой пярыны.
5. У сваім краі, як у раі.
6. Усюды добра, а дома лепей.
7. У сваёй хаце і вуглы дапамагаюць.
8. Чалавек без радзімы, што птушка без песні.
9. Радзіма - маці, чужына - мачыха.
10. Усякай птушцы сваё гняздо міла.
Чтец читает стихотворение
Не цалавала рук
нікому я ў жыцці,
Табе ж, мая зямля,
Я цалавала б ногі...
Паклон табе, мой беларускі краю!
Ты — мой, я — твой: ад роду і навек.
Я зноў і зноў да сэрца прыкладаю
Твой ліст дубовы — як чароўны лек.
За хлеб, што ем, за песні, што спяваю,
За шчасце звацца іменем тваім —
Паклон табе, мой беларускі краю!
Ты — мой, я — твой: усюды і ва ўсім!
Ніл Гілевіч
Учитель
Эти пронзительные слова - выражение любви
к родному краю, отцовской земле, потому что для каждого из нас - земля самая
приветливая и неповторимая. И где бы мы не очутились позже, в каких бы
прекрасных странах не побывали, мы всегда будем ждать встречи со своим Родимым
краем Белорусью!
Подведение итогов. Награждение команд.
Клубок – рефлексия. Каждый из нас шёл на этот урок с определёнными
ожиданиями. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас озвучили, оправдались ли ваши
ожидания. С какими чувствами вы покинете этот кабинет через несколько минут?
Когда клубок попадёт к вам в руки, оберните виток ниткой у указательного пальца
своей руки и я предлагаю вам закончить предложение « Я люблю Беларусь, потому
что …»
Дети называют свои ощущения и чувства, постепенно клубок проходит каждого из
ребят и возвращается в руки учителя.
Учитель: Общение с вами было очень плодотворным и приятным. Чтобы
сохранить наглядную память о нашей встрече, я хочу унести с собой этот круг.
Который связал нас в единое целое. (сворачивает нитку и помещает в красивую
коробочку).Но вот, ребята, и подошел к концу наш классный час.
И напоследок я хочу сказать
Что Родина - это вторая мать
Ее не выбирают и не губят
А просто берегут и любят.
Используемые материалы:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.