КЛАССНЫЙ ЧАС
Тема: «Семья и Отечество в моей жизни».
Цель: создание педагогических условий для осознания обучающимися нравственно-патриотических ценностей: «Семья» и «Отечество».
Задачи:
Образовательные: определить роль и значимость семьи и Отечества в жизни каждого человека; определять взаимосвязь семейных ценностей и ценностей российского общества в целом.
Развивающие: развивать умение анализировать информацию, аргументировано высказывать свою точку зрения, вести диалог.
Воспитывающие: воспитание ценностного отношения к семье, формирование у обучающихся активной гражданской позиции и любви к своему Отечеству и семье.
Ход классного часа
I. Организационный момент.
Классный руководитель: Добрый день, гости, дети! Рада вас приветствовать на нашем открытом классном часе!
Своё настроение я изобразила вот так, пусть и у вам желаю отличного настроения (Слайд №1 ).
II. Введение в тему.
Классный руководитель: Ребята, чтобы узнать тему нашего классного часа, вы должны выполнить задания. Вы согласны? (Слайд №2 Семья и Отечество)
Тема нашего классного часа: «Семья и Отечество в моей жизни». Слайд №3
Классный руководитель: Классный час пройдёт в форме небольшого устного журнала.
Классный руководитель: листаем первую страницу, она называется «Семья». Слайд №4
Мы часто используем слово «семья». А что вы понимаете под этим словом? (Высказывания детей)
В словаре Ожегова Сергея Ивановича: написано, что
1. Семья - это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
стихотворение:
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили?
Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.
Классный руководитель: Великий китайский философ Конфуций писал «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство».
Рассказ о своей семье, подготовила нам Даша.
1.Рассказ « Моя семья»
2. Стих-ние « Семья»
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
Классный руководитель: О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их.
Задание : вам нужно закончить пословицы и поговорки о семье.
Где любовь да совет, там и горя … (нет)
Где мир и лад, не нужен и … (клад)
Лучший клад, когда в семье … (лад)
В гостях хорошо, а дома … (лучше)
В своём доме и стены … (помогают)
В семье разлад, так и дому … (не рад)
Вся семья вместе, … (так и душа на месте)
Классный руководитель: Все семьи разные, разнятся они своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями, но семьи не может быть без семейных правил. Каждая семья вырабатывает и старается сохранить их. Семейные правила – это… (читаем на слайде 7)
Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба
-Прочтём названия.
Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.
Крепка бывает та семья,
Где нет владений буквы «Я»,
Где правит только слово «Мы»,
Где есть совместные мечты!
Если взять Любовь и Верность,
к ним добавить чувство Нежность,
все умножить на года,
то получится — СЕМЬЯ!
Классный руководитель: Подчеркивая важность семьи, люди даже учредили Международный день семьи. Он отмечается ежегодно 15 мая.
Классный руководитель: А сейчас я проведём викторину.
Викторина «Логические вопросы, касающиеся семьи или подразумевающие семью, или скрытый смысл этого слова». Задаю вопрос, вы отвечаете.
• Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный круг. В семейном кругу.)
• Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья? (Алфавит.)
• В последнее воскресенье какого месяца в РФ отмечается День матери? (Ноябрь.)
• Что в известной русской сказке пустил царевич, желая найти хорошую невесту? (Стрелу.)
• Назовите совсем неподходящий месяц для женитьбы. (Май, потом придётся всю жизнь маяться.)
• В какой сказке К.И. Чуковского именины заканчиваются свадьбой? («Муха-Цокотуха».)
• Родительский инструктаж одним словом – это... (Наказ.)
• Геометрический символ брака – это… (Два кольца.)
• Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра.)
• Какая птица спасла Дюймовочку от свадьбы с кротом? (Ласточка.)
• Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи? (Улей.)
• В каком месяце отмечается Международный день семей? (Май.)
Классный руководитель: Ребята как вы думаете, можно наш класс назвать семьёй? (ученики высказывают свои мнения)
- Верно, наш класс можно назвать семьёй. Конечно, мы не родственники, но видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаём что-то новое, радуемся вместе победам и огорчаемся из-за неудач. И мне бы хотелось, чтобы наш класс стал ещё дружнее и остался такой дружной семьёй до окончания школы. Листаем вторую страницу, она называется « Наш общий дом».
Наша школа – это тоже дом, в котором вы живёте. Тепло домашнего очага в нем поддерживают работники школы-интерната. Ежедневно десятки людей трудятся , отдавая вам – дети, тепло своего сердца и частичку своей души. Учат жить и любить всё, что вас окружает.
Ученица:
Я узнала, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
В поле – каждый колосок!
Речка, небо голубое –
Это всё моё, родное.
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!
Сообщение « Дом, в котором я живу»
Классный руководитель: «Семья – это часть нашего Отечества, нашей Родины, нашего общества. Листаем третью страницу, она называется «Отечество».
Классный руководитель: послушайте и посмотрите музыкальный видеоролик «С чего начинается Родина?»
Классный руководитель: С сообщением выступит Карина: «Отечество, отчизна, родная страна. Отечество – место рождения человека, место его исторических, духовных, и культурных корней. Это земля, где вырос человек, где находится дом его родителей, где живёт народ, к которому он принадлежит. Это вера и язык этого народа, его история. Родиной мы её называем потому, что здесь мы родились, и все вокруг для нас родное. Мы знаем о том, что наша страна очень большая, богатая. В ней много лесов, морей, озёр, рек.
У каждого человека есть две родины: это малая родина и большое Отечество. Малая родина—город, улица, дом, где ты родился и живёшь.
Отечество—это государство, страна, гражданином которого ты являешься. Когда нет единства внутри твоего Отечества, разобщённость между людьми, человеку очень важно найти опору в себе самом.
Отечество для меня—это память о трагической истории моей страны, это родная культура и родной русский язык ,и стремление их сохранить И, конечно, Отечество—это мой любимый город, его улицы и переулки, зимы и вёсны, её люди, друзья и знакомые, моя семья. Отечество—это память сердца обо всём, что было со мной и с моим народом.
Отечество надо любить и защищать, ведь только благодаря чувству патриотизма, человек становится частью своего народа. Сегодня защита Отечества—такой же священный долг и обязанность каждого, как и много лет назад.
Об Отечестве можно говорить бесконечно, но если кто-то попросит в трёх словах объяснить, что значит для меня Отечество, я отвечу: «ЛЮБОВЬ, ВЕРА, НАДЕЖДА»
Задание № 1. Подберите слова, близкие по значению к слову Отечество. Как по-другому мы называем нашу страну? (Россия, Родина, Отчизна.)
Что мы Родиной зовем?
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
А сейчас мы сыграем в игру. На столе у вас лежат карточки «Да» или «Нет». Я буду читать утверждения, если вы согласны поднимайте карточку «да», если не согласны «нет».
1. О своей Родине надо заботиться как о матери.
2. Наша Родина – Россия.
3. Любое место на Земле - может быть человеку Родиной.
4. Отечество – это место, где жили твои предки, и где родился ты.
5. Родина – нас не кормит как мать.
6. Родиной дорожить нужно обязательно.
7. Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Привет тебе, мой край родной, (читает Самира)
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой,
И неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый,
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!
Классный руководитель: листаем третью страницу, она называется «Судьба семьи в судьбе страны». Жизнь каждой семьи, ребята, неразрывно связана с судьбой страны. Мы ответственны за то, что происходит с Родиной. Я хочу вам рассказать о судьбе одной семьи… Семьи Степановых.
Было у матери 9 сыновей. Домой с войны не вернулся никто! Вот каких верных Отечеству, доблестных сыновей воспитала мать - Епистиния Фёдоровна Степанова! Солдатская мать - Кавалер орденов "Мать-героиня" и "Отечественной войны 1 степени" (боевой орден за подвиг матери, который приравнен к ратному). Потому что, все они, герои нашей Родины, они сохранили для нас нашу страну свободной. Давайте почтим стоя память минутой молчания всех тех, кто не вернулся с той войны.
Классный руководитель: Отечество является частичкой нас самих, и мы обязаны его защищать. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ, статья 59 Конституции РФ. Это вы будете изучать на уроках обществознания .
Холмы, перелески, (читает Егор)
Луга и поля
— Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей
— Частица великой
Отчизны моей.
Берегите Россию – нет России другой. ( Читает Кирилл)
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе,
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!
III. Итог.
Классный руководитель: Скажите, о чём же мы с вами сегодя беседовали, что интересного вы узнали и закрепили в своем сердце навсегда.
ü Что же самое главное и важное для каждого человека? (Семья, где его любят, он чувствует себя защищенным, нужным.)
ü Является ли школа вторым домом и семьей для человека? (Да, здесь проводит большую часть времени, многому учится, всю жизнь вспоминает школьные годы.)
ü Важно ли любить своё Отечество, быть патриотом своей страны? Должны ли защищать свою Родину? (Ответы.)
Мы все, ребята, должны любить свою родину, помнить о тех героях, кто отдал жизни за нас с вами. И самое лучшее, что мы можем сделать - это достойно прожить свою жизнь. Я хочу, чтобы вы постарались, конечно, чтобы так и было.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.