Классный час «Россия – наша Родина»
Цель: формирование чувства патриотизма; воспитание любви к месту, где ты родился, к своей малой родине.
Задачи:
ü усилить патриотические качества личности;
ü расширить кругозор обучающихся;
ü развивать эмоциональную сферу;
ü прививать чувства любви к своей Родине;
ü воспитывать уважительное отношение к символам своего государства, к традициям своего народа.
Планируемые результаты:
Учащиеся будут:
ü знать, что такое Родина, малая родина, культурные традиции страны, основные понятия темы;
ü уметь извлекать информацию из источников и представлять её в классе, выражать собственное мнение;
ü уметь работать в парах, группе, вести диалог, приводить примеры из жизни.
Сценарий классного часа:
Обучающийся класса Гаврис А. исполняет песню «Самая любимая Родина моя» (слова и музыка Т.В. Бокач) – исполнение сопровождается презентацией.
1. Вступительное слово учителя. Формулирование темы.
Учитель: Ребята, в русском языке есть много красивых, добрых, ласковых слов. Но есть такие слова, которые являются для вас, для каждого из нас самыми дорогими и родными на свете. Назовите эти слова.
Дети: Мама, друг, школа...
Учитель: Да, всё правильно. Но есть ещё одно дорогое слово, о нём вы узнаете, если правильно разгадаете ребус
РОДИНА
2. Постановка целей и задач мероприятия.
Учитель: как вы думаете, что можно узнать на сегодняшнем мероприятии?
Дети: высказывают свои предположения
Учитель: Повторим, что такое Родина, малая родина, культурные традиции страны будем извлекать информацию из источников и представлять её в классе, выражать собственное мнение; будем работать в парах, группе, вести диалог, приводить примеры из жизни.
3. Беседа.
Учитель: А вы, ребята, как понимаете слово «Родина»? Что Родина для каждого из вас? (Ответы детей)
Учитель: Россия – великая страна. Она занимает площадь около 17 миллионов километров. В России большое количество водоемов, рек, озер. Самые большие реки, текущие по территории России: Волга, Енисей, Дон, Обь и Лена. И только в нашей стране есть самое чистое озеро и глубокое на земле – Байкал. В России и есть самое крупное в мире море - Каспийское.Столицей России является город Москва, здесь развита инфраструктура, город, который богат своей историей. Россия — это страна, в которой мирно уживаются большое количество национальностей. Примерное количество – 160 национальностей. Каждая национальность исповедует свою религию. Поэтому в России можно встретить христиан, мусульман, буддистов, иудеев и много еще различных религий.
Русский язык является государственным языком страны.У нашего государства есть своя символика. Какая?
У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг -
С ветром гонит прочь тревоги
Бело-сине-красный ... (ФЛАГ!)
На свете много песен разных,
Но эта нам важней всего,
Она, как символ государства,
Известна всем до одного. (ГИМН)
Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй. (ГЕРБ)
4. Работа в группах.
Дети делятся на три группы, каждая из которой готовит информацию об истории возникновения символики нашего государства. Далее выступают перед другими двумя группами
Герб
С появлением первого Великого князя на Руси появилась и первая княжеская печать. Печатью в данном случае называется символ, прикладываемый к любому официальному документу для его удостоверения в глазах народа. Поначалу на таких печатях изображался Христос, затем святые, в честь которых князья были названы.
Следующим этапом в становлении герба стал тот факт, что со времен Мстислава Удалого, на печатях изображается, так называемый «ездец» — всадник с оружием в руках, поражающий зло. Это символизировало крепкую власть. Самым известным подобным символом является Георгий Победоносец, который присутствует на гербе России и сейчас.
Впервые, двуглавый орел стал использоваться как символ при Иване Третьем в 1497 году на царской печати. Изображение орла на печати менялось 8 раз, а начиная с 40-х годов 18-го века, оно приобрело статус Герба Российской Империи. Символ преемственности лучших традиций запада и востока вернулся в Россию вместе с началом правления Б. Н. Ельцина. Во времена, когда СССР распался, централизация власти, которую и символизирует двуглавый орел, была особенно необходима для лучшего осознания положения вещей. Этот символ и сейчас является Гербом Российской Федерации
Флаг
В эпоху правления царя Алексея Михайловича (вторая половина XVII века), увеличилось количество знамен с нецерковными сюжетами, например гербом. Важной точкой отсчета в истории возникновения трехполосного флага стала постройка в 1667 г. под руководством голландца Д. Бутлера корабля под названием «Орел». Это судно было предназначено для охраны персидских купцов во время их торговых экспедиций по Каспию и Волге. В ходе строительства Бутлером было заявлено о необходимости тканей для корабельных знамен тех расцветок, которые укажет царь. При этом Бутлер отметил в своем прошении, что принято использовать те цвета, которые считаются государственными. Просьба голландца была удовлетворена: ему прислали в нужном количестве «червчатые, белые, лазоревые» киндяк и тафту (ткани, популярные в старой Руси). Эти флаги, как и само судно, просуществовали недолго, их сожгли в Астрахани разинские казаки, но знание о них сохранилось и привело к дальнейшему использованию этих цветов уже Петром Первым. Царский указ от 20 января 1705 г. провозгласил, что на торговых и прочих гражданских кораблях следует поднимать трехполосное бело-сине-красное полотно.
Гимн
Первым неофициальным российским гимном был «Гром победы, раздавайся!», созданный Гаврилой Романовичем Державиным. Но появился он еще в конце XVIII столетия и восславлял в основном не страну, а Екатерину Великую. В конце 1816 император Александр I подписал указ, по которому мелодия и стихи «Молитва русских» использовались во время встречи официальных иностранных гостей.
Следующим стал «Коль славен наш Господь в Сионе». Слова написал Михаил Матвеевич Херасков. С 1856 года по октябрь 1917 музыка этого гимна исполнялась, когда звонили Куранты на Спасской башне Кремля. Этот гимн был гораздо менее светским, чем прошлый. И именно из-за этого его сразу же запретили.
В 1917 году, Петр Лаврович Лавров создал русские слова для мелодии Клода Жозефа Руже де Лиля. Так на свет появился гимн, вошедший в историю как «Рабочая Марсельеза».
«Интернационал» — это официальный государственный гимн РСФСР и СССР в период с 1918 по 1944 год.
В 1944 году появился новый гимн, в котором уже присутствовал мотив победы, в частности в Сталинградской битве.
После развала Советского Союза, а именно в период с 1990 по 2000 официального гимна не было, но существовала «Патриотическая песня» Михаила Ивановича Глинки. Уже во время президентства Бориса Николаевича Ельцина «Патриотическую песню» признали государственным гимном РСФСР.
Созданием уникального государственного гимна для России занялись 10 марта 1999 года. Именно тогда началось рассмотрение закона «О государственном гимне Российской Федерации» в Государственной Думе. Но полностью принят и подписан он был только в 2001 году, так как процесс отбора оптимального варианта оказался довольно долгим.
5. Физминутка.
6. Россия – многонациональная страна.
Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные.
Вывешивается плакат с изображением людей разных национальностей
Наше государство называется Российской Федерацией.
«Федерация» - объединение многих республик, краёв и областей.
Главой нашего государства является Президент, который избирается гражданами для руководства страной.
- Как зовут президента нашей страны?
7. Традиции.
Тради́ция - набор представлений, обычаев и привычек практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение.
У русских, как и любого народа, много традиций. Например, на Руси всегда почитали отца с матерью, и по традиции спрашивали перед ответственным делом их благословения. Землю древние русичи величали - "мать - сыра земля", просили у нее помощи и защиты. Был обычай: на чужбину, в дальнюю дорогу брать с собой горсть родной земли - защитницы.
Была у древних русичей традиция празднования Перунова дня: чествовали Перуна, защитника Родной Земли, и воинскую дружину. Проводили тризну в честь павших воинов, воинские состязания, посвящение в воины, набор учеников в воинскую дружину.
Работа в парах
Обсудите и запишите, традиции нашей страны сегодня. (Далее дети зачитывают свои варианты)
-А есть ли в вашей семье традиции? Какие?
-Почему они возникли? Что доброе принесли они в жизнь вашей семьи?
-Этот вопрос очень трудный. Предлагаю дома попросить совета и помощи у родителей.
8. Малая родина.
Это дом, в котором мы живём, и русская берёза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место, где мы родились и выросли.
Творческое задание
Придумайте четверостишия о своем поселке, о деревне, об озере, реке…
Индивидуальная работа детей (после чего они зачитывают свои четверостишия)
Чтение стихотворения собственного сочинения Пасикута С. «Моя малая родина»
Село Едет старинное, большое.
Место это для меня родное.
Родилось оно среди тайги, озер и гор.
Пускай на карте нет его,
Но сердцу мне оно любимо!
Все улочки, дома и мост с рекою,
Где я люблю по лету искупаться,
Навечно останутся со мною.
И пусть родина моя – село,
Оно дороже мне всего!
9. Подведение итогов
Что повторили на уроке?
Что нового узнали?
10. Творческое задание.
1.Рисунок «Подарок Родине»
2.Выставка работ
3. Анализ работ
11. Рефлексия
Что понравилось больше всего?
Остались ли вопросы по изучаемой теме?
С помощью смайлов покажите свое настроение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.