Классный час «Родимый край мой – Беларусь!»

  • Работа в классе
  • docx
  • 21.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Классный час «Родимый край мой – Беларусь!»
Иконка файла материала Классный час.docx

Классный час «Родимый край мой – Беларусь!»

Милевская Т.Е.


Цель: формирования гражданственности и патриотизма, национального самосознания. 

Задачи
расширить кругозор учащихся, наблюдательность; 

повысить интерес к истории Отечества; 

воспитывать чувство настоящего хозяина родной земли, помочь увидеть красоту и неповторимость родного края; 

Оформление, технические средства

1.     Мультимедийная презентация «2018 год – Год малой родины» 

2.     Компьютер, мультимедийная установка. 

3.     Листы бумаги, маркеры, фломастеры, клей, названия команд «Василек», «Колосок», подготовка маленьких цветочков для выставления баллов. 

Форма проведения: практикум, игровая деятельность. 

Эпиграф: “Нам Родину завещано любить

                           И сердцем отовсюду к ней тянуться, 
                           Не перервать связующую нить, 
                           И нам порой так нужно оглянуться”. 

   Вступительное слово учителя

Добрый день, ребята. Сегодня на нашем классном часе мы поговорим о нашей Родине, нашем славном государстве.

Упражнение “Салфетка”. 
Инструкция: На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом. Оторвите с любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось. 
Учитель: Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых повторяется рисунок. Как вы думаете, почему мы получили такой результат? 

Дети отвечают. 

Учитель:

- Каждый человек уникален, он обладает только ему присущими качествами. Но, несмотря на то, что мы такие разные, многое нас объединяет.

- Как вы считаете, что может объединять нас с вами?

Дети называют.

– Да, все мы - жители замечательной страны. Наша Родина – Беларусь. (Слайд) И мне бы хотелось нашу сегодняшнюю встречу назвать «Родимый край мой – Беларусь!» (Слайд с темой кл. часа и эпиграфом: Эпиграф:

“Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться, 
Не перервать связующую нить, 
И нам порой так нужно оглянуться”.

– Белая Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом – самые

дорогие слова для белорусского человека.

Учащийся:

Яна мне дадзена адзіная

На ўсё жыццё, на цэлы век.

Мая адзіная, радзімая

Ў вянках лясоў і стужак рэк.

Заўсёды самая прыветная,

Як сонца, свеціцца сама,

Жыве, як мара запаветная,

І роўных ёй — нідзе няма.

Яе праменнямі сагрэтая,

Наліта сілай маладой,

Іду, нястомная, па свету я

Яе часцінкаю жывой.

І ганаруся ўсюды смела я,

Што вырасла на той зямлі,

Якую клічуць Руссю Белаю,

Што тут дзяды мае жылі

Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной - местом, где родился и вырос. Наша Родина - Республика Беларусь - на карте занимает не так уж много места. Но по богатству природы и по красоте пейзажей она может поспорить со многими государствами Европы.

Светлые березовые рощи и прохладные сосновые леса, разливы рек, подобные морям, и бескрайние поля, таинственные лесные озера и овраги, чего только нет в нашем краю!

Ты такі ненаглядны —

Мой радзімы куточак зямлі.

Ты такі ненаглядны —

Край, дзе крылы ўзнімаюць буслы,

Дзе асколачкам неба

Васілёк у мірным полі цвіце

І ля кожнай хацінкі

Прыгажуня бяроза расце,

Край азёраў глыбокіх

І чаромхавых белых завей,

Ідэалаў высокіх,

Працавітых і шчырых людзей.

Тут з адкрытай душою

Запрашаюць гасцей у свой дом.

Тут накормяць, напояць,

Абагрэюць сардэчным цяплом.

  • Мая Беларусь… Это зубры в Беловежской пуще. Это бобры, медведи в Березенском заповеднике. Это лоси и дикие кабаны в Налибоцкай пуще. Это вековые дубы, липы, клены, сосновые боры, березовые рощи, душистые луга… Куда бы ни поехал, везде тебя встретят неповторимые “краявиды”. 
  • Мой родны кут, як ты мне мілы! 
    Забыць цябе не маю сілы! 
    Не раз, утомлены дарогай, 
    Жыццём вясны мае ўбогай, 
    К табе я ў думках залятаю 
    І там душою спачываю. 


Краем красивых городов встает Беларусь перед глазами каждого, кто приезжает сюда, чтобы познакомиться с природой, жизнью и бытом ее народа. 
Змалку звалі цябе

Мы прыгожай Радзімаю.

Беларусь, Беларусь,

Як ты сэрцу любімая!

Беларусь, над табою

Неба з яснымі зорамі.

Паглядаеш на іх

Ты вачамі — азёрамі

Быць Беларусам —

Гэта значыць

Свайго ні гуку не забыць,

Усё чужое перайначыць,

Каб Беларусі вечнай быць!

Быць Беларусам —

Гэта значыць

За родны край згараць на дым,

Па-беларуску чуць і бачыць

На гэтым свеце і на тым.

Учитель:

- Ребята, вы разделились на две команды «Каласок» и «Василек» и сейчас я вам предлагаю поучаствовать в игре-соревновании.

1 ЗАДАНИЕ

- Вам необходимо сложить из пазлов картинку - границу нашего государства. Кто быстрее это сделает, тот и победит в этом конкурсе.

2 ЗАДАНИЕ

(Уч-ся раздаются листы с нарисованной границей государства.)

- Вам необходимо обозначить на вашей карте границы областных центров Белоруссии и подписать областные города нашей страны. 

3 ЗАДАНИЕ

- Обозначьте (напишите) на вашей карте страны, с которыми граничит Беларусь.

( слайд) – Великий художник Васнецов писал: “Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории”. Как вы считаете, а что создаёт величие нашего государства? 

Учитель: Главным богатством нашей страны является её народ, со своими традициями и чертами белорусского человека. Многие наши соотечественники по праву пользуются мировой славой во всём мире. 
4 ЗАДАНИЕ

Сейчас вам на слайдах будут представлены портреты великих людей, которые родились в Белоруссии и прославили нашу страну во всем мире. Ваша задача узнать этого человека и поднять карточку с его фамилией.

5 ЗАДАНИЕ

- Так уж повелось, что всех людей, проживающих на территории нашей страны, называют белорусами, независимо от их национальной принадлежности. В годины тяжёлых испытаний для страны белорусский народ находил в себе силы, чтобы справиться с ними. Всегда белорусы были верны своей Родине. (Слайд)

- А какие испытания выпадали на долю нашей страны? 

Ребята называют 

1 Ведущий (чтец) (слайды)

Огромную цену заплатил белорусский народ за свою свободу. Погиб каждый третий житель нашей страны в годы Великой Отечественной войны. В память о погибших во время войны возведены мемориалы славы, памятники, на братских могилах никогда не вянут цветы.

2 Чтец зачитывает стихотворение 

Крыніца

Нам ніколі не памерці

ані ў якім горы, —

з баявой зямлі не сцерці

сінія азёры:

нашу Нарач, нашу Свіцязь,

Вечалле, Асвею...

Партызанскі край, што віцязь,

Нам здабыў надзею.

Нам ніколі не памерці,

Не растаць, як свечкі:

Прападуць азёры ў свеце —

Застануцца рэчкі: наша Ясельда, і Шчара,

І Дняпро, і Нёман...

Беларусь — край светлых чараў —

Кожнаму знаёма.

Нам ніколі не памерці,

Не растаць, як знічкі:

Пасля нас і нашы дзеці

Стануць ля крынічкі —

І Айчынаю прадвесняй

Будуць ганарыцца...

Беларусь — крыніца песні

І любві крыніца!



Сяргей Панізнік 

Учитель

Белорусы всегда были истинными патриотами своей Родины. Какие же качества отличают белорусского человека? Давайте попытаемся назвать несколько черт, присущих именно белорусскому человеку.

 

6 ЗАДАНИЕ

На листе ватмана написано вертикальное слово патриот, вы должны к каждой букве написать качество присущее именно белорусскому человеку.



П - пожертвование, пионер 
А - авторитет 
Т - терпение 
Р - риск, радушие 
И - искренность 
О - отвага, оптимизм 
Т – трудолюбие

- Наша страна всегда выходила победителем в тех войнах, в которых была вынуждена участвовать. А происходило это потому, что маленькие белорусы с самого детства слышат родное белорусское слово, живут в атмосфере белорусской культуры и традиций.

7 ЗАДАНИЕ

- Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете фольклор наших предков.

Игра «Састаў прымаўку» (Пословица делится на две части. Необходимо найти пару к первой части).

Дарагая тая хатка, ... як з роднай крыніцы

Усякаму мілая ... мягчэй чужой пярыны

Няма смачней вадзіцы, ... як у раі

Родная зямля ... дома лепей

У сваім краі, ... свая старана

Усюды добра, а ... вуглы дапамагаюць

У сваёй хаце і ... дзе радзіла мяне матка

Чалавек без радзімы, ... чужына-мачыха

Радзіма-маці, ... сваё гняздо міла

Усякай птушцы ... што птушка без песні 

Правильные варианты 

1.     Дарагая тая хатка, дзе радзiла мяне матка. 

2.     Усякаму мілая свая старана. 

3.     Няма смачней вадзiцы, як з роднае крынiцы. 

4.     Родная зямля мякчэй чужой пярыны. 

5.     У сваім краі, як у раі. 

6.     Усюды добра, а дома лепей. 

7.     У сваёй хаце і вуглы дапамагаюць. 

8.     Чалавек без радзімы, што птушка без песні. 

9.     Радзіма - маці, чужына - мачыха. 

10. Усякай птушцы сваё гняздо міла. 


Чтец читает стихотворение 
Не цалавала рук 
нікому я ў жыцці, 
Табе ж, мая зямля, 
Я цалавала б ногі...

Паклон табе, мой беларускі краю!

Ты — мой, я — твой: ад роду і навек.

Я зноў і зноў да сэрца прыкладаю

Твой ліст дубовы — як чароўны лек. 
За хлеб, што ем, за песні, што спяваю,

За шчасце звацца іменем тваім —

Паклон табе, мой беларускі краю!

Ты — мой, я — твой: усюды і ва ўсім!

Ніл Гілевіч 

Учитель

Эти пронзительные слова - выражение любви к родному краю, отцовской земле, потому что для каждого из нас - земля самая приветливая и неповторимая. И где бы мы не очутились позже, в каких бы прекрасных странах не побывали, мы всегда будем ждать встречи со своим Родимым краем Белорусью!
Подведение итогов. Награждение команд. 
Клубок – рефлексия. Каждый из нас шёл на этот урок с определёнными ожиданиями. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас озвучили, оправдались ли ваши ожидания. С какими чувствами вы покинете этот кабинет через несколько минут? Когда клубок попадёт к вам в руки, оберните виток ниткой у указательного пальца своей руки и я предлагаю вам закончить предложение « Я люблю Беларусь, потому что …» 

Дети называют свои ощущения и чувства, постепенно клубок проходит каждого из ребят и возвращается в руки учителя. 

Учитель: Общение с вами было очень плодотворным и приятным. Чтобы сохранить наглядную память о нашей встрече, я хочу унести с собой этот круг. Который связал нас в единое целое. (сворачивает нитку и помещает в красивую коробочку).Но вот, ребята, и подошел к концу наш классный час.

И напоследок я хочу сказать

Что Родина - это вторая мать

Ее не выбирают и не губят

А просто берегут и любят. 

Используемые материалы

  • Бедулина, Г.Ф. Методическое сопровождение идеологической работы в общеобразовательных учреждениях: пособие для зам. Директоров шк. По воспитательной работе, Кл. рук., педагогов. – Минск: НИО, 2007. 
  • Буткевич, В.В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодёжи: пособие для рук. Учреждений образования, педагогов, классных руководителей и студентов. - Минск: НИО, 2007 
  • ГЕРБ, ФЛАГ И ГИМН БЕЛОРУССКОЙ ДЕРЖАВЫ. – Минск “ МАСТАЦКАЯ ЛІТАРАТУРА”, 2004 
  • Храмцова, Ф.И. Детские и молодёжные организации и объединения: Воспитание гражданской направленности школьников: пособие для заместителей директоров школ по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов – организаторов. – Минск: нац. ин-т образования, 200