ТВОИ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОЖАРЕ (Практикум)
Цели: научить детей правильно действовать в чрезвычайных ситуациях; закрепить знания правильного поведения при пожаре; прививать навыки осторожного обращения с огнем.
Оборудование: серия плакатов по противопожарной безопасности, макет дома, выставка книг, средства пожаротушения.
Ход занятия
I. Рассказ «Из истории пожарного дела».
Учитель.
Говорим - огонь нам друг!
Но врагом он станет вдруг,
Если мы о нем забудем,
Отомстит он сразу людям.
Пожалеете о том
Вы в сражении с огнем.
Тут он страшен и суров
-И от дома куча дров.
Сегодня мы поговорим о том, как правильно вести себя и действовать при пожаре, рассмотрим, какие меры безопасности необходимо соблюдать, чтобы не стать жертвой огня.
200 лет назад пожары обнаруживали с каланчи - высокой башни. (Показ рисунка каланчи.)
На площади базарной,
На каланче пожарной
Круглые сутки
Дозорный из будки
Поглядывал
На север, на юг,
На запад, на восток -
Не виден ли дымок?
И если видел он пожар,
Плывущий дым угарный,
Он поднимал сигнальный шар
Над каланчой пожарной.
И два шара, и три шара
Взвивалось вверх бывало,
И вот с пожарного двора
Команда выезжала.
С. Я. Маршак
У пожарной части было два этажа. На втором этаже жили пожарные с семьями. На первом стояли повозки с бочками с водой, баграми, лестницами. Но самое главное здесь - лошади - самые лучшие, самые резвые. (Рисунок - повозка с бочками и лошадьми.)
Пожарная часть, выезжающая в те времена на пожар, представляла собой довольно солидную процессию. Впереди на лихом коне - трубач (рисунок), громкими звуками предупреждающий прохожих о том, что пожарные с большой скоростью едут на пожар. Отсюда и пошло выражение: «Летит как на пожар». Но дом зачастую не успевали спасти.
На смену лошадям пришли мощные машины, а труба явилась родоначальницей сирен, которые устанавливаются на современных пожарных автомобилях. (Рисунок пожарной машины.)
17 апреля 1918 года В. И. Ленин подписал декрет «Об организации мер борьбы с огнем». Эту дату принято считать днем рождения пожарной охраны. (Рисунок.)
Пожары причиняют огромный вред народному хозяйству, губят человеческие жизни. В уральском городке Верхотурье огонь уничтожил более 100 жилых домов. Из-за шалости детей 500 человек остались без крова, один человек погиб и несколько пострадали.
Пожарные всегда спешат на пожар, но иногда они приезжают слишком поздно. Как говорится, «на пожарных надейся, а сам не плошай», то есть до того, как на пожар приедут пожарные, мы многое сумеем спасти, затушить пожар, если будем правильно действовать.
Пожар - это опасность для здоровья и жизни людей, значит это - ЧС (чрезвычайная ситуация).
А главное в ЧС - не паниковать и правильно, грамотно действовать.
II. Конкурс знатоков правил пожарной безопасности.
Учитель. Сейчас мы и проверим, и закрепим наши знания, инсценируя различные ситуации с огнем. В игре будут принимать участие две команды;
1-я команда «Огонек».
Девиз:
«Легче, чем пожар тушить,
Нам его предупредить».
2-я команда «Огнетушитель».
Девиз:
«Крепко помните, друзья,
Что с огнем шутить нельзя».
Игровые ситуации и задания:
1. У вас загорелся телевизор, Какими должны быть ваши действия?
(Предметы для наглядности: телевизор, макет пламени из бумаги, ведро с водой, одеяло, песок.)
Ответ
:- обесточить,
- накрыть влажной тканью,
- при необходимости позвонить «01» и вызвать пожарный наряд.
2. Кашу Саша решил на сковороде подогреть,
При этом в соседней комнате песни попеть.
Заигрался Саша и бдительность потерял,
Правила пожарной безопасности не соблюдал.
И вот огоньки заскакали кругом,
И вспыхнул, как щепочки, бабушкин дом!
На сковороде загорелось масло.
Какими должны быть ваши действия?
(Предметы сковорода, кружка с водой, полотенце.)
Ответ:- выключить газ,
- накинуть влажное полотенце.
3. На тебе горит одежда. Что будешь делать?
Ответ: - надо упасть на пол (землю, траву, снег),
- накрыться влажной тканью,
- бежать нельзя.
4. Увидел человека с горящей одеждой. Как будешь действовать?
Ответ: - догнать, накрыть тканью,
-уронить на пол,
- тушить огнетушителем нельзя.
5. Ты о пожаре услыхал,
Скорей об этом дай сигнал
-Смело трубку в руку взять,
«01» сумей набрать
И назвать еще потом
Город, улицу, и дом,
И квартиру, где живете,
И с каким она замком,
И еще сказать: «Даю
Вам фамилию свою,
Также номер телефона,
У которого стою».
Вызовите пожарную службу.
6. Почему телефон пожарной службы - 01?
Ответ: - потому что 01 - простой, его всякий запомнит,
-01 - номер короткий, на пожаре дорога каждая минута,
-01 - номер удобный, его в темноте легко набрать на диске телефона.
Участники команд должны суметь набрать номер телефона 01 пожарной охраны с завязанными глазами.
Пусть знает каждый гражданин
-Пожарный номер -01.
7. От чего гибнут люди при пожаре?
Ответ: от огня, от дыма, от ядовитых газов, от завалов. Дым для человека представляет большую опасность. Когда горит изоляция проводов, синтетика, выделяется отравляющий газ, поражающий организм человека. Достаточно 1-2 вдохов, и человек теряет сознание, а потом к нему подбирается огонь.
8. Как надо преодолевать задымленное место?
Ответ: пригнувшись, так как теплый дым поднимается вверх, задержать дыхание, использовать мокрое полотенце.
9. И г р а «Два сапога - пара».
Описание. Играющим связывают ноги (левую ногу одного игрока с правой ногой другого). Взявшись за руки, они должны допрыгать до финиша. На пожаре очень важно умение работать оперативно, дружно и сообща.
10. И г р а «Донести воду, не расплескав ни одной капли».
Описание. Вода на пожаре дорога. Каждый игрок команды должен бегом донести кружку с водой до макета дома, не расплескав ни капли воды, вылить ее в ведро. Выигрывает та команда, которая за меньшее время наберет большее количество воды в ведро.
11. Доврачебная помощь при ожогах. Ваши действия?
Ответ: если ожог незначительный, надо, подставить пораженное место под струю холодной воды на 10-15 минут. Если ожог сильный, осложнен пузырями, им охвачена большая площадь, надо наложить стерильную салфетку, дать пострадавшему две таблетки анальгина (обезболивающее), доставить его в больницу.
III. Отработка учебной вводной «Эвакуация при пожаре».
Учитель. Что такое эвакуация? Ответ: выход из опасной зоны.
Звучат 3 коротких, I длинный звонок - это сигнал о возникновении пожара. Что нужно делать, услышав этот сигнал?
Ответ: надо эвакуироваться.
Сейчас будем эвакуироваться. Постройтесь быстро в коридоре, без паники, не толкайте друг друга, запомните, кто стоит с вами рядом, кто впереди и позади вас" При эвакуации очень важно не потерять никого. Выходим по плану эвакуации через запасные выходы.
IV. Подведение итогов.
Учитель. Нам пришел приказ:
«За мужество и героизм, находчивость в борьбе с огнем, за знание и умение выходить из трудных ситуаций объявить благодарность учащимся 3 класса».
Цель:
воспитать у детей чувство ответственности за своё поведение в природе,
выработать потребность в общении с природой.
Ход занятия
Учитель: Ребята! Мы с вами уже много знаем о том, что природу надо беречь. А умеем ли мы правильно вести себя во время прогулок на природе? Все ли помнят эти правила?
Ученик:
Чтобы река и ручьи не мутнели,
Рыбы резвились и птицы пели,
Зелень от солнца в жару бы спасала,
Каждому правила знать не мешало.
Учитель: Давайте подумаем, что нас радует в природе. (Ответы детей.) Да, красота, чистый воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчание ручейка. (Грамзапись "Голоса птиц".) Чтобы эту красоту увидели и другие люди, надо научиться общаться с природой. Обратите внимание на выставку ваших рисунков.
Чем же вы больше всего занимаетесь, бывая на прогулках? (Ответы детей.) Играете в мяч, ловите рыбу, катаетесь на лодке, купаетесь в реке, собираете грибы, отдыхаете у костра.
Отгадайте ребусы
(Костёр)
(Огонь)
<Слайд 1>
Учитель: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на библиотечном часе? (Ответы детей.) О пожарах лесных и степных.
<Слайд 2-4>
Учитель: Когда огонь друг, а когда враг? (ответы детей) Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека при условии соблюдения правил пожарной безопасности он послушен. Но если дать ему волю, то добро превращается во зло. Большая часть пожаров происходит по вине людей из-за их беспечности. Вы сейчас слушаете и думаете, что к вам это не относится, - вы лично спичками не играете и друзьям своим не позволяете это делать. А количество пожаров растёт. Отчего же происходят пожары? (Ответы детей.)
Например, ребята собирали тополиный пух во дворе и подожгли его. Правильно ли дети поступили или нет и почему?
Расскажите о пожарах, которые вы видели или которые произошли по вашей вине. (Ответы детей.)
Пожар легче предупредить, чем погасить, и маленькая спичка может обернуться большой бедой.
<Слайд 5>
Учитель: О каком красном петухе говорится? (Ответы детей.)
Давайте выясним причины пожаров.
<Слайды 6-10>
(По ходу показа слайдов выясняется причина возникновения пожара.)
Учитель: Как можно затушить огонь? (ответы детей.)
Если пламя только занялось, можно попробовать сбить его сломанными ветками, небольшими деревцами или даже куртками. Вспыхнувшую траву можно затоптать ногами или забросать землёй.
Если у вас окажется лопата, можно окопать загоревшуюся траву до полуметра в ширину.
Если рядом находится ручей, можно принести воду из него и залить огонь.
<Слайды 11-15>
(По ходу показа слайдов выясняется, чем страшен пожар.)
Учитель: Почему птенчики погибнут? (Ответы детей.)
Игра "Игра-загадка"
Учитель читает четверостишия. Ученики после каждого четверостишия, если считают, что нужно поступить именно так, говорят хором: "Это я, это я, это все мои друзья!", а если неправильно, молчат.
Учитель:
Кто, задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережёт нашу природу
От огня?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья!
Учитель:
Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
Дети молчат
Учитель:
Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья!
Учитель:
С другом в лес вчера пошёл,
Спичек коробок нашёл.
Загорелся старый ствол,
Еле сам живой ушёл!
Дети молчат
Учитель:
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья!
Учитель: Ну вот, теперь я вижу, что вы знаете, что с огнём шутить опасно.
Всегда ли при этом вы выполняете правила поведения?
<Слайд 16>
Учитель: В лесу нельзя разжигать костры. Почему? Это может вызвать лесной пожар. Погибнут не только деревья, но и птицы, звери, выгорит трава. Где же можно разводить костры? Вдали от деревьев, на опушках леса или у реки, используя для этого старые кострища.
Знаете ли вы, что место под костром не зарастает травой в течение 5-7 лет? Пожалуйста, не делайте новых костровищ!
Какие же дрова можно использовать для костров? Правильно, сушняк, валежник. Собирая их, вы очистите участок леса от отмерших деревьев и сухих веток.
<Слайд 17>
Учитель: Посмотрите на рисунок. Найдите туристов, которые правильно разводят костёр, и тех, кто этого делать не умеет. Почему вы так считаете? (Ответы детей.)
Что же останется на этом месте? А ведь под костром выгорит и верхний, плодородный слой почвы. Почва образовалась из минералов и горных пород, а также из разлагающихся органических веществ (остатков). 0,5 - 1 см почвы образуется за 100-300 лет. Берегите почву!
<Слайд 18-19>
Учитель: Чьё изображение вы видите в середине плаката? Что нарисовано слева? Что нарисовано справа?
<Слайд 20>
Учитель: Есть шалость, переходящая в хулиганство и даже преступление. Люди совершенно не думают, к каким последствиям могут привести такие "развлечения". А последствия могут быть самые трагичные. Бывают случаи, когда ребята поджигают сухую траву, среди которой приносящие пользу природе насекомые, например муравьи. Что произойдёт с насекомыми?
К сожалению, человек чаще относится к природе не бережно, не экономно, а эгоистично, расточительно. А теперь подумайте, почему так сказал поэт.
Ученик:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е. Евтушенко
(Ответы детей.)
Учитель: Поэт призывает нас бороться со своим бездушным отношением к природе.
Физминутка.
<Слайд 21-23>
(По ходу показа слайдов выясняется, кто тушит лесные пожары, почему трудно тушить лесные пожары.)
Учитель: Помните, только взрослые могут потушить лесной пожар и чаще всего с применением специальной техники.
Загадки:
Чтобы не было огня, не играйте вы в меня. Я - огня сестричка, маленькая : (спичка).
Дым увидел - не зевай, нас скорее вызывай. (Пожарные)
Кто меня не бережётся, тот так скоро обожжётся. (Огонь)
При пожаре не сидим, набираем : (01)
<Слайд-фильм "Пожар" 24>
Учитель: Если вы почувствовали запах гари в лесу, не дожидайтесь, пока огонь станет видно, начинайте двигаться. Огонь всегда идёт по направлению ветра, значит, вам нужно бежать в поперечном направлении, иначе огонь может вас догнать: ведь он движется с огромной скоростью! При сильном задымлении рот и нос нужно прикрыть мокрой ватно-марлевой повязкой, полотенцем, частью одежды. Хорошо если вам удастся перебраться через реку: тогда пожар вас не догонит. Следует помнить:
местность понижается по направлению к воде - ведь вода всегда течёт вниз;
большие просветы в лесу - признак озера, болота или вырубки.
Выйдя из леса, обязательно сообщите о пожаре взрослым или в специальную службу по тушению лесных пожаров.
<Слайд 25>
Учитель: Назовите причины пожаров. (Ответы детей.)
Все пожары в лесу начинаются из-за какой-то внешней причины: источника огня среди деревьев нет. Какие причины природного характера здесь указаны? Кто является виновником других причин? Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще человек.
<Слайд 26>
Учитель: Давайте сформулируем правила поведения в природе и постараемся следовать им.
Учитель: Послушайте отрывки из стихотворения Д. Лапиня, П. Юрциньш "Не шали с огнём"
Ученик:
Огонёк всегда такой -
И хороший и плохой:
Он и светит, он и греет,
И проказничать умеет.
Ученик:
Трое маленьких зайчат
С огоньком сидят, шалят.
Им, зайчатам, невдомёк,
Что опасен огонёк.
Ученик:
Взгляд лесничего суров:
- Здесь не место для костров!
Погасить велел костёр,
И закончил разговор.
Ученик:
Чтобы выросла пшеница,
Нужно много потрудиться.
И огня не разжигай
Там, где зреет урожай.
Ученик:
Побежал, как ручеёк,
В старой травке огонёк.
Разве скажет кто-нибудь,
Где он свой закончит путь?
(Д. Лапиня, П. Юрциньш)
<Слайд 27>
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.